Файл: Самостоятельная работа По дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети получают представление о том, что чистый воздух, чистые реки, озера, моря, чистая земля, леса – это богатство страны, всех людей. Человек использует природное богатство для хозяйства. Из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, изготавливают мебель, деревянные дома, игрушки и многое другое. Из дерева делают бумагу, которая идет на книги, тетради, газеты. На все это надо много леса. Лес растет долго, поэтому надо беречь мебель, игрушки, чистую бумагу, делать посадки молодых деревьев. Чистая вода из реки (озера) нужна растениям, животным, заводам, фабрикам. Человеку такая вода не подходит, ему нужна водопроводная вода, которую берут из реки и специально очищают. От грязной воды люди болеют. В чистой воде моют руки, тело, вещи, стирают белье. Из чистой воды готовят чай, кофе, компот, кисель, суп. Чистую воду надо беречь, зря не тратить. Чистая вода, пригодная для человека, бывает в колодцах, родниках, ее можно пить, не очищая. Колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения.

Тема 3.1.4. Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод экологического воспитания.

Самостоятельная работа

Задание 1.

Определить задачи и содержание «зеленой зоны» в помещении детского сада и на участке.

Задание 2:

Разработать плана проекта экологического пространства (уголка природы) в средней группе ДОУ.

Разработатьплана проект экологической тропы (зеленого маршрута) на участке ДОУ.

1. Место уголка природы в групповой комнате.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.


В уголке природы дети сосредоточивают свое внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных, что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно у них формируются прочные осознанные знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т. д., трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

2. Объекты уголка природы и необходимые оборудование, материалы для трудовой деятельности.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями.

1) Вносится бегония-рекс, фуксия, алоэ или агава, душистая герань.

Всего 5-6 видов, 4 из них дети должны знать.

2) В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам (золотая рыбка и гуппия).

3) Как постоянных обитателей в уголке природы можно содержать мелких млекопитающих – морскую свинку, хомячка.

4) К концу года дети должны уметь кормить птиц, млекопитающих, менять воду. Под руководством воспитателя производить уборку.

5) Со второй половины года можно вводить дежурство в уголке природы парами.

6) Уход за комнатными растениями

Экологически правильное содержание комнатных растений заключается:

- в знании их биологических потребностей и происхождения, а также мест их природного обитания;

- в правильном и своевременном уходе за комнатными растениями.

Данный уход включает в себя:

- своевременный и правильный полив растений водой комнатной температуры;

- систематическое опрыскивание;

- периодическое мытьё растений;

- рыхление почвы на глубину 1-1,5 см.;

- перевалка и пересадка;

- подкормка растений удобрениями;

- обрезка и управление ростом растений;

- размножение;

- борьба с вредителями комнатных растений.

7) Экологические параметры растений.

Все без исключения комнатные растения полезны как источник кислорода.

Кроме того, есть растения со специфической экологической значимостью:

- амариллис, филодендрон, бегония уничтожают микробов;

- аспидистра, алоэ нейтрализуют действия газов;

- циперус, папоротник увлажняют воздух;

- душистая герань положительно влияет при неврозах, заболевании уха (но у отдельных людей может вызывать аллергию);


- бриофиллюм (каланхоэ) лечит раны, насморк;

- хлорофитум очищает химический состав воздуха лучше специальных приборов;

- аукуба японская, антириум величественный, колеус Блюме, пеперомии, туя восточная, многие суккуленты (алоэ, толстянки), разные виды пеларгоний (герани) – выделяют фитонциды – легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха, что способствует разрушению патогенных организмов, находящихся в нем.

8) Размещение растений и животных в уголках природы.

а) Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности.

Объекты живой природы размещаются в отдельных помещениях. Объекты живой природы следует размещать так, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться.

При размещении живых объектов учитываются следующие условия:

- террариумы с сухопутной черепахой ставят на светлом и теплом месте, с водной черепахой – там, где нет яркого света, а с лягушкой – в прохладном и затемненном месте;

- аквариумы размещают в простенках, избегая яркого солнечного света;

- клетку с птицей не следует располагать под фрамугой: птицы не выносят сквозняков.

б). При размещении объектов живой природы необходимо создавать условия, максимально отражающие естественную среду их обитания, их отношение к свету, теплу и влаги.

в). При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: они должны радовать глаз, украшать интерьер.

г). В ДОУ особенно значимо оздоравливающее значение комнатных растений, их медицинские параметры, выделение фитонцидов, поглощение вредных веществ из воздуха, обогащение воздуха кислородом. При размещении растений эти параметры также следует учитывать.

Подобрать виды дидактических игр, используемых в экологическом воспитании детей данного возраста. Дать обоснование выбора объектов, оборудования и материалов.

1. Что сажают в огороде ?

Цель: научить отбирать овощи, фрукты по определённым признакам, по месту их произрастания.

2. Соберём фрукты в саду

Цель: расширять представление о форме, цвете, вкусовым качествам, их применению.

3. Соберём овощи в корзинку

Цель: расширять представление о форме, цвете, вкусовым качествам, их применению.

4. Чудесный мешочек

Цель: Учить детей на ощупь определять овощи и фрукты.

5. Заготовим компот для Винни – Пуха.


Приготовим салат для зайчика Тишки.

Цель: продолжать учить детей отбирать овощи и фрукты для приготовления разных блюд.

6. Собрали звери урожай.

Цель: закрепить знания о внешнем виде лесных ягод и грибов

7. Осенние букеты.

Цель: упражнять в узнавании деревьев и кустов в осеннем уборе по листьям, плодам, семенам.

8. Найди такую же картинку ( Дары природы ).

Цель: учить подбирать соответствующие обобщающие слова к картинкам ( овощи, фрукты, ягода, грибы ).

9. Что изменилось.

Цель: развивать зрительную память

10. Четвёртый лишний

Цель: учить группировать предметы по определённому признаку

11. Собери картинку.

Цель: учить из частей собирать целое.

12. Когда это бывает.

Цель: учить подбирать картинки к определённому времени года.

13. Дети на прогулке.

Цель: продолжать учить детей на основе схематического изображения создавать новые образы.

14. Пора спать.

Цель: Развивать умение свободно пользоваться названиями постельного белья и применять их по назначению, последовательно застилать и расстилать постель. Формировать заботливое отношение к другим.

15. Игровая ситуация: Выручим белочку

Цель: продолжать знакомить детей с грибами - дать понятие, что мухомор - ядовитый ( несъедобный ) гриб, но он нужен, как лекарство многим лесным зверя.

Указать, какие формы работы по экологическому воспитанию целесообразно использовать в уголке природы с учётом возраста ребёнка данной группы.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы в средней группе:

- экологические занятия;

- уроки доброты;

- экологические кружки;

- экологические акции;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- трудовой десант;

- зеленый патруль;

- лаборатория юного эколога;

- составление экологических карт;

- ведение «Панорамы добрых дел»;

- ведение календарей природы;

- экологические выставки и экспозиции;

- день (неделя) экологического творчества;

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

- экологические сказки.

Возраст детей – 4-5 лет.

1. Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Важнейшим условием формирования экологических представлений являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.


Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными.

Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить детям богатый познавательный материал, а воспитателю -   возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Экологическая тропа является современной формой воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты.

 Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети расширяют свой кругозор, практикуются в  практикуются в ориентировании.
Содержание проекта

Задачи.

Расширять представления о растениях.

Развивать познавательный интерес.

Формировать знания об этапах жизни растений.

Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.

Сформировать познавательный интерес к миру растений.

Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.

Планируемые результаты.

1. Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.

2. Расширение кругозора .

3. Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.

4. Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

5. В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.

6. Сплочение детей, родителей и воспитателей.

План реализации проекта:

Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным;