Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анализ результатов исследования


Мы проведём экспериментальные исследования, которые основывается на выбранном диагностическом материале и охватывает юношей и девушек 1,2, 3 и 4 курсов, в целом – 73 человека. В ходе исследования применялись методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан, методика агрессивности Басса-Дарки и методика агрессивности Ильина. Согласно результатам исследования, участники разделялись на 2 группы с низкой самоооценкой и высокой, для которых характерен определенный уровень агрессии (рисунок 1).



Рисунок 1 – Отношение степени агрессивности студентов с низкой и высокой самооценкой.

Если рассмотреть график, то становится ясно, что практически все показатели агрессивности у людей с высокой самооценкой оказывается выше, чем у людей с низкой самооценкой. Однако, хорошо заметно, что преобладает чувство вины. Это свидетельствует о том, что человек меняет себя определённой степени испытывает чувство вины из-за того, что он предполагал сделать или уже сделал. Предположительно, причины этого являются то, что люди, обладающие высокой самооценкой, обладает более высоким уровнем зависимости от того, что думает о них остальные люди, имеют более высокий уровень чувствительности к оценке людьми их деятельности, способны рациональные ценители со стороны, дать оценку непосредственно ситуации и своей деятельности в процессе его выполнения [5, с. 128]. Главной причиной появления чувства вины является то, в какой форме происходило воспитание человека. В детстве не является редкостью ситуация, когда ребёнок ставится в неловкое положение. Его обвиняют в его поступках, постоянно утверждают, что его действия неправильные, не соответствуют желаниям родителей и вместо обучения ребёнка и поддержки, используют наказание.

На графике хорошо заметно, что у людей с низкой самооценкой превалирует использование прямой физической агрессии, в то время как у людей, обладающих высокой самооценкой, частота применения такой агрессии значительно ниже. Такие показатели могут свидетельствовать о том, что у людей с низкой самооценкой отсутствует видение иного выхода из положения, за исключением нанесения физического вреда другим, отставания собственного мнения с помощью силы, вместо вербальных дискуссий. Люди, у которых самооценка
находится на относительно низком уровне, скорее всего, видели подобное поведение в детском возрасте, когда один из членов семьи наносил физический вред другому, из-за чего и сформировалась такая модель поведения, аналогичная той, которую человек наблюдал в детстве. Подобным образом могли устояться убеждения, следствием которых является то, что поведение человека становится в целом агрессивным и он начинает видеть лишь то решение проблемы, которое осуществляется способом отстаивания собственного мнения с использованием физической силы [5, с. 129].

Также, есть вероятность, что проявление подобной агрессии – это одна из форм выплеска аккумулированных эмоций в рамках сложившейся ситуации. К тому же, среди обеих выборок наблюдается довольно высокие показатели вербальной агрессии, что может свидетельствовать о том, что как люди, обладающие высокой самооценкой, так и люди, обладающие низкой самооценкой, практически наравне применяют оскорбления и ругательства в сторону другого человека. Во время спора наблюдается повышение громкости голоса, ругательства в качестве попытки давления на оппонента. Скорее всего, это следствие конфликтов в семье человека, во время которых члены семьи всегда повышают громкость голоса, наблюдается резкий переход от спокойной манеры ведения диалога к крикам, к тому же, скорее всего, часто присутствовало унижение ребёнка. Подобное поведение зафиксировалось в человеке по причине того, что он наблюдал похожие ситуации на протяжении всего своего детства, что помогло такой модели закрепиться в процессе развития ребенка и стать некой самостоятельной установкой [5, с. 130].

Далее, необходимо выяснить, существуют ли сильные различия в 2-х выборках. С этой целью был применён критерий Манна-Уитни, а получившиеся значения указаны в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты отношения агрессивности и самооценки по критерию Манна-Уитни

Показатель

Среднее по выборке с низкой самооценкой

Среднее по выборке с высокой самооценкой

U-критерий Манна – Уитни

Результаты

Физическая

5,55

6,05

0.34

H0 принимается

Косвенная

4,30

4,50

0.65

H0 принимается

Раздражение

5,11

5,24

0.05

H0 принимается

Негативизм

2,61

3,21

0.04

H0 отклоняется

Обида

3,69

4,08

0.42

H0 принимается

Подозрительность

5,33

5,35

0.78

H0 принимается

Вербальная

6,72

7,13

0.25

H0 принимается

Чувство вины

4,63

5,67

0.009

H0 отклоняется






























































Продолжение таблицы 2

Прямая физ. агр

5,05

4,75

0.59

H0 принимается

Косвенная физ.агр

. 3,91

4,24

0.31

H0 принимается

Прямая вербальная агр.

4,22

4,45

0.54

H0 принимается
















Косвенная вербальная агр.

5,27

4,56

0.91

H0 принимается


В ходе анализа показателей было выявлено, что присутствует довольно сильные отличия в значениях чувства вины и негативизма. Это демонстрирует, что люди, обладающие высокой самооценкой, имеют более высокие баллы по этим показателям, относительно людей с низкой самооценкой. Высокой самооценкой, имеют установку идти против того, кто указывает им Что необходимо делать, установку на сопротивление подчинению, даже в тех случаях, когда это на руку человеку. Такие люди предпочитают придерживаться собственного мнения, как следствие выплеска эмоций, который произошёл из-за раздражения, вследствие попытки другого человека донести до них своё мнение. Вполне возможно, что виной всему воспитание либо неверное понимание модели поведения родителей. Для человека, характерной чертой которого являются высокие показатели негативизма, имеет большое значение оказаться правым, также для него важно, чтобы его мнение принималось как единственно верное [5, с. 134].

Некоторые люди могут просто следовать своим негативным установкам относительно того социума, в котором они существуют. Им кажется, что это общество подавляет в них индивидуальность, однако причиной таких действий способна быть и симпатия к другому человеку, из-за чего у таких людей складывается мнение, что такой вариант развития событий будет наиболее уместным в данной ситуации. Среди причин, из-за которых человек может выражать негативизм относительно стальных людей, находится попытка обратить на себя внимание, негативное восприятие мира, попытка самоутвердиться [5, с. 135].

Также следует отметить показатели чувства вины, по которым также имеются существенные отличия. Среди людей, обладающих высокой самооценкой, наблюдается значительное превалирование по данному показателю. Такой результат можно интерпретировать как то, что люди могут испытывать чувство вины даже в тех ситуациях, когда они объективно не виноваты. Это
может происходить вследствие воспитания, во время которого присутствует обвинение ребёнка в том, что все его действия являются неправильными, ребёнку не даётся ощущение своей самостоятельности и уверенности в себе, из-за чего в будущем может формироваться неуверенность в себе, которая тянет за собой вину за те поступки, которые человек делал и также за те, которых он не совершал. Важным является отличие чувства вины от совести.

Совесть – это чувство, следствием которого могут стать изменения в поведении и эмоциональное развитие, в то время как чувство вины является обратным ему, ведёт к разрушениям и фиксированию дефектных установок. Полученные в ходе исследования подобные различия свидетельствуют о том, что агрессия, на самом деле, в значительной степени зависит от самооценки человека. Однако, этого недостаточно для того, чтобы сделать окончательный вывод. Поэтому был осуществлён корреляционный анализ с учётом всех показателей, для демонстрации связи между ними. Высокая степень корреляции свидетельствует о том, что имеется взаимосвязь между двумя компонентами. Далее в работе подробно раскрывается то, как проявляется данная взаимосвязь [5, с. 135].

Первыми будут люди с низкой самооценкой. Среди них прослеживаются такие корреляции и их интерпретации:

1. Корреляция между негативизмом и обидой означает, что при ощущении неприязни касательно взглядов другого человека или его мнения в коллективе человек начинает испытывать чувство ненависти к тем людям, которые являются сторонниками подобных взглядов и мнений. Такая неприязнь возникает во время того, когда человеку кажется, что его не слушают, либо же не воспринимает всерьёз. В некоторых ситуациях негативизм используется как инструмент для самоутверждения в том случае, когда человеку не удаётся получить нужного ему количества внимания, возникает обида. Проявление обиды могут происходить в виде чувства гнева относительно того, в сторону кого направлены негативные эмоции или же из чувства жалости к себе, ощущения того, что с человеком поступили не справедливо, либо же из-за негативных эмоций в сторону тех, кто не поддерживает его.

2. Корреляция между обидой и чувством вины. Человек испытывает чувство вины за чувства, которые в нём присутствуют. В случае, когда другой человек предпринимает попытку обидеть его, или в случае, когда ему самому кажется
, что в его сторону применяется давление, попытка вызвать негативные эмоции, в нём начинает возникать чувство вины по отношению к себе, мысли о том, что с ним что-либо не так и по этой причине остальные хотят его расстроить, либо же задеть. Такое мышление может быть результатом убеждений, которые образовались в человеке в период детства. Дефицит внимания, перманентные упреки от близких людей, постоянные напоминание о том, что ребенок все делает не правильно – отсюда и сформировалось убеждение, что человек сам виноват абсолютно во всем, что его окружает, даже в том, что люди его упрекают [5, с. 147].

3. Корреляция между подозрительностью и косвенной агрессией. Подозрительность подразумевает, что человек ощущает угрозу в свою сторону или что предпринимается попытка задеть его достоинства, даже в том случае, когда для это нет оснований. Такой человек не станет прямо проявлять свою агрессию в адрес того, кто, по его мнению, осуществляет такие действия, а вместо этого находить пути выплеснуть агрессию в пределах спортивного зала либо же оставлять агрессию внутри себя. Подобное поведение обычно наблюдается в качестве результата опасения причинения вреда непосредственно тому, кто является, по его мнению, причиной расстройства, потому что такой человек испытывает страх получить ответ или услышать неприятную правду в ответ на свои действия. Подобная модель поведения способна возникать в период подросткового возраста, когда заниженная самооценка служит помехой развитию. Также низкая самооценка может обуславливать то, что в человеке возникает подозрительность, он становится слишком мнительным и пропускает через себя всё то плохое, что наблюдает вокруг. К тому же, заниженная самооценка способна быть причиной неуверенности в себе, из-за чего возникает страх, что человек не способен одержать победу в споре, что ведёт к косвенному способу выражения агрессии.

4. Корреляция между прямой физической и косвенной агрессией. Человек проявляет агрессию путём физических действий, однако его действия могут быть направлены не в сторону настоящие причины его агрессии, а в сторону того, кто слабее его, или же в сторону того, кто даёт согласие на подобное действие относительно его. Подобная установка может быть получена в период подросткового возраста, появиться в итоге страха проиграть, который возникает по причине низкой самооценки. Это становится причиной того, что человек проявляет свою агрессию косвенно. Ещё одной целью такого поведения может быть выплеск аккумулированных эмоций [5, с. 148].