Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно – педагогический институт

(институт)

Психолого – педагогическое образование

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)


  1. по учебному курсу «Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи.»


Вариант ____ (при наличии)


Студент

Е.С.Юткина







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбдо-2002б













Преподаватель

Болгарчук Елизавета Игоревна







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические и эмпирические подходы к изучению проявления агрессии у студентов с разным уровнем самооценки 5

1.1 Теоретические подходы к изучению агрессии в зарубежной и отечественной психологии 5

1.2 Понятие самооценки 11

1.3 Влияние самооценки на агрессивное поведение в период юношеского возраста 13

Глава 2 Практическое изучение проявления агрессии у студентов в зависимости от их уровня самооценки 16

2.1 Методики исследования 16

2.2 Анализ результатов исследования 19

2.3 Рекомендации по профилактике агрессии 28

Заключение 31

Список использованных источников 33

Введение


Актуальность темы. Проблема проявления агрессии была и остаётся актуальной в течении всего времени существования человечества. Это происходит из-за того, что данная проблема касается всех и лежит в основе многих катастроф и преступлений. На
протяжении жизни студента, агрессивное поведение характерно для человека, с которым сложно совладать. Управление такими агрессивными проявлениями имеет огромную важность для налаживания связей в социуме и собственного благополучия. По этой причине, вопрос об агрессивности личности превращается в проблему повышенной актуальности и выдвигается на первый план научного понимания, и ее последующий анализ не подвергается сомнениям.

Студенческий период – это наиболее оптимальный периодом для определения самооценки индивида, потому что самооценка личности благоприятно влияет на повышение физического и психического здоровья и осознанию личностью себя в качестве полноценной части социума. В большинстве психологических работ на тему студенческого возраста, проблема развития адекватной самооценки чаще всего исследуется основательно.

Конкретно студенческий возраст является главным периодом в образовании системы мировосприятия, многих черт характера и общественного интеллекта. Помимо этого, он является переломным в социальном приспособлении личности, является модератором поведения и деятельности. Беря во внимание актуальность проблемы, ее относительно небольшого развития в научных кругах, теоретического и практического значения, была установлена тема работы, определены объект, предмет, цель и задачи работы.

Цель работы: на основании анализа информации из различных источников, провести исследование особенностей показателей агрессии у студентов с разным уровнем самооценки.

Объект: агрессивное поведение студентов.

Предмет: характерные черты агрессивности у студентов с различными

уровнями самооценки.

Чтобы достичь установленной цели работы и доказательства предположения о том, что существует зависимость проявления агрессии от самооценки, были решены следующие

задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу, в которой раскрывается проблема агрессии у студентов.

2. Определить понятие агрессии.

3. Определить понятие самооценки

4. Описать характерные психологические черты юношеского возраста.

5. Рассмотреть главные методы и методики изучения показателей агрессии и самооценки.

6. Воспроизвести психолого-диагностические исследования с целью определения степени агрессии и уровня самооценки, изучить полученные результаты и описать взаимосвязь агрессии и самооценки студента в том случае, если она действительно существует.

7. Предоставить краткие рекомендации для предотвращения профилактике агрессии в студенческой среде.


Глава 1 Теоретические и эмпирические подходы к изучению проявления агрессии у студентов с разным уровнем самооценки

    1. Теоретические подходы к изучению агрессии в зарубежной и отечественной психологии


Агрессивное поведение – это направленное разрушительное поведение, которое идёт вразрез с нормами и правилами, принятыми в обществе, имеющее своей целью нанесение вреда другому человеку или самому себе (аутоагрессия). Агрессия – это особое действия человека, проявляющееся в физических или вербальных формах

Начать следует с психологического анализа. Зачинщиком подобного подхода является Зигмунд Фрейд, который придерживался мнения, что агрессивность – это инстинктивное проявление. Внутри человека определяются два наиболее влиятельных инстинкта: сексуальный и инстинкт стремления к смерти.

Первый из инстинктов нацелен на творение жизни и ее воспроизведение. Второй, в свою очередь, нацелен на деструкцию и прекращение жизнедеятельности. Фрейд писал, что поведение человека – это конфликт между двумя данными инстинктами.

Ввиду того, что практически всегда есть актуальное противоречие между сохранением жизни и её деструкцией, остальные механизмы предназначены для выталкивания энергии танатоса во вне, в направлении «я». В том случае, когда энергия не направляется во вне, это быстро приведет к деструкции самой личности.

Получается, что танатос опосредовано влияет на то, что агрессия нацелена на других [11, с. 42].

Снижение вероятности возникновения угрожающих действий может быть внешним выплеском эмоций, который происходит одновременно с агрессией.

Уместно обратить внимание на экологический подход. Довольно свежо он был описан в работах К. Лоренца, который был сторонником эволюционного понимания агрессии, который имел много общего с позицией З. Фрейда.

Лоренц утверждал, что агрессия – это, прежде всего, некий врождённый инстинкт сохранения собственной жизни, который присущ животным и людям. Лоренц придерживался мнения, что энергия агрессивности, являющаяся инстинктом сражения за жизнь, формируется в организме случайно, беспрерывно, с перманентной скоростью, постоянно аккумулируясь на протяжении всей жизни. Выходит, что проявление конкретно агрессивных действий является противодействием между:


1. Большим количеством накопленной агрессивности.

2. Стимулами, помогающими ослабить агрессию [7, с. 33].

Лоренц подчеркнул, что вдобавок к врожденному инстинкту сражения живые существа имеют навык сдерживать свои устремления, т. е. они обладают неким подавляющим механизмом, который не даёт осуществиться нападению на представителей своего вида. И люди, соответственно, обладают относительно слабым останавливающим механизмом, чем животные. Исходя из этого, технологический прогресс способен обусловить самоуничтожение человеческого вида полностью.

Снижение агрессивной энергии в определённой степени зависит от некоторых факторов. Помимо этого, Лоренц писал, что любовь и дружба являются неотделимым компонентом жизни и дополнительно препятствуют проявлениям агрессии в реальной жизни и во время контакта с людьми.

Теория фрустрации, выдвинутая Д. Доллардом, конфликтует с теориями Фрейда и Лоуренца. Согласно данной теории, агрессия определяется в качестве ситуационного процесса, который имеет такие главные положения:

  1. Фрустрация во всех случаях ведёт к агрессии.

  2. Агрессия во всех случаях – это итог фрустрации [7, с. 34].

Мотивация агрессии определяется тремя факторами:

  1. Уровень удовлетворения, который субъект ожидает получить в будущем.

  2. Осуществление цели.

  3. Уровень помех при достижении цели.

  4. Количество разочарований, следующих одно за другим

Другими словами, чем выше ожидания субъекта в плане удовольствия, тем мощнее помехи, и чем больше количество подавленных реакций, тем выше будет приоритет стимула к агрессивному поведению. В том случае, если фрустрации идут последовательно, то их сила может становиться накопительной, что это может привести к агрессивной реакцию высшей степени.

Однако люди не во всех случаях агрессивно реагируют на состояние фрустрации, из-за чего Доллард и его сторонники заключили, что подобное поведение не возникает вместе с фрустрацией, а в первую очередь по причине угрозы наказания. В такой ситуации происходит «сдвиг», во время которого агрессия выплёскивается на того, кто способен дать слабейший ответ. Другими словами на того, чьё сопротивление имеет наименьшую силу.

Выходит, что человек, который подавляет агрессию против фрустратора сильным страхом наказания