Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Череповецкий государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с законом Вологодской области от 4 октября 2018 года № 4390-ОЗ «О единовременных выплатах врачам» [13] в 2021 году произведены единовременные выплаты 18 врачам (100 % от заявившихся). В 2019 аналогичные выплаты получили 23 врача, а в 2020-м – 19 врачей.

В соответствии с законом Вологодской области от 11 июня 2019 года № 4545-ОЗ «О компенсации гражданам расходов на оплату обучения по программам ординатуры» [14] предусмотрено предоставление компенсации расходов за счет областного бюджета на оплату обучения по программам ординатуры гражданам Российской Федерации, проходящим за счет собственных средств обучение по программе ординатуры, не более 150 тысяч рублей за один год обучения (2021-2022 гг. – 4 чел.). В 2019 году такие выплаты получили 6 человек, а в 2020-м – 5 заявителей.

На реализацию государственной программы в 2021 году оказывала влияние сложившаяся эпидемиологическая обстановка в Вологодской области, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Учитывая высокую социальную значимость мероприятий государственной программы и результаты ее реализации за прошедший период времени, в совокупности целей, мероприятий, показателей, механизма реализации программных мероприятий, учитывая соответствие фактических показателей их плановым значениям и уровень исполнения мероприятий, целесообразно продолжить ее дальнейшую реализацию с действующих мер государственной поддержки.

Резюмируя изложенное во второй главе настоящего исследования, представляется целесообразным обратить внимание на следующее.

Управление системой здравоохранения в Вологодской области возложено на департамент здравоохранения Вологодской области. Приоритетными задачами указанного департамента является развитие кадрового потенциала областных учреждений здравоохранения, повышение укомплектованности медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, обеспечение соответствия данных специалистов квалификационным требованиям, мотивация их к повышению качества и эффективности медицинской помощи.

Несмотря на предпринимаемые усилия по этим направлениям по состоянию на 1 января 2022 года в отрасли здравоохранения Волгоградской области показатель обеспеченности населения врачами, работающими в государственных медицинских организациях, снизился на 2,3 % по сравнению с 2020 годом. Дополнительным фактором, повлиявшим на уменьшение показателя послужило увольнение врачей трудоспособного возраста в связи с повышением интенсивности труда, а также увеличением риска для здоровья, вызванного угрозой заражения COVID-19 и развитием осложнений указанного заболевания.


В целом по Вологодской области укомплектованность врачами по состоянию на 2022 год - 83.9%, специалистами со средним медицинским образованием – 89,4%. Наибольший дефицит следует отметить среди врачей-специалистов, преобладающий в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Сохраняет актуальность проблема недостатка врачей узких специальностей в районных больницах, а также наличие значительной доли работающих лиц пенсионного и предпенсионного возраста.

Кроме того, проявляется тенденция концентрации медицинских кадров, а соответственно и возможностей по оказанию доступной и качественной медицинской помощи, в городах с одновременным ограничением доступности и снижением качества медицинской помощи в сельских районах.

Основными проблемами состояния кадрового обеспечения здравоохранения Вологодской области являются:

  • дисбаланс штатной обеспеченности без учета территориальных особенностей;

  • недостаточная укомплектованность должностей, особенно в сельских районах области;

  • высокий коэффициент совместительства по врачебным должностям;

  • высокая доля лиц пенсионного возраста;

  • низкая доля «молодых специалистов» в системе здравоохранения.

Решение системной проблемы кадрового обеспечения медицинских организаций области возможно программно-целевым методом.

Чагодощенский муниципальный находится в юго-западной части Вологодской области. Демографическая ситуация в Чагодощенском муниципальном округе имеет стойкую отрицательную тенденцию. Население округа сокращается в силу естественной убыли и миграции.

Амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь в Чагодощенском округе оказывает бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Чагодощенская центральная районная больница».

Укомплектованность бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Чагодощенская центральная районная больница» врачами составляет 67 %, средним медицинским персоналом – 75 %. Неукомплектованные должности в учреждении здравоохранения округа замещаются работниками в порядке совместительства или совмещения, что ведет к перегруженности работников и может негативно влиять на качество работы.

В целях решения задачи «Обеспечение системы здравоохранения области высококвалифицированными специалистами» в Вологодской области реализуется подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», в рамках которой осуществляются мероприятия

, направленные на снижение дефицита медицинских кадров, повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских и фармацевтических работников; повышение престижа медицинской профессии, организация целевого обучения по образовательным программам высшего образования.

Эффективность реализуемых мероприятий не велика, значения целевых показателей по обеспеченности населения врачами, работающими в государственных медицинских организациях, и средними медицинскими работниками в анализируемом периоде не достигали плановых величин. Более того, отмечается снижение рассматриваемых показателей, что обусловлено увольнением врачей трудоспособного возраста в связи с риском заражения COVID-19. Аналогичная ситуация и с показателем обеспеченности населения врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Помимо профориентационной работы с учащимися и студентами в Вологодской области предусмотрены следующие меры социальной поддержки, направленные на ликвидацию кадрового дефицита в сфере здравоохранения:

- единовременные выплаты;

- компенсации расходов за счет областного бюджета на оплату обучения;

- меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты студентам, получающим среднее медицинское образование по специальности «лечебное дело».


3 глава. Разработка проекта по созданию медицинского центра в Чагодощенском муниципальном округе Вологодской области

3.1. Инициация проекта. Составление паспорта проекта

При оценке возможностей органов местного самоуправления Чагодощенского муниципального округа Вологодской области для решения проблем, связанных с повышением показателей кадровой обеспеченности бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Чагодощенская центральная районная больница», необходимо учитывать, что влияние на работу данного учреждения у органов местного самоуправления опосредовано. Напрямую эта работа регулируется государственными структурами на областном и федеральном уровнях.

Немаловажным фактором является также ограниченность финансирования, поскольку бюджетные средства Чагодощенского муниципального округа Вологодской области строго закреплены за определенными статьями расходов по решению вопросов местного значения.

Следует также учитывать, что общепризнанный в иных сферах способ отбора кандидатов через конкурсную процедуру в сфере здравоохранения, как правило, не проводится. Это связано с нехваткой кадров, в связи с чем претендент принимается на работу только по оценке его соответствия квалификационным требованиям.

Проведенный во второй главе работы анализ показал, что проблема кадровой обеспеченности бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Чагодощенская центральная районная больница» не является районной особенностью и отражает все системные проблемы сферы здравоохранения на государственном уровне. Это выражается, в первую очередь, в недостатке молодых специалистов, доля которых в общей численности медицинских кадров невысока, тогда как количество специалистов предпенсионного возраста значительно.

Однако решить перечисленные проблемы в рамках отдельно взятого муниципального округа вряд ли возможно. Как уже отмечалось выше, в настоящее время проблема кадрового обеспечения здравоохранения решается на федеральном уровне через реализацию национального проекта, однако значения этого показателя в Чагодощенском муниципальном округе Вологодской области не достигают запланированных величин. Более того, кадровая обеспеченность анализируемого муниципального образования врачами значительно ниже среднего значения, чем в целом по сельским районам Вологодской области.


В связи с этим необходимо предпринять дополнительные меры, направленные на точечное улучшение кадровой обеспеченности по наиболее проблемным специальностям.

Важным фактором привлечения и удержания квалифицированного медицинского персонала является предоставление указанным специалистам возможности оказания качественных медицинских услуг населению Чагодощенского муниципального округа Вологодской области с достойной оплатой их профессионального мастерства.

Для реализации этой возможности представляется целесообразным создать на территории Чагодощенского муниципального округа медицинский центр, оказывающий платные медицинские услуги с привлечением сотрудников действующего в округе государственного учреждения здравоохранения.

Функционирование медицинского центра позволит оказывать населению рассматриваемого муниципального округа квалифицированную медицинскую помощь, закроет потребность жителей муниципалитета в ряде медицинских услуг, за получением которых приходится обращаться в учреждения здравоохранения, расположенные в областном центре. При этом возможность повышения материального благосостояния будет стимулировать привлечение в Чагоду квалифицированного медицинского персонала, способствуя повышению показателей кадровой обеспеченности.

Для создания медицинского центра наиболее эффективным будет использование механизма государственно-частного партнерства, в рамках которого возможно заключение концессионного соглашения с инвестором.

Реализация данного проекта состоит из следующих этапов проектной деятельности: инициация проекта; планирование проекта; реализация проекта; завершение проекта.

На этапе инициации проекта необходимо учесть востребованность рассматриваемого направления деятельности как со стороны инвестора, так и со стороны государственных органов власти. Спецификой реализации проекта в системе здравоохранения является сложность в поиске и отборе для соответствующего направления заболеваемости квалифицированного медицинского персонала в условиях ограниченных кадровых ресурсов. Вместе с тем флуктуация потребностей медицинского рынка обуславливает развитие медицинского учреждения по новым траекториям, что ориентировано на удовлетворение потребностей пациентов. Сформированная команда врачей будет оказывать медицинскую помощь по планируемым направлениям медицинской деятельности. Схема реализации проекта представлена на рис. 17.