Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины дс. Ф. 6 технический дизайн и эргономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. Переключение.

    2. Управление.

    3. Установка.




  1. Какова рекордная скорость машинописи?

  1. 336 знаков в минуту.

  2. 686 знаков в минуту.

  3. Более 700 знаков в минуту.




    1. Какой признак используется для решения проблемы правильного изображения на экране монитора группы частично перекрываемых друг друга объектов?

      1. Света и тени.

      2. Взаимного расположения объектов.

      3. Стереоскопического зрения.




  1. Какая функция человеческого общения состоит в обмене информацией и используется для моделирования диалога человека с компьютером?

    1. Коммуникативная.

    2. Интерактивная.

    3. Перцептивная.




  1. Какой признак используется с целью спроектировать объемные объекты на плоскость компьютерного дисплея таким образом, чтобы более удаленные отрезки объекта изображались более короткими, чем равные им по величине, но более приближенные отрезки?

    1. Линейной перспективы.

    2. Взаимного расположения объектов.

    3. Стереоскопического зрения.




  1. Как называется тип меню, позволяющий делать циклический обход пунктов по разным маршрутам?

    1. Простой.

    2. Многоуровневый.

    3. Сетевой.




  1. Как называется режим диалога, основанный на вводе пользователем в систему числовых и других параметров по форматам, предоставляемым системой?

    1. Запрос по образцу с использованием позиционного выбора.

    2. Язык команд.

    3. Ответы с указанием.




  1. При каких условиях чтение с экрана дисплея осуществляется успешнее?

    1. Если освещенность стола находится по отношению к освещенности экрана дисплея в пропорции 3:1.

    2. Если освещенность стола находится по отношению к освещенности экрана дисплея в пропорции 5:1.

    3. При более высокой освещенности.




  1. Что вызывает неудачное расположение экрана монитора по отношению к источникам света и оконным проемам?

    1. Зрительное утомление, связанное с частой переадаптацией глаз при переводе взора с документа на экран и обратно.

    2. Блесткость и ослепляющий эффект экрана монитора.

    3. Снижение остроты зрения.




  1. Каким образом жидкокристаллический монитор обеспечивает высокую контрастность изображения?

    1. В результате сканирования электронным лучом по экрану.

    2. Благодаря адресации импульса по матрицам экрана.

    3. В результате изменения характеристик отражения пикселя.





  1. В какую область имеет место перенос внимания эргономики в настоящее время?

    1. В область аппаратного обеспечения отображения информации.

    2. В область программного обеспечения отображения информации.

    3. В область телекоммуникационного обеспечения отображения информации.




  1. Какой режим обеспечивает получение разносторонней информации об объекте на одном экране?

    1. Полиэкранный режим отображения информации.

    2. Моноэкранный режим отображения информации.

    3. Трехмерный графический режим отображения информации.




  1. Среди скольких объектов реализован выбор в простом типе меню?

    1. Три-пять.

    2. Пять-девять.

    3. Девять-двенадцать.


Критерии оценки: за каждый правильный ответ даётся один (1) балл.
25-30 ,баллов – «5» (отлично)

16-24 баллов – «4» (хорошо)

9-15 балла – «3» (удовлетворительно)

8 баллов и менее – «2» (неудовлетворительно)

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Объясните причины возникновения эргономики.

  2. Дайте определение понятию «человеческий фактор».

  3. Дайте определение понятиям «объект эргономики», «предмет эргономики», назовите общую цель эргономики.

  4. Докажите, что эргономика является одновременно научной и проектной дисциплиной.

  5. Назовите группы методов эргономики и кратко охарактеризуйте их.

  6. Каковы ведущие эмпирические методы эргономики?

  7. Перечислите формы опросных методик, отличающихся друг от друга.

  8. Что такое экспериментальный метод исследования, как он применяется в эргономике?

  9. Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности.

  10. Дайте определение понятию функционального состояния.

  11. Виды функциональных состояний человека.

  12. Определите этапы развития стресса.

  13. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности.

  14. Какие основные группы показателей используются для диагностики утомления?

  15. Факторы деятельности, вызывающие утомление.

  16. Производственное утомление, его виды и причины.

  17. Использование теории утомления при проектировании трудовых процессов.

  18. Характеристика эмоциональных состояний оператора.

  19. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту.

  20. Психофизиологические требования к орудиям труда.

  21. Что включает в себя понятие «рабочее место». Эргономические параметры рабочего места.

  22. Основные эргономические требования при проектировании рабочих мест.



1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. кафедрой до начала сессии). Экзамена по данной дисциплине не предусмотрено учебным планом.


    1. Примерная тематика рефератов.

  1. Причины возникновения эргономики как науки.

  2. Дайте определение понятиям «объект эргономики», «предмет эргономики», назовите общую цель эргономики.

  3. Раскройте группы методов эргономики и кратко охарактеризуйте их.

  4. Что такое экспериментальный метод исследования, как он применяется в эргономике?

  5. Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности.

  6. Понятие функционального состояния.

  7. Виды функциональных состояний человека.

  8. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности.

  9. Какие основные группы показателей используются для диагностики утомления?

  10. Факторы деятельности, вызывающие утомление.

  11. Производственное утомление, его виды и причины.

  12. Использование теории утомления при проектировании трудовых процессов.

  13. Характеристика эмоциональных состояний оператора.

  14. Антропометрия как наука

  15. Психофизиологические требования к орудиям труда.

  16. Борьба с утомлением.

  17. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту.

  18. Психофизиологические требования к орудиям труда.

  19. Что включает в себя понятие «рабочее место». Эргономические параметры рабочего места.

  20. Основные эргономические требования при проектировании рабочих мест.


1. 14 Примерная тематика курсовых работ. Курсовых работ по данной дисциплине не предусмотрено учебным планом.
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Квалификационных (дипломных) работ по данной дисциплине не предусмотрено учебным планом.
1.16 Методики исследования.

Включенное наблюдение

Методы опроса, анкетирования

Изучение и анализ письменных работ, устных ответов.

Педагогический эксперимент и моделирование.
1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.
Нет.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Электронные конспекты лекций, слайды, таблицы, графики хранятся на кафедре.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 1


Тема: Предмет, цели, задачи и структура эргономики

План:

1. Предмет, объект эргономики.

2. Основные цели и задачи.

3. Состав и структура эргономики.

4. Причины возникновения и этапы развития эргономики как науки.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

  1. Объясните причины возникновения эргономики.

  2. Дайте определение понятию «человеческий фактор».

  3. Дайте определение понятиям «объект эргономики», «предмет эргономики», назовите общую цель эргономики.

  4. Докажите, что эргономика является одновременно научной и проектной дисциплиной.

Основная литература


  1. Богданович Л.Б., Бурьян В.А., Раутман Ф.И. Художественное конструирование в машиностроении. «Техника», 1976. (электронный носитель)

  2. Громов Ф.А. Эргономика. Учеб. пособие. ЛФЭИ, Л., 1989.

  3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., МГУ 1979.

  4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)

  5. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель, 2006

  6. Эргономика. Учеб. Пособие для вузов. Под ред. проф. В.В. Адамчука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Эмпирические методы исследования.

План:

1. Эмпирические методы исследования. Анализ документации и продуктов деятельности пользователей.

2. Опосредованное наблюдение.

3. Самонаблюдение.

Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

  1. Назовите группы методов и кратко охарактеризуйте их.

  2. Каковы ведущие эмпирические методы эргономики?

  3. Определить, в каких случаях возникает необходимость, выбора эргономистом одного из ведущих метода исследования.

  4. По каким параметрам производственное исследование отличается от лабораторного?

  5. Опишите вертикальные и горизонтальные графы протокола наблюдения.

  6. Какие факторы могут помешать проведению самонаблюдения?

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ.

2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

3. Анастази А. Психологическое тестирование в 2-х томах. Т1, Педагогика,