Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прежде всего, он характеризуется кризисом 17 лет, который по уровню сложности можно соотнести с кризисами 3 и 11 лет. Большинство студентов первых курсов в России – это семнадцати- и восемнадцатилетние девушки и молодые люди, которые во время обучения проходят через такой кризис [3, с. 67].

Некоторые исследователи относят юность к этапу приготовления к более поздним этапам. Однако, на сегодняшний день, в психолого-педагогической литературе более ранние возраста с меньшей частотой относят к этапу «подготовки к взрослой жизни». Детство, подростковый возраст, юношество являются неотъемлемыми компонентами жизни человека. Однако юноша, относительно ребенка и подростка, юридически имеет такие же права и обязанности, как и у взрослого человека.

Данный возраст отличается активностью общественной жизни. Юноши и девушки превращаются в полноправных членов социума с юридической точки зрения. Если изучить социальную ситуацию развития, следует подчеркнуть, что в юношеском возрасте она имеет резкую перемену образа жизни и социальных взаимоотношений. Социальная ситуация влияет на неотвратимость выбора касательно будущего жизненного пути, профессии, и такой выбор сильно воздействует на модель поведения. Перемены в образе жизни, социальном статусе, социальной группе, приспособление к уже совершенно другому коллективу и другим жизненным условиям обуславливают возрастной кризис, который способен стать причиной состояния стресс-фрустрации и вызывать агрессию, которая появляется по причине фрустрации.

Было установлено, что люди юношеского возраста в 50-ти процентах случаев проявляют экстрапунитивные реакции, и с почти в два раза меньшей частотой интрапунитивные и импунитивные.

Экстрапунитивная фрустрация скорее характерна для юношей и девушек, имеющих устойчивый тип нервной системы, а интрапунитивная – более слабых в этом плане. Экстрапунитивные реакции с повышением уровня интеллекта снижают свою частоту проявлений, а интро- и импунитивные – напротив, становятся более частыми.

Выходит, что определяя роль фрустрации в появлении юношеской агрессии, обнаруживается связь таковой с биологическими факторами и с интеллектом студента [5, с. 88].

Уместным будет подробнее остановиться на анализе исследований в области агрессивности и самооценки. Начать необходимо с изучения исследований, которые посвящены агрессии.


Исследование происходило на базе Горного и Педагогического институтов Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова. В исследовании принимали участие 34 студента (17 юношей и 17 девочек) подросткового возраста. В ходе исследования были применена техника Bassa-Darka. В конце эксперимента молодые люди, выражая своё преобладание в проявлении физической агрессии и негативизма, показывают свою активную жизненную позицию и нужду в демонстрации своей точки зрения. Девочки, большинство из которых демонстрирую тенденцию к раскаянию, вместе с интрапунитными чертами, выражали востребованность корректировки неадекватной самооценки. Такие черты лучше демонстрируются в подозрениях и словесной агрессии девочек, акцентируют внимание на том, что могут присутствовать параноидальные склонности в их поведении, негативное восприятие настоящего положения в обществе, в их жизни и желания преобразовать его, например, перестать применять вербальное выражение собственной агрессии. Бесполезные варианты проявления агрессии, косвенная агрессия и негодование часто можно заметить в поведении студентов. Они выступают источниками аккумуляции негативных эмоций. Выяснено, что латентная агрессия способна выражаться пассивностью, эгоцентризмом, скукой и депрессией и являться помехой для умственной и социальной активности студентов.

Степень неадекватности самооценки непосредственно отражается на уровне агрессии. Поведение студента, в которое входит агрессивное поведение, образуется на фундаменте самооценки. Я-концепция является суммой представлений индивида о себе, образованных вследствие собственного жизненного опыта – результат самосознания, итог знания и оценки человеком. Самосознание является устойчивым компонентом и в него входит содержание «Я-концепции». Положительная самооценка – это позитивное восприятие себя, чувство собственной ценности, которое прогрессирует вместе с самоактуализацией личности и в которую входит самоуважение и принятие себя. Самооценка является результатом настоящих достоинств или недостатков, принятие себя – это безусловная эмоциональная саморегуляция [6, с. 111].

Во время оценки себя, юноши и девушки познают и анализируют собственные способности, формируют моральные идеологии и приоритеты ценностей. Следовательно, формируются социальные контакты вместе с уважительным отношением к другим людям. Беря это за основу,

складывается поведение, куда входит и агрессивное.

Слишком высокая самооценка обуславливает то, что человек обладает склонностью завышать свои возможности и характеристики в ситуациях, в которых делать этого не следует или даже опасно. Такой человек высокомерно берет себе работу, которая находится выше его настоящих способностей. В случае неудачи, это способно обусловить всплеск агрессивных эмоций. При постоянных неудачах может сформироваться высокий уровень агрессивности. Снижение самооценки может говорить о том, что присутствует комплекс неполноценности, низкая уверенность в себе, и также о том, что подобный человек склонен оценивать себя ниже относительно других и относительно того, кем он на самом деле есть.

Одновременно с этим, такой человек с низкой самооценкой наблюдают за тем, как люди с нормальной самооценкой хорошо справляется со своими обязанностями и многими видами деятельности, и в итоге этого, человек с низкой самооценкой склонен завидовать таким людям, вследствие чего, может появиться агрессия и агрессивное поведение

Как завышенная, так и заниженная самооценка способны быть помехами в жизни человека, мешая ему полностью раскрыть свой потенциал и успешно справляться со своими обязанностями. Также ее следствием является агрессивное поведение [6, с. 114].

Глава 2 Практическое изучение проявления агрессии у студентов в зависимости от их уровня самооценки

2.1 Методики исследования


1. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Целью данного исследования является выявление уровня развития самооценки личности. Критериями в данной методики выступают семь линий: здоровье, характер, авторитет у сверстников, умственные способности, способности, внешность, уверенность в себе и уровень развития на текущий момент. В методике Дембо-Рубинштейна выделяются такие уровни самооценки, как реалистичная самооценка – средняя, высокая, или наиболее благоприятная для развития, завышенная самооценка, или переоценка и низкая самооценка, или же недооценённость. В ходе исследования было проверено 73 человека и разделено на 2 группы. Первая – это группа с высокой самооценкой и вторая с низкой [5, с. 123].

2. Методика агрессивности Басса-Дарки Согласно данной методике, выражение агрессии можно разделить на два главных типа: Первый тип – это мотивационная агрессия, которая обуславливает самоценность человека, вторая – это инструментальная агрессия, которая используется в качестве средства. Каждый из этих типов способен проявляться как под управлением сознания, так и при его отсутствии. Они больше связаны с эмоциональным компонентом. Тем психологам, которые занимаются преимущественно практической деятельностью, необходимо больше внимания уделить мотивационной агрессии в качестве непосредственных проявлений, свойственных личностным разрушительным тенденциям. Оценив уровень подобных деструктивных тенденций, представляется возможным благодаря степени Sc Scheu предугадать вероятность выражения открытой агрессии. Среди таких процедур, предназначенных для диагностики, существует вопросник Bass-Darky [5, с. 124].

При создании данной анкеты, анализируя отличия между агрессией и враждебностью, создатели анкеты выделили такие типы реакций:

  1. Физическая агрессия – это применение физической силы, направленное против другого человека. Латентная агрессия, окольным путём направленная в сторону другого человека или без такого направления.

  2. Раздражение – это состояние, в котором проявляется готовность выражать негативные чувства при наличии даже небольшого триггера.

  3. Негативизм проявляется как оппозиция против существующих обычаев, норм и законов.

  4. Обида проявляется в виде зависти и ненависти к действительным или воображаемым действием на других людей, либо же самого человека.

  5. Проявлением подозрительности можно считать нечто среднее между недоверием и осторожностью в сторону других людей из-за того, что те могут планировать или приносить вред самому человеку

  6. Вербальная агрессия можно считать проявление негативных чувств в виде Крика или визга, также сюда относятся слова, в которых заложены негативные чувства относительно другого человека.

  7. Чувство вины – это выражение уверенности человека в том, что он недостаточно хорош, что его поступки неправильны, а также сюда относятся угрызения совести [5, с. 125].


3. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Анализируемые показатели:

1. Склонность к прямой вербальной агрессии.

2. Склонность к косвенной вербальной агрессии.

3. Склонность к косвенной физической агрессии.

4. Склонность к прямой физической агрессии.

Для того что бы осуществить математическую обработку данных, нами были применены следующие методы:

1. U – критерий Манна-Уитни – статистический показатель, который применяется для осуществления оценивания отличий среди двух автономных выборок в степени проявления определённых признаков, которые измеряются количественно. Он предоставляет возможность обнаружить отличия значений параметров среди малых выборок. Демонстрирует более высокую мощность, чем у Q-критерия Розенбаума. Такая методика показывает, соответствует ли зона перекрещивающихся значений между двумя рядами нужному количеству.

2. Корреляционный анализ исследует связь среди двух переменных. Расчёты таких критериев, имеющих двухмерную взаимосвязь, базируются на выделении формы значений, которые складываются из анализируемых зависимых выборок. Статистика свидетельствует о том, что есть корреляция между двумя переменными и демонстрирует степень связи благодаря определённому критерию взаимосвязи, который называется коэффициент корреляции. Данный коэффициент, который всегда обозначается латинской буквой r, способен иметь значения между -1 и +1 и в случае, если значение располагается ближе к 1, то это стоит понимать как наличие сильной связи, а если ближе к 0, то слабой [5, с. 126].