Файл: 1. 1 Общее понятие эстетического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

Программа «Природа и художник» Т. А. Копцевой нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Данное пособие адресовано воспитателям и педагогам изобразительного искусства детских садов и учебно-воспитательных комплексов. В результате органичного взаимодополнения содержания творческих заданий второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада решается проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.

Предлагаемая система художественно-творческих заданий будет интересна педагогам дополнительного образования, которые ведут занятия с 3—б-летними детьми по различным видам художественно-творческой деятельности, педагогам художественных школ, руководителям кружков и студий, всем тем, кто занимается проблемами раннего художественного развития детей.

--------------------------------------------

11. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.-260с

Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.


В журнале «Дошкольное воспитание» номер 1 – 2005 г. кандидат педагогических наук О. Соломенникова написала статью о народном искусстве в работе с дошкольниками. Она считает, что необходимым условием развития эстетической культуры является использование  в педагогической работе народного искусства – как части материальной культуры, которая обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности: традиционность образов, сюжетов, приемов, коллективный характер творчества, совершенно образного языка, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста. И в произведениях народных мастеров, и в творчестве детей всё дышит радостью и радует взор красочностью. Автор считает, что художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные способности. О. Соломенникова познакомила с созданием программы «Радость творчества» на основе исследований отечественных ученых в области детской изобразительной деятельности, которая адресована воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Цель  программы  – развитие художественно – творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей. Задачи:

- расширять представления о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей;

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

-учить выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;

- воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа;

- знакомить с приемами работы народных мастеров;

- формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;


- учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства;

-закреплять умения рисовать декоративные элементы;

- знакомить с особенностями построения геометрического и растительного орнамента;

-закреплять умения лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

Программа основана на интеграции различных видов детской деятельности – художественно-речевая, музыкальная, игровая, изобразительная, театрализованная, в основе которых лежит ознакомление с искусством, как классическим ,так и народным, при этом народному искусству уделяется особое внимание..

Модель развития навыков декоративного рисования представлена:

Репродуктивным этапом:

-знакомство со знаками и их значением;

-расшифровка знаков в целостной композиции;

-составление узоров из отдельных знаков;

-в свободное от занятий время_ дидактические игры, декоративные загадки.

Когнитивным этапом:

-тематические занятия;

-чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, образцов;

- домашние задания.

Расшифровывать знаки дети  учатся в ходе систематизации картинок. Дети с интересом раскрывают смысл своих зашифрованных посланий и читают послания других. Наполнение декоративных композиций содержанием позволяет передать свои мысли и чувства. На занятиях дети расписывают  полотенца, посуду, модели различных предметов, последовательность обучения составлению орнаментов остается традиционной. Ознакомление с графическими изображениями знаков солнца, воды, растений и т. д.  наполняет повествовательным смыслом общую декоративную композицию. Составление в декоративных загадках различных пожеланий, писем вызывает у детей положительный эмоциональный отклик.

---------------------------------------------------

12. О.А. Солоиенникова. Порциональная программа «Радость творчества» 2016 г

2.2. Методические основы использования декоративно- прикладного искусства как средств эстетического воспитания.
Детям шестого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, т.к. уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше. У детей развивается способность эстетического восприятия произведений  изобразительного искусства. В декоративном рисовании дети  умело подбирают цвета узоров, осваивают композиционные приемы расположения узора на различных формах. В начале закрепляются умения,  приобретенные в средней группе,  в составлении узоров,  состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах,  могут быть разных размеров.  Детей можно научить в первом  квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов  по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям дают овал, треугольник, розетта и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.


В старшей группе в количестве композиционного приема необходимо чаще применять принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента,  различных по форме или цвету. В качестве элемента узора дети могут использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии , мазки, точки, круги) и более сложные формы -растительные ( листья, ягоды, цветы, ) , которые трудно повторить несколько  раз. Ребятам нужно показывать новые приемы рисования кистью, прикладывание    кисти к бумаге плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в    узоре из листьев, цветов.

В старшей группе детей можно научить использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может    быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании.  Кроме контрастных сочетаний  дети учатся видеть красоту цвета в определенной гаме: синий, голубой, белый, оранжевый, желтый, и др.  Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора. Например, тонких кружевных узоров снежинок кружева. На занятиях по декоративному рисованию педагогу необходимо дать детям различные формы, вырезанные из бумаги: в виде блюдца, овального подноса, бочонка, ковша, шапочки, коврика, платья. Каждая форма требует украшения определенным декоративным узором и в определенных местах. Узор для платья может быть выполнен  на подоле, рукавах, у ворота; узор для коврика должен создаваться  в целесообразной последовательности: по углам, в середине, по краям. Педагог может давать одно задание, но формы могут быть различными. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен красиво сочетаться с цветом бумаги: если дымковская роспись хорошо сочетается  с белым фоном, то хохломская должна выполняться на темном фоне. Педагог может показать детям отдельные приемы рисования узоров. Иногда педагогу необходимо дать детям возможность выполнять декоративные работы коллективно: всем вместе или отдельными группами. В старшей группе детей необходимо учить составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы,  предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки.


Формы и методы ознакомления детей с искусством разнообразны. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям;

--------------------------------------------

13. Косминская В. Б. Теория и методика ИЗО в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.-170с

самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений. Знакомя детей с народными игрушками, воспитатель должен стремиться вызвать у них эмоциональное отношение к образу, учить видеть особенности элементов росписи, красоту цветочных сочетаний. Для занятий можно подобрать несколько дымковских игрушек, детально рассмотреть их с детьми, обратить внимание на белый фон игрушек, особенности элементов росписи (клетка, волнистая линия, пятно, точка);  показать некоторые приемы дымковской росписи.

В групповой комнате или в зале устанавливаются выставки произведений изобразительного искусства, с детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра  произведений искусства. Воспитатель должен поощрять самостоятельное рассматривание,  выслушивает рассказы детей. На занятиях по рисованию или лепке можно использовать скульптуру  малых форм из керамики, фаянса, камня, гипса. Нужную скульптуру ребенок может взять в руки и детально рассмотреть. Дети лепят в меру своих умений и творческих возможностей. Важно привлечь желание детей к тем сторонам скульптурного изображения, которые могут обогатить лепку. На занятиях по декоративному рисованию педагогу необходимо широко использовать произведения народного декоративно-прикладного искусства, знакомя дошкольников с наиболее доступными формами; хохломской и городецской росписью по дереву, мастерством вологодских кружевниц, вятской игрушкой, с искусством мастеров России, Украины, Прибалтики.

Важной задачей является передача в лепке  характерных движений человека, животного. Необходимо научить детей лепить небольшие скульптурные группы из двух, трех фигур, отражающих динамику действия. Тематика лепки связана с влиянием декоративно-прикладного искусства. Образцы народного творчества способствуют развитию у детей умение создавать изделия из глины, помогают лаконичными средствами добиваться остроты пластического решения, придают выразительность работам детей.  Эти прекрасные образцы ознакомят детей с народной росписью.

Основной метод при показе образцов декоративно-прикладного искусства - беседа. Основываясь на знании объемных тел (шар, цилиндр, конус), по типу глиняных народных игрушек, дети могут лепить куклу, птиц, козликов, крынки, горшки, блюда, кубанцы, барельефы. Эти предметы можно расписывать гуашевыми или темперными красками. Детьми выполняется задание по лепке  посуды по мотивам керамических народных изделий Гжели, Скобина. Можно показывать диапозитивы о предметах народного искусства.  Это