Файл: Самостоятельная работа По дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дать обоснование выбора приемов руководства и организации в процессе проведения игры.
При проведении развивающей игры использовались следующие приемы:
- ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из детей отвлекается);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве наблюдателя;
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида деятельности.
В подготовку к проведению дидактической игры природоведческого характера входят:
-отбор игры в соответствии с задачами: уточнить представления об овощах и фруктах, учить описать угаданный предмет;
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям группы детей младшего возраста;
-определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности, в вечернее время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим (за столами);
- определение количества играющих (небольшая подгруппа);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (муляжи «Овощи-фрукты», красивый мешочек);
-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Задание 2
Составьте план-конспект дидактической игры природоведческого характера для детей старшего дошкольного возраста
Название игры | Дидактический материал | Программное содержание | Приёмы внесения игры, постановка цели | Приёмы руководства деятельностью детей | Варианты усложнений правил игры |
«Что в корзинку мы берем» | Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок | закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. | У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. | Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. | Дети делятся на две группы. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!» |
Дать обоснование выбора приемов руководства и организации в процессе проведения игры.
Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию и др. Например, у одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью дидактической игры природоведческого характера воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.
Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида деятельности.
В подготовку к проведению дидактической игры природоведческого характера входят:
-отбор игры в соответствии с задачами: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания, сформировать представление о роли людей сохранения природы;
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям определённой возрастной группы (старшего возраста);
-определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности, в вечерние часы)
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим (в уголке природы);
- определение количества играющих (небольшая подгруппа);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок);
-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Тема 3.2.4. Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
Самостоятельная работа
Задание 1. Составьте план наблюдений результатов опытнической работы с детьми старшей возрастной группы в осенний сезон года в виде планирования на 1- 1,5 месяца в соответствии с таблицей. Определите цель каждого наблюдения с использованием опыта. Определите место наблюдений опытнической работы в режиме дня.
Сроки проведения | Тема наблюдения | Цель наблюдения | Содержание (вопросы) | Методы и приемы | Форма проведения опытнической работы, место в режиме дня |
Сентябрь – Тема: «Свойства воздуха» | |||||
1 неделя понедельник | «Игры с воздушными шариками» | познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его; - развивать любознательность, внимание; - поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; - развивать связную речь; - активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно | С каким шариком удобнее играть? Почему? ( с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается). Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают). Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. | Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика. Игры с шариками. | Подгрупповая, на прогулке |
1 неделя пятница | «Почему появляется ветер» | познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи. | Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится « ветерок». Ветер - это движение воздуха. | Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно. | Подгрупповая, на прогулке |
2 неделя понедельник | «Вертушка» | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. | - рассматривание вертушки, показ ее в действии, обсуждение ее строения, изготовление вертушек | Групповая форма, в вечернее время, в свободной деятельности. На следующий день – на прогулке |
2 неделя пятница | «Реактивный шарик» | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях. | Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. | Подгрупповая, на прогулке |
3 неделя понедельник | «Парашют» | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее, а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта). | Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него. | Подгрупповая, на прогулке |
3 неделя пятница | «Камни» | -развивать любознательность, внимание; - поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; - развивать связную речь; | Рассмотреть камень через лупу. Что видно? | Рассматривание камней. Рассказ о них. | Подгрупповая, на прогулке |
Тема: «Свойства воды» | |||||
4 неделя понедельник | «Измерение уровня воды» | Выявить изменение объема жидкости при замерзании. | Что случилось с водой? Как изменились обе бутылки? Почему дно у одной из них стало выпуклым . | Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение, и выясняют, как изменились обе бутылки. | Подгрупповая, в утренние и вечерние часы, в свободной деятельности |
4 неделя пятница | «Какие свойства» | Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. | Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). | Рассматривание воды, сравнение | Фронтальная, на занятии |
Тема 3.2.5. Словесные методы в системе экологического образования дошкольников
Самостоятельная работа
Задание 1.
Составить план-конспектбеседы о «диких» животных для детей старшего дошкольного возраста. Определите цель беседы, основное содержание в соответствии с таблицей. Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению беседы с детьми данного возраста.
Вид беседы | Беседа, закрепляющая опыт (по Е. А. Флериной). |
Цель: | Закрепить понятие «дикие животные» |
Программные задачи | Расширять и углублять представления детей о диких животных: заяц, лиса, медведь, белка, волк. Упражнять в правильном назывании животных и их детенышей. Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями из 4-5 слов. Продолжать работу по активизации словаря детей: детеныши: лисята, бельчата, медвежата, волчата, зайчата. Закреплять умение применять в речи прилагательных: лисий хвост, медвежья морда, заячьи уши и др. Формировать у детей стремление к действенной любви к природе, не только созерцательной жалости, но и потребности разумной заботы о ней. |
Методы и приемы | Наглядные, словесные (беседа, работа с загадками, составление рассказа описательного характера, речевая игра), заинтересовывающий момент «Путешествие в лес» |
Предвари тельная работа с детьми | рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением диких животных и их детенышей |
Место проведения в режим е дня | После сна, в свободное от занятий время |
Методический материал | картинки с изображением диких животных, репродукция картины «Лисята в норе», «Олень зимой», картинки с изображением частей животных ( хвосты, морды, уши) |
Формы общения детей и воспитателя | Ситуативно-познавательное |