Файл: 1. 1 Общее понятие эстетического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе  носят декоративный характер( украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создания узора,  а закрепления умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Продолжать знакомить с изделиями народного искусства, закреплять и углублять знание народного декоративного искусства – дымковской,  филимоновской игрушек и их росписи; предлагать детям создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомя с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваясь большого разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения. Продолжить знакомство детей с городецской росписью,  ее цветовым решением,  спецификой создания декоративных цветов (как правело, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки и др. Познакомить с росписью Полхов – Майдана.  Включать городецкую    и полхов - майданскую роспись в творческую работу детей,  помогать осваивать специфику этой росписи.

Учить составлять узоры по мотивам городецской, жостовской, гжельской росписи : знакомить с характерными ее элементами ( бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки), создавать узоры на листах бумаги, по форме соответствующей форме народного изделия ( поднос, солонка, чашка, розетка и др. ). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Представлять детям бумагу в форме частей одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.) , предметов быта ( салфетка, полотенце). Учить располагать узор ритмично.

Технологическую карту занятия по теме: «Красна птица опереньем, а человек уменьем» и образцы детских работ по этой теме смотреть в приложении Г.


---------------------------------------
8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: ТЦ Сфера, 2017 г.-150с
ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА.

 Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народно прикладным искусством,  разными его видами,  в том числе лепкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью,  радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой и замысловатые формы солонок,  кружек и других изделий, с интересом знакомятся  с декоративными пластиками. Дети старшего дошкольного возраста могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения,  сувениры для взрослых и своих товарищей.

Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему,  решать условно форму предмета и росписи. Например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом. Декоративная лепка учит детей работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратиков, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди,  винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка,  учит работать кончиками пальцев, делать их более гибкими  и чувствительными к форме.

Содержание к декоративной лепке могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно делать задание –

---------------------------------

9. Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2018 г.-230с

изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем выдавливания, оттягивания или прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

Технологическую карту занятия по теме: «Филимоновский петушок», образцы детских работ по этой теме и фотоотчёт занятия смотреть в приложении В.

ДЕКОРАТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ.

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация - древнейший способ художественного оформления изделий из войлока кожи, меха, сукна, бересты, бумаги. Содержание орнаментов  народные художники черпают из окружающей жизни. В орнаментах изменяются реальные формы образов, их пропорций, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по  своему реальны. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на зрение и психику людей. С тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления,  конкретные настроения и переживания. Предпочтение отдается красному материалу, с которым связывается,  представление о радости, веселье, торжестве и счастья, вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, и с источником всего живого на земле. Разновидности аппликации в народном декоративном творчестве обусловлены особенностями использования природного материала, техники скрепления частей изображения с поверхностью украшаемого предмета, а приемов создания элементов узора. В развитии искусства разных народов исторически определились направление в использовании аппликаций в художественном оформлении изделий из мягких, твердых материалов и из бумаги. Во взаимосвязи занятий по аппликации и рисования важно, что содержание одного из них является подготовкой для успешной работы ребят над другим. Для передачи форм изделий в аппликациях используются приемы как симметричные, так и силуэтные вырезания. Выбор их определяется особенностями конфигураций узора, его строением и уравновешенностью частей орнамента. От этого зависит и подбор заготовок бумаги. Начинать работу надо с создания контура изделия, имеющее симметричное строение.  

-------------------------------------

10. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.-260с

2. Педагогическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
2.1 Анализ педагогического опыта

Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

1. Образец хорошей работы.

2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.

3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:

- высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;

- творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;

- длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);

- актуальность темы опыта, перспективность.

- научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;

- рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский).


Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.

Изучив передовой педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделить несколько программ.

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Полная структура программы представлена на цветной вкладке. Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.

Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, - родителям, бабушкам и дедушкам.

Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) и предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.