Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи..docx
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, обращается к замене его корректировок, применяя его на тех, у кого сдерживающий фактор наиболее слабый [9, с. 58].
Когнитивные теории агрессии акцентируют эмоциональные и когнитивные процессы в проявлении агрессивного поведения. Особенно это актуально для негативных триггеров (боль, дискомфорт, неприятные запахи и т. д.). Они проходят обработку с помощью мозга и вызывают агрессивные реакции, обуславливая негативный аффект. Другими словами, агрессия появляется потому что возникает отрицательная реакция.
Циллман констатировал, что «познание и возбуждение тесно взаимосвязаны, они влияют друг на друга на протяжении всего процесса переживания, который приносит страдания». Он писал, что понимание ситуации способно менять уровень возбуждения.
Теория социального научения, в сравнении с остальными, базируется на том, что агрессия – это приобретенное поведение в процессе социализации с помощью наблюдения определённого способа действия и социального подкрепления. Данная теория была выдвинута Бандурой и рассматривала ассимиляцию, провокацию и регулирование агрессивного поведения. Со стороны данной теории, изучение агрессивного поведения невозможно при отсутствии трех вещей:
1. Способы получения таких навыков.
2. Факторы, при которых навыки возникают.
3. Условия, при которых происходит закрепление [8, с. 102].
Поэтому, довольно значительная роль отдаётся обучению, воздействию посредников начальной социализации, в частности родителей, на получение детьми навыков агрессивного поведения. Имеются доказательства того, что поведение родителей способно быть моделью агрессии и что у агрессивных родителей во многих случаях вырастают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что ассимиляция человека большим спектром агрессивных реакций подобного поведения – это фиксация для агрессивных действий, которая увеличивает шанс того, что такое же действие будет произведено в будущем. Вместе с тем, для этого нужна эффективная агрессия, то есть, случаи успешного применения агрессивных действий.
Следует отметить, что данная теория имеет значительно больше возможностей для профилактики и управления человеческой агрессией. Это происходит по двум причинам:
1. Согласно теории, агрессия не является врождённой моделью поведения среди общества. Это значит, что есть возможность её ослабить, ликвидировав причины.
2. Социальное обучение требует выплеска агрессии людьми лишь в конкретных социальных условиях. Сегодня теория социального обучения максимально действенна в предсказывании агрессивного поведения, в частности, если имеется информация об агрессоре и ситуации социального развития.
Выходит, что из приведенных выше теорий, трактующих природу агрессии, можно сделать следующие выводы:
1. Выплеск агрессии объясняется биологическими и социальными факторами.
2. Агрессивность можно трактовать не только как жестокую и недопустимую реакцию, но и как нормальную реакцию индивида в процессе выживание.
3. Агрессивные действия можно сделать слабее или скорректировать в социально приемлемые границы используя позитивное усиление неагрессивного поведения, направление человека на позитивную модель поведения, устранение условий, по причине которых и возникает агрессия [10, с. 95].
Наиболее достоверное эмпирическое подтверждение было достигнуто благодаря теории фрустрации агрессии и теории социального обучения. Одновременно с разрушающей, агрессия дополнительно несёт функцию, которая способствует приспособлению, другими словами – является доброкачественной (согласно Э. Фромму). Человек психологически интегрируется в культуру лишь в той степени, в какой он может управлять самопроизвольным началом. В том случае, когда механизмы контроля снижают степень своего влияния, то человек идёт по пути злокачественной агрессии (Э. Фромм). К ней относятся такие черты, как, например, жестокость, которые препятствуют развитию и направлены на самозащиту и защиту собственного общества. Однако то, где конкретно проходит грань между доброкачественной и злокачественной агрессией даже сегодня остаётся не до конца установленным, потому что довольно трудно определить, какие интересы действительно связаны с виталом, а какие нет. Без объективации сферы жизненных интересов человека невозможно различать доброкачественную и злокачественную агрессию.
В итоге анализа теорий, рассмотренных выше, можно сделать краткий вывод в виде таблицы 1. Данные выводы могут помочь в рассмотрении дальнейших теоретических исследований.
Таблица 1 – Теоретические концепции, изучающие агрессию
Данные способы изучения агрессивного поведения применяют при анализе проблемы с разных сторон, однако направлены на одну цель: научиться профилактике агрессивного поведения и заниматься её предотвращением. В каждом описанном способе говориться об агрессии как о разрушающем факторе сегодняшнего общества, с которым следует уметь справляться.
Следует принять тот факт, что агрессия помогает поддерживать жизнь и является ответом на опасность для витальных потребностей. К. Лоренц утверждает, что агрессия – это значимый компонент эволюционного развития, из чего следует, что можно говорить только о рассмотрении уменьшения интенсивности и глобальности агрессии, потому что инциденты убийства, насилия или тех же драк не обходятся без участия жестокости и агрессии. Для того, чтобы снизить уровень агрессии среди студентов, нужно проанализировать, что оказывает влияние на проявление агрессии, которая берёт начало изнутри. Данная работа будет посвящена прослеживанию связи между агрессией и самооценкой.
Важными составляющими элементами самосознания являются самооценка и самоотношение. Самооценка – это собственная оценка индивидуумом своих способностей, черт и места относительно других людей. Самооценка проявляется различными способами, видами, различными уровнями организованности, как эволюционирующая система. Самоотношение в качестве отношения личности к самой себе, работает как некое «зеркало», исполняет функции самовыражения и самореализации, сохранения собственной стабильности и континуальности Я, саморегуляции и самоуправления, психологической защиты, личного внутреннего диалога.
Самосознание не является врождённым, а приходит постепенно. Трактовка слова «самооценка» существует в разных интерпретациях и все они в чём-то похожи, но все же существует разница. Для более конкретного определения нужно проанализировать проблему трактовки данной концепции, рассматривая её с различных сторон [1, с. 202].
Понятие «самооценка» содержит в себе довольно широкий спектр физических, поведенческих, психологических и социальных черт личности, которые зависят от оценивания себя в рамках этих характеристик. Анализ данной концепции обычно начинается с изучения самосознания личности. Помимо личности, есть некоторые концептуальные отличия, которые предоставляют возможность определить понятие «самооценка». В самых распространённых трактовках отмечается, что понятие «самооценка» в психологической литературе определяется как сложная система, которая предопределяет природу автономности личности и вбирает в себя общую самооценку, демонстрирующую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя и также туда входит частная самооценка, показывающая отношение к конкретным сторонам.
«Самооценка может обладать разным уровнем осмысленности. На сегодняшний день, в рамках психологических наук есть определённое количество теоретических подходов, относящихся к проблеме самооценки, процесса ее образования и развития. Наука России, в рамках основных положений теории Л.С. Выготского, определяют самооценку как элемент самосознания личности в рамках жизнедеятельности и коммуникации: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [2, с. 45].
В работах учёных советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом отношениях изучена проблема становления самосознания и самооценки в рамках эволюции личности. Эти исследователи определяют самооценку как сложноорганизованный и многогранный элемент самосознания, который есть непосредственным выражением оценки других людей, которые принимают участие в развитии личности. А.Н. Леонтьев дополнительно отмечает, что к когнитивному элементу добавляется эмоциональный компонент, давая возможность осмысления самооценку посредством категории «чувство», как фиксированное эмоциональное восприятие, обладающее «выраженным предметным характером, который рассматривается в качестве особого обобщения эмоций». Подобную связь умственного и эмоционального элементов описывает И.И. Чеснокова, рассматривая самооценку в качестве совокупных результатов познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе, определяет общую самооценку как объединение отдельных самооценок, в которой прослеживается восприятие личностью ее сути. «Переживания, обусловленные самосознанием, суммируются в эмоционально-ценностное понимание себя. Совокупность итогов познания себя и эмоционально ценностное восприятие себя фиксируется в самооценку, которая имеет в себе контроль поведения личности, как главный мотив» [4, с. 133].
В соответствии с психологической лексикой, самооценка – это оценивание себя, собственных способностей, качества и положения относительно остальных людей. В контексте восприятия ядра личности, самооценка – это значимый модератор ее поведения. В зависимости от чувства собственного достоинства находится и отношение индивида к другим людям, его критичность, критерии самого себя, переживание к успеха и неудачи.
Среди работ российских психологов демонстрируется воздействие самооценки на когнитивную деятельность человека и положение самооценки в структуре отношений другими людьми.
Говоря о юношеском возрасте, необходимо подчеркнуть, что его возрастные рамки в научной литературе по сей день остаются точно не определёнными. Однако, в конце концов, возрастные рамки, определяемые учеными, соответствуют периоду получения образования в вузе большинства студентов России. Юношеский возраст представляется весьма сложным для личности периодом.
Когнитивные теории агрессии акцентируют эмоциональные и когнитивные процессы в проявлении агрессивного поведения. Особенно это актуально для негативных триггеров (боль, дискомфорт, неприятные запахи и т. д.). Они проходят обработку с помощью мозга и вызывают агрессивные реакции, обуславливая негативный аффект. Другими словами, агрессия появляется потому что возникает отрицательная реакция.
Циллман констатировал, что «познание и возбуждение тесно взаимосвязаны, они влияют друг на друга на протяжении всего процесса переживания, который приносит страдания». Он писал, что понимание ситуации способно менять уровень возбуждения.
Теория социального научения, в сравнении с остальными, базируется на том, что агрессия – это приобретенное поведение в процессе социализации с помощью наблюдения определённого способа действия и социального подкрепления. Данная теория была выдвинута Бандурой и рассматривала ассимиляцию, провокацию и регулирование агрессивного поведения. Со стороны данной теории, изучение агрессивного поведения невозможно при отсутствии трех вещей:
1. Способы получения таких навыков.
2. Факторы, при которых навыки возникают.
3. Условия, при которых происходит закрепление [8, с. 102].
Поэтому, довольно значительная роль отдаётся обучению, воздействию посредников начальной социализации, в частности родителей, на получение детьми навыков агрессивного поведения. Имеются доказательства того, что поведение родителей способно быть моделью агрессии и что у агрессивных родителей во многих случаях вырастают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что ассимиляция человека большим спектром агрессивных реакций подобного поведения – это фиксация для агрессивных действий, которая увеличивает шанс того, что такое же действие будет произведено в будущем. Вместе с тем, для этого нужна эффективная агрессия, то есть, случаи успешного применения агрессивных действий.
Следует отметить, что данная теория имеет значительно больше возможностей для профилактики и управления человеческой агрессией. Это происходит по двум причинам:
1. Согласно теории, агрессия не является врождённой моделью поведения среди общества. Это значит, что есть возможность её ослабить, ликвидировав причины.
2. Социальное обучение требует выплеска агрессии людьми лишь в конкретных социальных условиях. Сегодня теория социального обучения максимально действенна в предсказывании агрессивного поведения, в частности, если имеется информация об агрессоре и ситуации социального развития.
Выходит, что из приведенных выше теорий, трактующих природу агрессии, можно сделать следующие выводы:
1. Выплеск агрессии объясняется биологическими и социальными факторами.
2. Агрессивность можно трактовать не только как жестокую и недопустимую реакцию, но и как нормальную реакцию индивида в процессе выживание.
3. Агрессивные действия можно сделать слабее или скорректировать в социально приемлемые границы используя позитивное усиление неагрессивного поведения, направление человека на позитивную модель поведения, устранение условий, по причине которых и возникает агрессия [10, с. 95].
Наиболее достоверное эмпирическое подтверждение было достигнуто благодаря теории фрустрации агрессии и теории социального обучения. Одновременно с разрушающей, агрессия дополнительно несёт функцию, которая способствует приспособлению, другими словами – является доброкачественной (согласно Э. Фромму). Человек психологически интегрируется в культуру лишь в той степени, в какой он может управлять самопроизвольным началом. В том случае, когда механизмы контроля снижают степень своего влияния, то человек идёт по пути злокачественной агрессии (Э. Фромм). К ней относятся такие черты, как, например, жестокость, которые препятствуют развитию и направлены на самозащиту и защиту собственного общества. Однако то, где конкретно проходит грань между доброкачественной и злокачественной агрессией даже сегодня остаётся не до конца установленным, потому что довольно трудно определить, какие интересы действительно связаны с виталом, а какие нет. Без объективации сферы жизненных интересов человека невозможно различать доброкачественную и злокачественную агрессию.
В итоге анализа теорий, рассмотренных выше, можно сделать краткий вывод в виде таблицы 1. Данные выводы могут помочь в рассмотрении дальнейших теоретических исследований.
Таблица 1 – Теоретические концепции, изучающие агрессию
З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер | Агрессивное поведение является инстинктивным и неизбежным. |
Д. Доллард | Фрустрация во всех ведёт к агрессии в различных формах. Агрессия всегда является итогом фрустрации. |
| |
| |
| |
Бандура А. Уолтерс Р | Агрессия является скопированным поведением вместе с социализацией посредством наблюдения такого образа действий и социальное подкрепление. |
Л. Берковиц, Зиллман | Когнитивные модели агрессии актуализируют эмоциональные и познавательные процессы в воспроизведении агрессивного поведения. |
Э. Фромм, К. Лоуренс | Злокачественная и доброкачественная агрессия. |
Данные способы изучения агрессивного поведения применяют при анализе проблемы с разных сторон, однако направлены на одну цель: научиться профилактике агрессивного поведения и заниматься её предотвращением. В каждом описанном способе говориться об агрессии как о разрушающем факторе сегодняшнего общества, с которым следует уметь справляться.
Следует принять тот факт, что агрессия помогает поддерживать жизнь и является ответом на опасность для витальных потребностей. К. Лоренц утверждает, что агрессия – это значимый компонент эволюционного развития, из чего следует, что можно говорить только о рассмотрении уменьшения интенсивности и глобальности агрессии, потому что инциденты убийства, насилия или тех же драк не обходятся без участия жестокости и агрессии. Для того, чтобы снизить уровень агрессии среди студентов, нужно проанализировать, что оказывает влияние на проявление агрессии, которая берёт начало изнутри. Данная работа будет посвящена прослеживанию связи между агрессией и самооценкой.
1.2 Понятие самооценки
Важными составляющими элементами самосознания являются самооценка и самоотношение. Самооценка – это собственная оценка индивидуумом своих способностей, черт и места относительно других людей. Самооценка проявляется различными способами, видами, различными уровнями организованности, как эволюционирующая система. Самоотношение в качестве отношения личности к самой себе, работает как некое «зеркало», исполняет функции самовыражения и самореализации, сохранения собственной стабильности и континуальности Я, саморегуляции и самоуправления, психологической защиты, личного внутреннего диалога.
Самосознание не является врождённым, а приходит постепенно. Трактовка слова «самооценка» существует в разных интерпретациях и все они в чём-то похожи, но все же существует разница. Для более конкретного определения нужно проанализировать проблему трактовки данной концепции, рассматривая её с различных сторон [1, с. 202].
Понятие «самооценка» содержит в себе довольно широкий спектр физических, поведенческих, психологических и социальных черт личности, которые зависят от оценивания себя в рамках этих характеристик. Анализ данной концепции обычно начинается с изучения самосознания личности. Помимо личности, есть некоторые концептуальные отличия, которые предоставляют возможность определить понятие «самооценка». В самых распространённых трактовках отмечается, что понятие «самооценка» в психологической литературе определяется как сложная система, которая предопределяет природу автономности личности и вбирает в себя общую самооценку, демонстрирующую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя и также туда входит частная самооценка, показывающая отношение к конкретным сторонам.
«Самооценка может обладать разным уровнем осмысленности. На сегодняшний день, в рамках психологических наук есть определённое количество теоретических подходов, относящихся к проблеме самооценки, процесса ее образования и развития. Наука России, в рамках основных положений теории Л.С. Выготского, определяют самооценку как элемент самосознания личности в рамках жизнедеятельности и коммуникации: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [2, с. 45].
В работах учёных советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом отношениях изучена проблема становления самосознания и самооценки в рамках эволюции личности. Эти исследователи определяют самооценку как сложноорганизованный и многогранный элемент самосознания, который есть непосредственным выражением оценки других людей, которые принимают участие в развитии личности. А.Н. Леонтьев дополнительно отмечает, что к когнитивному элементу добавляется эмоциональный компонент, давая возможность осмысления самооценку посредством категории «чувство», как фиксированное эмоциональное восприятие, обладающее «выраженным предметным характером, который рассматривается в качестве особого обобщения эмоций». Подобную связь умственного и эмоционального элементов описывает И.И. Чеснокова, рассматривая самооценку в качестве совокупных результатов познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе, определяет общую самооценку как объединение отдельных самооценок, в которой прослеживается восприятие личностью ее сути. «Переживания, обусловленные самосознанием, суммируются в эмоционально-ценностное понимание себя. Совокупность итогов познания себя и эмоционально ценностное восприятие себя фиксируется в самооценку, которая имеет в себе контроль поведения личности, как главный мотив» [4, с. 133].
В соответствии с психологической лексикой, самооценка – это оценивание себя, собственных способностей, качества и положения относительно остальных людей. В контексте восприятия ядра личности, самооценка – это значимый модератор ее поведения. В зависимости от чувства собственного достоинства находится и отношение индивида к другим людям, его критичность, критерии самого себя, переживание к успеха и неудачи.
Среди работ российских психологов демонстрируется воздействие самооценки на когнитивную деятельность человека и положение самооценки в структуре отношений другими людьми.
1.3 Влияние самооценки на агрессивное поведение в период юношеского возраста
Говоря о юношеском возрасте, необходимо подчеркнуть, что его возрастные рамки в научной литературе по сей день остаются точно не определёнными. Однако, в конце концов, возрастные рамки, определяемые учеными, соответствуют периоду получения образования в вузе большинства студентов России. Юношеский возраст представляется весьма сложным для личности периодом.