Файл: Самостоятельная работа По дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 3.2. 6. Формы организации экологической работы с детьми

Самостоятельная работа

Задание 1.

Составить план-конспект организации и проведения экскурсии в зимний парк для старшей возрастной группы.

Цель

занятия

Познакомить детей с зимними явлениями природы

Программные задачи

Образовательные:

- Уточнить и расширить знание о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебриться на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят).

- Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря.

- Учить видеть особенности их поведения зимой.

Развивающие:

-Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам.

- Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях.

Воспитательные:

- Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Методы и

приемы

Наглядные (наблюдение, игра «Живые картинки»), словесные (беседа о зиме, словесные игры), практические (с помощью рейки-мерки замеряется глубина снега, кормление птиц).

Приемы: сравнение деревьев,

Предвари

тельная

работа с детьми

Беседы с детьми о зиме, чтение литературы, рассматривание иллюстраций о зимних явлениях природы, просмотр фильмов и мультфильмов

Методические

пособия,

оборудование,

Рейка – мерка, корм для птиц

Виды детской

деятельности

Познавательная, игровая, речевая

Формы общения

детей и воспитателя

Ситуативно-познавательная

Дать обоснование использованных методов и приемов

Экскурсия  в лес включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры детей с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.


Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений зимней природы.

Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны были игры: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Живая картина», Слушание тишины зимнего парка.
Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данной экскурсии.

Начальный этап состоит в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в старшей группе - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной,
воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Задание 2.

Составьте план - конспект обобщающего занятия о домашних животных в подготовительной группе. Определите цель занятия, основное содержание в соответствии с таблицей. Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению обобщающего занятия с детьми данного возраста.

Тип занятия

По ознакомлению с окружающим

Цель

систематизировать представления детей о домашних животных

Программные задачи

Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами: повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза для человека. Познакомить с одомашненными животными разных климатических областей: северный олень, осел, верблюд.

Развивающие:

2. Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитательные:

3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, помогать.

Методы и

приемы

Наглядные, словесные («Животное заблудилось», работа по алгоритму (рассказывание о домашнем животном), игра в слова, игра с мячом «Как животные подают голос», игра «Найди пару»), практические (коллективная работа с карточками, индивидуальная работа с карточками, моделирование из палочек «Животное»).

Предвари

тельная

работа с детьми

Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание иллюстраций, картинок, дидактические игры: «Чья мама?», «Чьи детки?», «Кто позвал?», загадывание загадок, чтение сказок

Части

занятия и их

длительность

Организационный момент – 3 мин., основная часть – 20 мин., заключительная часть – 2 мин.

Методические

пособия,

оборудование,

Демонстрационный материал: картинки и фигурки домашних животных, мяч, карточки-алгоритмы, карточки: травоядные, хищники, макеты: конюшня, коровник, овчарня, свинарник, будка, дом, якутская усадьба.

Раздаточный материал: дидактическая игра (индивидуальные карточки) «Найди пару», дидактическая игра (индивидуальные карточки) «Что не ест домашнее животное?», дидактическая игра (индивидуальные карточки) «Какую пользу приносят домашние животные?», наборы счетных палочек, фломастеры.

Формы общения

детей и воспитателя

Ситуативно-познавательное


Дать обоснование выбора методов и приемов в процессе проведения занятия.

Беседа проводилась с детьми подготовительной к школе группе в количестве 15 человек.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия отвечала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Отмечается целесообразное разделение времени по всем частям занятия.

При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности: дети подготовительной к школе готовы к расширению своего микромира, ими освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Дети в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в играх.

Все элементы о занятия между собой объединены общей темой «Домашние животные». Содержание занятия соответствовало поставленным целям.

Во время занятия применялись следующие методы работы: беседа, игры экологической направленности, рассказ-описание домашних животных.

В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Занятие было направлено на решение познавательно-экологических задач.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, экологическое и речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи.

Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению обобщающего занятия с детьми данного возраста.

Подготовка к проведению занятия:

- Отбор материала в соответствии с задачами обучения (обобщение знаний о домашних животных).

- Установление соответствия занятия программным требованиям воспитания и обучения детей подготовительной к школе группы.

- Определение количества детей.

- Подготовка необходимого дидактического материала - Демонстрационный материал
: картинки и фигурки домашних животных, мяч, карточки-алгоритмы, карточки: травоядные, хищники, макеты: конюшня, коровник, овчарня, свинарник, будка, дом, якутская усадьба. Раздаточный материал: дидактическая игра (индивидуальные карточки) «Найди пару», дидактическая игра (индивидуальные карточки) «Что не ест домашнее животное?», дидактическая игра (индивидуальные карточки) «Какую пользу приносят домашние животные?», наборы счетных палочек, фломастеры.

- Подготовка к занятию самого воспитателя – уточнить знания о домашних животных, подготовка речевого материала к НОД, подготовка вопросов к занятию, подготовка материала.

- Подготовка к занятию детей - беседы по теме, рассматривание иллюстраций, картинок, дидактические игры: «Чья мама?», «Чьи детки?», «Кто позвал?», загадывание загадок, чтение сказок.

От детей требуется:

- умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Тема 3.2.7. Система экологического воспитания в детском саду и ее влияние на развитие личности.

Самостоятельная работа

Задание 1.

Составьте план-конспект интегрированного занятия с решением задач экологического содержания. Обозначьте интеграцию образовательных областей.

Тема: интегрированного занятия «Поможем берёзке»

Возрастная группа ДОУ: средняя

Программное содержание.

Цель: познакомить детей с весенними изменениями в природе.

Задачи:

Обучающие:

- Закреплять знания детей о весне, об весенних изменениях в природе.

- Продолжать знакомить с деревьями (берёза).

- Учить детей принимать воображаемую сказочную ситуацию, действовать в соответствии с сюжетом сказки.

- Учить детей «оживлять» берёзку различными способами: рисование пальчиком, мятой бумагой, аппликацией.

Развивающие:

- Развивать воображение детей, воспитывать самостоятельность, настойчивость.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Экологическое развитие».

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций деревьев, птиц. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Наблюдение на прогулках за берёзой, за птицами.