Файл: Лекция 1. Степени автоматизации в соответствии с гост 14288 устанавливаются 4 сте пени автоматизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вала до 2,5-3,5рад/с клапан 30 реле скорости закрывается, полость нагрузочного поршня ГПК сообщается с атмосферой, ГПК закрывается. Дроссель 37
<<стравливает)> воздух из ускорителя пуска , и дизель переключается на задан ный с ДПУ режим работы.
Аналогично осуществляется и перевод дизеля с зад него на передний ход.
Для перехода на ручное управление с местного поста маховик 6 вместе с валом передвигают в положение, при котором кулачки 3 и 5 могут воздействовать на клапаны
2 и 4. Последние через перекидные клапаны 21 и 20 включены в систему управления параллельно клапаном 19, 18 и, следовательно, с открытием их пуск и реверсирование дизеля будут производиться в указанной после- довательности. В схему системы включен клапан блокировки 8, перекрывающий подачу воздуха к элементам управления при срабатывании защиты.
Лекция № 16
Диагностирование и настройка систем ДАУ
Подготовка систем к работе. Лица, обслуживающие систему ДА.У, должны в совершенстве знать их схемы, а также процессы, происходящие в системах во время ра боты. Только при этих условиях можно обеспечить правильную эксплуатацию устройств управления и своевременно устранить возникшие в них неисправности.
При подготовке системы к действию следует путем внешнего осмотра убедиться: в надежности крепления всех функциональных узлов. ДА.У; правильности поло жения и надежности фиксации упоров, ограничивающих перемещения тех или иных органов, отсуrствие уrечек в пневматических и гидравлических механизмах. Необхо димо систематически проверять согласованность поло жения рукоятки (маховиков) управления и регулирующих органов, действие механических переключающих уст ройств, предназначенных для подключения системы автоматизированного управления к дистанционным постам в рулевой рубке, герметичность трубопроводов и узлов ДА.У. Особенно тщательно следует проверять канатные, рычажные и валиковые передачи ДУ, износы
шкивов, звездочек, направляющих роликов, шестеренок, шарни ров. Значительные зазоры в сочленениях и перекосы в соединениях могут привести к отказам в работе средств управления. Поэтому приготовление конкретных систем ДАУ к работе, ввод систем в действие, обслуживание их по время работы, так же как и выключение, следует производить в строгом соответствии с инструкциями по обслуживанию.
Возможные неисправности систем ДАУ и способы их
устранения. Для ввода в действие систем ДАУ включают источники питания, проверяют по приборам давление в пневмо- и гидросистемах, исправность сигнализации, точность выполнения системой команд с местного поста при пробном пуске дизеля на передний и задний ход. Только после этого переключающие устройства устанавливают на требуемый режим работы с ДПУ.
В процессе эксrmуатации следует строго соблюдать меры безопасности, изложенные в заводской инструк ции. Не разрешается производить какие-либо ремонтные, регулировочные и наладочные работы ДАУ при работающем дизеле, открытом пусковом бЗJШоне и включенном питании системы. При управлении системами ДАУ (особенно при наличии устройств, форсирующих пуск) необходимо избегать значительных перегрузок дизеля, в связи, с чем переход на новые режимы работы надо осуществлять по возможности плавно, исключая резкие перемещения рукояток (маховиков) управления. Большую опасность представляет экстренное реверсирование при торможении дизеля контрвоздухом; его нужно производить только при аварийной ситуации.
Обслуживание включенных ДАУ сводится в основном к контролю за состоянием элементов системы, необходимым перестановкам органов управления для обеспечения требуемых режимов работы дизеля, устранению отклонений от заданного режима и выполнению некоторых профилактических мероприятий, не требующих выключения средств управления.
Регулирование и настройка систем.
Неисправность отдельных элементов и систем управления в целом определяют по следующим показателям: герметичности (наличию
подтеканий рабочей жидкости, появлению воздуха в гидроприводах систем; шуму воз духа при истечении, появлению воздуха в каналах, емкостях и других элементах системы, где его не должно быть); показаниям контрольно-измерительных приборов; времени выполнения команды (задающих сигналов) отдельными элементами и всей системой; расходу пускового воздуха и другим критериям.
На речном флоте наиболее широкое распространение получили пневматические ДАУ дизелей. Ремонтные и наладочные работы по ним в период эксплуатации в зависимости от характера неисправности выполняют судовые экипажи или работники судоремонтных предпри ятий. Одной из основных сложностей является определение места и характера неисправности. Для повышения эффективности диагностирования и наладю1 пневмати ческих систем ДАУ используют прибор << Поиск». Он включает блоки диагностирования, дистанционного кон троля, комплект преобразователей (датчиков) и необхо димую оснастку для монтажа на судне. Для определения работоспособности элементов системы используют мик ровыключатели и специальные реле давления, размы кающие или замыкающие соответствующие контакты электрической цепи прибора в зависимости от давления до или после проверяемого элемеmа ДАУ при включе нии тормозного устройства, отключения подачи топлива и т.д. Фиксация элементов управления после выполнения маневра осуществляется в зависимости от состояния сигнальных табло на мнемосхеме. Если, например, применительно к системе дАУ дизелей 6ЧРН36/45 какое либо из табло: реле направления вращения (РНВ), главного пускового клапана (ГПК), тормозного устройства (ТОРМ), и т.д. светится недостаточно, это значит, что элемент срабатывает и возвращается в необходимое положение; если табло светится достаточно - элемент сис темы срабатывает, но не возвращается в исходное положение, а если табло не светится - элемент не срабаты вает.
Исправность действия элементов системы с помощью прибора <( Поиск>> устанавливают также по времени про
хождения сигнала между последовательно работающими элементами и продолжительности работы отдельных элементов ДАУ. Так, например, применительно к сис теме ДАУ дизелей 6ЧРН36/45 время прохождения сиг нала по магистрали от РНВ до ТОРМ при реверсирова нии работающего дизеля (переключатель в положении ТОРМ) должно быть 1,5-2с; продолжительность откры тия главного пускового клапана (переключатель в поло жении ГПК) при пуске дизеля на передний ход должна составлять О,8-1,2с, на задний ход - l,8-2c и т.д.
Параметры работы системы регулируют в процессе технического обслуживания ДАУ после ремонта и зим него отстоя в указанной последовательности. Вначале настраивают редукционные клапаны на заданное давление воздуха в цепи питания. Настройку производят регу лировочными винтами, увеличивая или уменьшая вы ходное давление и контролируя его по манометру. Давление воздуха на выходе из редукционного клапана (стабилизатора давления) в этом случае должно меняться плавно и пропорционально углу поворота регулировочного винта. Затем реrулируют элементы системы, изме няющие скорость коленчатого вала дизеля от холостого хода до максимальных значений. Настройку беспозици онного клапана регулятора скорости производят путем контроля выходного сигнала по манометру. Давление воздуха на выходе из клапана должно меняться плавно и пропорционально углу поворота рукоятки (маховика) управления. Изменение давления должно быть одинако вым при повороте органов управления на передний и задний ход Давление после клапана регулируют измене нием эксцентриситета шайбы наполнения или переме щением беспозиционноrо клапана относительно оси вала управления. При увеличении эксцентриситета шайбы наполнения, а также при смещении беспозиционного клапана в сторону шайбы давления воздуха на выходе из клапана возрастает. Настройку клапанов постов управления, блокировоч ных клапанов, реле скорости, останова и направления вращения осуществляют нажимными болтами и путем изменения сил натяжения регулировочных пружин. От крытие (закрытие) клапанов должно происходить при выполнении заданной операции либо после ее заверше ния (например, при крайних положениях распредели тельного вала, определенной скорости коленчатого вала, по прошествии какоrо-то времени с момента выдачи ко манды). Клапаны системы должны работать четко
, без заеданий и утечек воздуха. Продолжительность открытия ГПК регулируют сменным дросселем клапана сброса нагрузки или дросселем ускорителя пуска.
Тоrтивоподающие устройства (длину тяг, зазоры в сочленениях) монтируют так, чтобы при положении рукоятка (маховика) управления в зоне <<СТОП>> рейки ТНВД обеспечивали нулевую подачу топлива.
<<стравливает)> воздух из ускорителя пуска , и дизель переключается на задан ный с ДПУ режим работы.
Аналогично осуществляется и перевод дизеля с зад него на передний ход.
Для перехода на ручное управление с местного поста маховик 6 вместе с валом передвигают в положение, при котором кулачки 3 и 5 могут воздействовать на клапаны
2 и 4. Последние через перекидные клапаны 21 и 20 включены в систему управления параллельно клапаном 19, 18 и, следовательно, с открытием их пуск и реверсирование дизеля будут производиться в указанной после- довательности. В схему системы включен клапан блокировки 8, перекрывающий подачу воздуха к элементам управления при срабатывании защиты.
Лекция № 16
Диагностирование и настройка систем ДАУ
Подготовка систем к работе. Лица, обслуживающие систему ДА.У, должны в совершенстве знать их схемы, а также процессы, происходящие в системах во время ра боты. Только при этих условиях можно обеспечить правильную эксплуатацию устройств управления и своевременно устранить возникшие в них неисправности.
При подготовке системы к действию следует путем внешнего осмотра убедиться: в надежности крепления всех функциональных узлов. ДА.У; правильности поло жения и надежности фиксации упоров, ограничивающих перемещения тех или иных органов, отсуrствие уrечек в пневматических и гидравлических механизмах. Необхо димо систематически проверять согласованность поло жения рукоятки (маховиков) управления и регулирующих органов, действие механических переключающих уст ройств, предназначенных для подключения системы автоматизированного управления к дистанционным постам в рулевой рубке, герметичность трубопроводов и узлов ДА.У. Особенно тщательно следует проверять канатные, рычажные и валиковые передачи ДУ, износы
шкивов, звездочек, направляющих роликов, шестеренок, шарни ров. Значительные зазоры в сочленениях и перекосы в соединениях могут привести к отказам в работе средств управления. Поэтому приготовление конкретных систем ДАУ к работе, ввод систем в действие, обслуживание их по время работы, так же как и выключение, следует производить в строгом соответствии с инструкциями по обслуживанию.
Возможные неисправности систем ДАУ и способы их
устранения. Для ввода в действие систем ДАУ включают источники питания, проверяют по приборам давление в пневмо- и гидросистемах, исправность сигнализации, точность выполнения системой команд с местного поста при пробном пуске дизеля на передний и задний ход. Только после этого переключающие устройства устанавливают на требуемый режим работы с ДПУ.
В процессе эксrmуатации следует строго соблюдать меры безопасности, изложенные в заводской инструк ции. Не разрешается производить какие-либо ремонтные, регулировочные и наладочные работы ДАУ при работающем дизеле, открытом пусковом бЗJШоне и включенном питании системы. При управлении системами ДАУ (особенно при наличии устройств, форсирующих пуск) необходимо избегать значительных перегрузок дизеля, в связи, с чем переход на новые режимы работы надо осуществлять по возможности плавно, исключая резкие перемещения рукояток (маховиков) управления. Большую опасность представляет экстренное реверсирование при торможении дизеля контрвоздухом; его нужно производить только при аварийной ситуации.
Обслуживание включенных ДАУ сводится в основном к контролю за состоянием элементов системы, необходимым перестановкам органов управления для обеспечения требуемых режимов работы дизеля, устранению отклонений от заданного режима и выполнению некоторых профилактических мероприятий, не требующих выключения средств управления.
Регулирование и настройка систем.
Неисправность отдельных элементов и систем управления в целом определяют по следующим показателям: герметичности (наличию
подтеканий рабочей жидкости, появлению воздуха в гидроприводах систем; шуму воз духа при истечении, появлению воздуха в каналах, емкостях и других элементах системы, где его не должно быть); показаниям контрольно-измерительных приборов; времени выполнения команды (задающих сигналов) отдельными элементами и всей системой; расходу пускового воздуха и другим критериям.
На речном флоте наиболее широкое распространение получили пневматические ДАУ дизелей. Ремонтные и наладочные работы по ним в период эксплуатации в зависимости от характера неисправности выполняют судовые экипажи или работники судоремонтных предпри ятий. Одной из основных сложностей является определение места и характера неисправности. Для повышения эффективности диагностирования и наладю1 пневмати ческих систем ДАУ используют прибор << Поиск». Он включает блоки диагностирования, дистанционного кон троля, комплект преобразователей (датчиков) и необхо димую оснастку для монтажа на судне. Для определения работоспособности элементов системы используют мик ровыключатели и специальные реле давления, размы кающие или замыкающие соответствующие контакты электрической цепи прибора в зависимости от давления до или после проверяемого элемеmа ДАУ при включе нии тормозного устройства, отключения подачи топлива и т.д. Фиксация элементов управления после выполнения маневра осуществляется в зависимости от состояния сигнальных табло на мнемосхеме. Если, например, применительно к системе дАУ дизелей 6ЧРН36/45 какое либо из табло: реле направления вращения (РНВ), главного пускового клапана (ГПК), тормозного устройства (ТОРМ), и т.д. светится недостаточно, это значит, что элемент срабатывает и возвращается в необходимое положение; если табло светится достаточно - элемент сис темы срабатывает, но не возвращается в исходное положение, а если табло не светится - элемент не срабаты вает.
Исправность действия элементов системы с помощью прибора <( Поиск>> устанавливают также по времени про
хождения сигнала между последовательно работающими элементами и продолжительности работы отдельных элементов ДАУ. Так, например, применительно к сис теме ДАУ дизелей 6ЧРН36/45 время прохождения сиг нала по магистрали от РНВ до ТОРМ при реверсирова нии работающего дизеля (переключатель в положении ТОРМ) должно быть 1,5-2с; продолжительность откры тия главного пускового клапана (переключатель в поло жении ГПК) при пуске дизеля на передний ход должна составлять О,8-1,2с, на задний ход - l,8-2c и т.д.
Параметры работы системы регулируют в процессе технического обслуживания ДАУ после ремонта и зим него отстоя в указанной последовательности. Вначале настраивают редукционные клапаны на заданное давление воздуха в цепи питания. Настройку производят регу лировочными винтами, увеличивая или уменьшая вы ходное давление и контролируя его по манометру. Давление воздуха на выходе из редукционного клапана (стабилизатора давления) в этом случае должно меняться плавно и пропорционально углу поворота регулировочного винта. Затем реrулируют элементы системы, изме няющие скорость коленчатого вала дизеля от холостого хода до максимальных значений. Настройку беспозици онного клапана регулятора скорости производят путем контроля выходного сигнала по манометру. Давление воздуха на выходе из клапана должно меняться плавно и пропорционально углу поворота рукоятки (маховика) управления. Изменение давления должно быть одинако вым при повороте органов управления на передний и задний ход Давление после клапана регулируют измене нием эксцентриситета шайбы наполнения или переме щением беспозиционноrо клапана относительно оси вала управления. При увеличении эксцентриситета шайбы наполнения, а также при смещении беспозиционного клапана в сторону шайбы давления воздуха на выходе из клапана возрастает. Настройку клапанов постов управления, блокировоч ных клапанов, реле скорости, останова и направления вращения осуществляют нажимными болтами и путем изменения сил натяжения регулировочных пружин. От крытие (закрытие) клапанов должно происходить при выполнении заданной операции либо после ее заверше ния (например, при крайних положениях распредели тельного вала, определенной скорости коленчатого вала, по прошествии какоrо-то времени с момента выдачи ко манды). Клапаны системы должны работать четко
, без заеданий и утечек воздуха. Продолжительность открытия ГПК регулируют сменным дросселем клапана сброса нагрузки или дросселем ускорителя пуска.
Тоrтивоподающие устройства (длину тяг, зазоры в сочленениях) монтируют так, чтобы при положении рукоятка (маховика) управления в зоне <<СТОП>> рейки ТНВД обеспечивали нулевую подачу топлива.