Файл: Самостоятельная работа По дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дать обоснование выбора приемов руководства и организации в процессе проведения игры.

При проведении развивающей игры использовались следующие приемы:

- ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из детей отвлекается);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве наблюдателя;

- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида деятельности.

В  подготовку к проведению дидактической игры природоведческого характера входят:

-отбор игры в соответствии с задачами: уточнить представления об овощах и фруктах, учить описать угаданный предмет;

-установление соответствия отобранной игры программным требованиям группы детей младшего возраста;

-определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности, в вечернее время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим (за столами);

- определение количества играющих (небольшая подгруппа);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (муляжи «Овощи-фрукты», красивый мешочек);

-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Задание 2

Составьте план-конспект дидактической игры природоведческого характера для детей старшего дошкольного возраста

Название

игры

Дидактический

материал

Программное

содержание


Приёмы

внесения

игры,

постановка

цели

Приёмы

руководства

деятельностью

детей


Варианты

усложнений

правил игры

«Что в корзинку мы берем»

Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок

закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.

Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Дети делятся на две группы. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

Дать обоснование выбора приемов руководства и организации в процессе проведения игры.

Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию и др. Например, у одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью дидактической игры природоведческого характера воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.

Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.


Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида деятельности.

В  подготовку к проведению дидактической игры природоведческого характера входят:

-отбор игры в соответствии с задачами: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания, сформировать представление о роли людей сохранения природы;

-установление соответствия отобранной игры программным требованиям определённой возрастной группы (старшего возраста);

-определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности, в вечерние часы)

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим (в уголке природы);

- определение количества играющих (небольшая подгруппа);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок);

-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Тема 3.2.4. Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
Самостоятельная работа
Задание 1. Составьте план наблюдений результатов опытнической работы с детьми старшей возрастной группы в осенний сезон года в виде планирования на 1- 1,5 месяца в соответствии с таблицей. Определите цель каждого наблюдения с использованием опыта. Определите место наблюдений опытнической работы в режиме дня.


Сроки

проведения

Тема

наблюдения

Цель

наблюдения

Содержание

(вопросы)


Методы и приемы

Форма

проведения

опытнической

работы, место в режиме дня

Сентябрь – Тема: «Свойства воздуха»

1 неделя

понедельник


«Игры с воздушными шариками»

познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

- развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

- активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно

С каким шариком удобнее играть? Почему? ( с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.


Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика.

Игры с шариками.

Подгрупповая, на прогулке

1 неделя

пятница


«Почему появляется ветер»

познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности  с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.

Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится

« ветерок». Ветер - это движение воздуха.

Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Подгрупповая, на прогулке

2 неделя

понедельник


«Вертушка»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

 Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.

Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

- рассматривание вертушки, показ ее в действии, обсуждение ее строения, изготовление вертушек

Групповая форма,

в вечернее время, в свободной деятельности.

На следующий день – на прогулке

2 неделя

пятница


«Реактивный шарик»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.

Подгрупповая, на прогулке

3 неделя

понедельник


«Парашют»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее,

а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта).

Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него.

Подгрупповая, на прогулке

3 неделя

пятница


«Камни»

 -развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? 

Рассматривание камней. Рассказ о них.

Подгрупповая, на прогулке

Тема: «Свойства воды»

4 неделя

понедельник


«Измерение уровня воды»

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Что случилось с водой? Как изменились обе бутылки? Почему дно у одной из них стало выпуклым .

Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение, и выясняют, как изменились обе бутылки.

Подгрупповая, в утренние и вечерние часы, в свободной деятельности

4 неделя

пятница


«Какие свойства»

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют).

Рассматривание воды, сравнение

Фронтальная, на занятии




Тема 3.2.5. Словесные методы в системе экологического образования дошкольников

Самостоятельная работа

Задание 1.

Составить план-конспектбеседы о «диких» животных для детей старшего дошкольного возраста. Определите цель беседы, основное содержание в соответствии с таблицей. Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению беседы с детьми данного возраста.

Вид беседы

Беседа, закрепляющая опыт (по Е. А. Флериной).

Цель:

Закрепить понятие «дикие животные»

Программные задачи

Расширять и углублять представления детей о диких животных: заяц, лиса, медведь, белка, волк.

Упражнять в правильном назывании животных и их детенышей.

Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями из 4-5 слов.

Продолжать работу по активизации словаря детей: детеныши: лисята, бельчата, медвежата, волчата, зайчата.

Закреплять умение применять в речи прилагательных: лисий хвост, медвежья морда, заячьи уши и др.

Формировать у детей стремление к действенной любви к природе, не только созерцательной жалости, но и потребности разумной заботы о ней.

Методы и

приемы

Наглядные, словесные (беседа, работа с загадками, составление рассказа описательного характера, речевая игра), заинтересовывающий момент «Путешествие в лес»

Предвари

тельная

работа с детьми

рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением

 диких животных и их детенышей

Место проведения в режим е дня

После сна, в свободное от занятий время

Методический материал

картинки с изображением диких животных, репродукция картины «Лисята в норе», «Олень зимой», картинки с изображением частей животных ( хвосты, морды, уши)

Формы общения

детей и воспитателя

Ситуативно-познавательное