Файл: 1. 1 Общее понятие эстетического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чтобы полноценно и целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание детей педагогу надо иметь представление о конечном результате, т.е. о том,  что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. Получение более высоких результатов в области эстетического воспитания не должно ограничиваться.

Начиная с дошкольного возраста, человек должен и может получить

начало эстетического воспитания, умение понимать и ценить произведения    искусства, приобщаться к художественному творчеству.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда, общественной жизни) и искусства(музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения.

Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципов постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к занятиям и умениям детей различных возрастов.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Ценны опыт и творческие поиски новой системы воспитания раскрывали специалисты по дошкольному воспитанию: Л. Шлегер, В. Шмидт, Д. Лазуркина, Е. Тихеева, М. Свентицкая, Р. Орлова, А. Суровцева; деятели общей педагогики, психологии и физиологии: С. Шацкий, П Блонский, Е. Аркин, К. Корнилов, В. Гориневский.

Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Руьер, Н. Преображенский, Н. Доломанова   и другие прекрасно знали природу искусства и имели опыт работы с детьми. Разработка вопросов эстетического воспитания в 40-х годах принадлежала Е. Флериной, Н. Сакулиной.

Достижения науки и практики в области теории методики эстетического воспитания привели к созданию системы эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская, В. А. Езыкеева, И. Л. Дзержинский, Т. Г. Казакова  подготовили книгу: «Система эстетического воспитания в детском саду», в которой рассматриваются основные теоретические вопросы эстетического воспитания в детском саду;
раскрывается программа, методика и содержание художественного воспитания и обучения на занятиях различными видами искусства.

Еще в 30 годы Е.А. Флерина начала исследовать вопросы программы и методов обучения детей рисованию, тесно связывая его с проблемой развития детского декоративного творчества.

Специальные исследования по декоративному рисованию были проведены Е. И. Ковальской и Е. И. Васильевой, которые отметили влияние народного декоративного искусства на эстетическое развитие детей. Выяснили, насколько поло дети старшего дошкольного возраста могут воспринять декоративное искусство, где нет занимательного сюжета, насколько может быть устойчив и глубок интерес к этим произведениям.

Русское народное творчество не перестает восхищаться и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Оно постоянно изучается и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество, как проявление педагогического гения народа Великий русский художник Репин испытал неповторимую силу влияния народного творчества.
1.2. Элементы народного творчества в эстетически развивающей среде.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка. В детском саду формируется интерес к ближайшей окружающей среде: группа детского сада, музыкальный зал, фойе. Обращать внимание детей на специфику оформления помещений: предметов народной утвари, росписи, элементов старинного уклада. Вызывать у детей стремление поддерживать в порядке уют в группе. Привлекать детей к оформлению групповой комнаты в выбранном народном стиле.


В организации эстетической развивающей среды велика роль и педагога и детей. Среда, оформленная произведениями художественного творчества детей, имеет огромное общеразвивающее и воспитывающее значение. Дети видят каждый своё произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства. Это пробуждает их творческую активность, часто у них возникает желание усовершенствовать свою работу.

По словам профессора Т.С. Комаровой народное искусство имеет громадное значение в воспитании ребенка: формирует его личность через усвоение народной культуры, в которой ясно обнаруживается любовь к ребенку, забота о нем. Народное искусство передает детям представления народа о красоте, развивает у них эстетическое восприятие, формирует эстетическую оценку и эстетическое отношение к искусству и окружающей жизни, развивает у детей художественный вкус, способствует развитию эстетических чувств, формированию творческой активности.

Народное декоративно - прикладное искусство в целом способствует
интеллектуальному, эмоциональному и художественно-творческому
развитию детей. Таким образом, создание эстетической развивающей среды невозможно без широкого включения народного творчества. Важно, чтобы она была гармоничной и находила отклик в душе ребёнка.


Развивающую среду по ДПИ в средней группе, где есть центр краеведения- где расположился мини музей, образцы декоративно прикладного искусства, куклы в Русских костюмах, альбомы, матрёшки и многое другое смотреть в приложении А.
Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовывать окружающий мир, общество, природу. Предметную среду. Особое внимание следует уделить созданию эстетической развивающей среды. Эстетическое воспитание осуществляется на следующих принципах:

- тесная связь с искусством;

- индивидуальный подход к детям, основанный на влиянии их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;

- «всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, т. е. этим должны быть охвачены все дети без исключения;

- направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование у них сенсорных способностей в различных видах художественной деятельности;

- взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

 

1.3. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания

Первые годы жизни ребенка важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо уже связывают со своим народом
, страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.  В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера и мышления. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. В народных детских играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей прелести его замыслов и интересов.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество - представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движения, в чем выражены черты характера народа, широта его натуры.  Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства   передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ; навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Блестящая эпоха борьбы за народность связана с именами Пушкина, Гоголя, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбов. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания. Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, учатся  чувствовать общее, человеческое. В любом уголке России есть народное творчество. Насколько сильно влияние на детей народного творчества родного края, показывают детские рисунки.

Естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере  удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений русского народного искусства.

Русское  народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в  художественных ремеслах, оно  поднимается на уровень искусства в художественной росписи

Палеха, Мстеры, составляющих наше отечественное богатство, которое заключено и в хохломской, жестовской росписи, мастерстве вологодских и