Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способствует обогащению восприятия детей, активизирует их творчество, повышает художественное качество детских работ. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно- прикладного искусства. Учить лепить птиц, животных, человека по типу народных игрушек (дымковская, филимоновская, каргопольская и др.).
Учить использовать обмакивание пальцев в воде, что бы сгладить неровности вымпельного изображения, когда это необходимо для передачи образа предмета.
Аппликация по мотивам народного орнамента положительно воздействует на развитие художественной способности детей, воспитывают у них интерес к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, в искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в рисунке или аппликации, отображая уровень приобретенных знаний, умений и навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии. Надо знакомить детей с лучшими образцами народного орнамента, проводить экскурсии в музей, беседовать об искусстве того или иного народа, решая основные задачи эстетического, трудового и интернационального воспитания. Целенаправленная организация работы зависит от степени художественной образованности воспитателя, знания и понимания им народного искусства, его умение руководить эстетическим и нравственным, патриотическим развитием каждого ребенка.
В учебно-воспитательную работу по аппликации входит:
-изучение теоретических вопросов и ознакомление со спецификой народных образцов в искусстве народов России;
-отбор учебного материала по орнаментальному искусству, в плане первоначального ознакомления дошкольников с искусством своего народа, затем других национальностей;
-овладение воспитателем практического умения в создании аппликации, подготовка наглядных пособий для проведения занятий;
-определение последовательности проведения занятий по ознакомлению с образцами народного творчества;
-выбор путей применения получения знаний, умений и навыков.
Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов нашей многонациональной страны. Эти фигуры к их простейшей комбинации в узорах могут выполнять дети 5-7 лет. Целенаправленное использование орнаментов в работе с дошкольниками имеет большое значение в интернациональном воспитании детей, развития у них интереса к народному искусству, содействует формирование их художественного вкуса. Выполняя
аппликации по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного общения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Раскрытие специфики декоративного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятии и чувств детей, развитием их потребностей воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям народного искусства. Из многочисленных образцов народного искусства воспитатель отбирает элементы геометрического, растительного и роговидного орнаментов, наиболее доступных для воспроизведения дошкольниками в аппликациях.
Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра слайдов. Большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни народов нашей страны, об особенностях природы в разных районах. Рассматривая иллюстрации, воспитатель обращает внимание на старинную русскую одежду, знакомит с ее названием.
Рассматривание и его анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертание народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.
---------------------------------------
14. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: ТЦ Сфера, 2018 г-145с.
Заключение
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Анализируя занятия, которые были проведенные по восприятию детьми произведений народного прикладного искусства, беседы с ними, позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. В любом виде деятельности ощутимые успехи будут тогда, когда воспитатель будет работать с увлечением. Считаем, что цель исследования достигнута.
Также необходимо детей знакомить с произведениями искусства с помощью выставок, экскурсий в музеи, оформленных зон на тему: «Народного декоративно-прикладного искусства», альбомов, таблиц. Оформлять папки-передвижки, консультации для родителей о значении народного декоративно-прикладного искусства в жизни ребенка.
Также считаем, что необходимо отбирать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада, отборе произведений народного искусства для работы с детьми наряду с воспитателем детского сада самое действенное участие должны принимать искусствоведы, занимающиеся проблемами изучения народного искусства, работники музеев, в фондах которых собраны коллекции народных образцов, художники и мастера народных художественных промыслов, создающие в наши дни замечательные произведения искусства. Консультации с ними помогут воспитателю в определении критериев художественной значимости произведений народного искусства, правильного их отбор.
В процессе работы были раскрыты понятия эстетического воспитания, критерии эстетической воспитанности
, формы и методы эстетического воспитания дошкольников средствами ДПИ, изучили педагогический опыт по эстетическому воспитанию, раскрыли понятие и классификацию ДПИ, тем самым цель –изучить и проанализировать теоретический материал по теме, была достигнута
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если будут: в работу с детьми включаться занятия с использованием элементов народного творчества; элементы народного творчества использоваться в развивающей среде ребенка старшего дошкольного возраста, в повседневной жизни ребенка использоваться элементы народного творчества, подтверждена
Список использованных источников
1. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2018.-№9.
2. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.-256с
3. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2016 г.
3. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Академия, 2016 г.
4. Л.В. Орлова. Хохломская роспись. М., Мозайка – синтез, 2017г.
5. Ю.Г. Дорожен. Филимоновские свистульки. М., Мозайка- синтез, 2017г.
6. Т.Я. Шпикалова, Г.А. Велечкина. Дымковская игрушка.,М., Мозайка синтез, 2018г.
7. Ю.Г. Дорожен. Сказочная гжель. М., Мозайка- синтез, 2016г.
8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
9. Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2018 г.
10. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.
11. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.
12. О.А. Солоиенникова. Порциональная программа «Радость творчества» 2016 г
13. Косминская В. Б. Теория и методика ИЗО в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.
14. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: ТЦ Сфера, 2018 г
15. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1-4, 6-9 2003г.,№2,3 2016г.
16. Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2016 г.
17. Козлова С. А., Куликова Т. А. дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2016 г.
18. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.
Интернет-ресурсы:
nsporfal.ru –Социальная сеть работников образования
http://www.twirpx.com/files/pedagogics/common/lectures/ http://nanobukva.ru/09/dobuv/100_otvetov_po_pedagogike.html http://library.uspu.ru/links_elib_periodical_pedagog
Учить использовать обмакивание пальцев в воде, что бы сгладить неровности вымпельного изображения, когда это необходимо для передачи образа предмета.
Аппликация по мотивам народного орнамента положительно воздействует на развитие художественной способности детей, воспитывают у них интерес к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, в искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в рисунке или аппликации, отображая уровень приобретенных знаний, умений и навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии. Надо знакомить детей с лучшими образцами народного орнамента, проводить экскурсии в музей, беседовать об искусстве того или иного народа, решая основные задачи эстетического, трудового и интернационального воспитания. Целенаправленная организация работы зависит от степени художественной образованности воспитателя, знания и понимания им народного искусства, его умение руководить эстетическим и нравственным, патриотическим развитием каждого ребенка.
В учебно-воспитательную работу по аппликации входит:
-изучение теоретических вопросов и ознакомление со спецификой народных образцов в искусстве народов России;
-отбор учебного материала по орнаментальному искусству, в плане первоначального ознакомления дошкольников с искусством своего народа, затем других национальностей;
-овладение воспитателем практического умения в создании аппликации, подготовка наглядных пособий для проведения занятий;
-определение последовательности проведения занятий по ознакомлению с образцами народного творчества;
-выбор путей применения получения знаний, умений и навыков.
Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов нашей многонациональной страны. Эти фигуры к их простейшей комбинации в узорах могут выполнять дети 5-7 лет. Целенаправленное использование орнаментов в работе с дошкольниками имеет большое значение в интернациональном воспитании детей, развития у них интереса к народному искусству, содействует формирование их художественного вкуса. Выполняя
аппликации по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного общения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Раскрытие специфики декоративного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятии и чувств детей, развитием их потребностей воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям народного искусства. Из многочисленных образцов народного искусства воспитатель отбирает элементы геометрического, растительного и роговидного орнаментов, наиболее доступных для воспроизведения дошкольниками в аппликациях.
Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра слайдов. Большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни народов нашей страны, об особенностях природы в разных районах. Рассматривая иллюстрации, воспитатель обращает внимание на старинную русскую одежду, знакомит с ее названием.
Рассматривание и его анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертание народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.
---------------------------------------
14. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: ТЦ Сфера, 2018 г-145с.
Заключение
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Анализируя занятия, которые были проведенные по восприятию детьми произведений народного прикладного искусства, беседы с ними, позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. В любом виде деятельности ощутимые успехи будут тогда, когда воспитатель будет работать с увлечением. Считаем, что цель исследования достигнута.
Также необходимо детей знакомить с произведениями искусства с помощью выставок, экскурсий в музеи, оформленных зон на тему: «Народного декоративно-прикладного искусства», альбомов, таблиц. Оформлять папки-передвижки, консультации для родителей о значении народного декоративно-прикладного искусства в жизни ребенка.
Также считаем, что необходимо отбирать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада, отборе произведений народного искусства для работы с детьми наряду с воспитателем детского сада самое действенное участие должны принимать искусствоведы, занимающиеся проблемами изучения народного искусства, работники музеев, в фондах которых собраны коллекции народных образцов, художники и мастера народных художественных промыслов, создающие в наши дни замечательные произведения искусства. Консультации с ними помогут воспитателю в определении критериев художественной значимости произведений народного искусства, правильного их отбор.
В процессе работы были раскрыты понятия эстетического воспитания, критерии эстетической воспитанности
, формы и методы эстетического воспитания дошкольников средствами ДПИ, изучили педагогический опыт по эстетическому воспитанию, раскрыли понятие и классификацию ДПИ, тем самым цель –изучить и проанализировать теоретический материал по теме, была достигнута
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если будут: в работу с детьми включаться занятия с использованием элементов народного творчества; элементы народного творчества использоваться в развивающей среде ребенка старшего дошкольного возраста, в повседневной жизни ребенка использоваться элементы народного творчества, подтверждена
Список использованных источников
1. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2018.-№9.
2. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.-256с
3. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2016 г.
3. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Академия, 2016 г.
4. Л.В. Орлова. Хохломская роспись. М., Мозайка – синтез, 2017г.
5. Ю.Г. Дорожен. Филимоновские свистульки. М., Мозайка- синтез, 2017г.
6. Т.Я. Шпикалова, Г.А. Велечкина. Дымковская игрушка.,М., Мозайка синтез, 2018г.
7. Ю.Г. Дорожен. Сказочная гжель. М., Мозайка- синтез, 2016г.
8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
9. Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2018 г.
10. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.
11. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.
12. О.А. Солоиенникова. Порциональная программа «Радость творчества» 2016 г
13. Косминская В. Б. Теория и методика ИЗО в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.
14. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: ТЦ Сфера, 2018 г
15. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1-4, 6-9 2003г.,№2,3 2016г.
16. Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2016 г.
17. Козлова С. А., Куликова Т. А. дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2016 г.
18. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.
Интернет-ресурсы:
nsporfal.ru –Социальная сеть работников образования
http://www.twirpx.com/files/pedagogics/common/lectures/ http://nanobukva.ru/09/dobuv/100_otvetov_po_pedagogike.html http://library.uspu.ru/links_elib_periodical_pedagog