ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 4. Платон.

Платон. Существует 3 мира: 

  1. Бытие (в нем эйдосы(идеи, формы)

  2. Воспринимаемый органами чувств мир (мы пребываем здесь). Демиург

  3. Пространство (материя)— чистая возможность, не воспринимается органами чувств

Тело: вода, огонь, земля, воздух

Душу сделал Демиург, их количество ограничено

Душа состоит из: разумной части, аффективная часть( страсть,в груди), вожделеющая часть

Аристотель.

335 основывает гимназию

Перипатетик — прогуливаться

Были штатные преподаватели

Произведения аристотеля: экзотерические( для широкой публики) и эзотерические. 

Поделил все науки на теоретические, практические . Первая философия, которая исследует основания всего сущего.

Первопричины:

  • Формальные

  • Материальные

  • Действующие

  • Конечные

Пз 4. Средневековье

Понятие появляется в 15 веке. Без средневековой философии не было бы современной. Это развитие античной философии, слияние античной (Платон, Аристотель) и христианства. 

2-6 вв н.э. Вплоть до 14 в н.э.

Основные источники:

Платон, Аристотель, священное писание.

Распространение христианства происходит во время разложение Римской Империи. 

324г - Константин Великий признает христианства официальной религией в Европе. 

Переход от разврата к аскетизму. От многобожия к единобожию. 

В 529 г Юстиниан издает приказ о закрытии всех философских школ.

Христианство плохо относилось к философии. Царство божье только убогим людям.

Необходимо было философское обоснование для покорной толпы. 

Апологеты(здесь)- защитники христианства. Они наметили круг вопросов, которые стали основными для создания христианской философии. 

В конце 2 столетия появляется патристика,сформировали основные идеи христианской философии, основанные на учениях Платона. Они сочиняли произведения, обосновывающие идеи христианства. Деятели не были философами, это были просто писатели. Патристика положила конец античной философии и дала начало средневековой европейской философии, которая попала в тиски религии. 

Положения:

Креационизм- учение о создании богом мира за 6 дней 

Теоцентризм - тео- бог. - учение о том, что Бог - находится в центре всего

Провиденциализм- концепция истории и промысла Божьего, идея попечительства богом всего мира.


Эсхатологизм- учение о последних вещах (страшный суд, конец света, воскрешение) 

Теодицея- Бог - справедлив, он не виноват, что есть зло на земле

Средневековая философия проходит два этапа

1. Патристика (2 н.э - 6 в н.э) заложила основы христианства

Отличительная черта - рассматривала философию с превалирующей ролью богов, философия на втором план

395 году римский император поделил территорию между двумя сыновьями.

В Константинополе продолжается развитие.

В 1054 году разделение церквей на православие и католицизм.

Начало крестовых походов, они привезут Аристотеля переведенного с арабского, начнутся работы с этим материалом.

Отличия средневековой философии от античной:

  • В центре этические проблемы связанные с богом, разум на втором месте, на первом эмоция. 

  • Иначе начинают воспринимать время. 

  • Античное восприятие - время циклично, средневековое - прямой таймлайн, время выпрямилось, появился смысл, конец.

  • Человек создан по образцу Бога,он общается с богом минуя природу. Человек несовершенен, но может общаться с ним напрямую.

  • В средневековье появляется идея раздвоенности - добро и зло, бог и черт и т.д. 

  • Меняется отношение к познанию. Истина у Бога, необходимо уверовать и тогда можно получить истину. Согласно христианской догме, человеческий разум является частью мира. 

  • Земной мир создан по божественному, он является частичкой

  • Философы используют теологические термины. Средневековая философия появилась раньше конца античной философии. 

Святой Августин (354 г - 450 гг)- епископ. Он говорил, что высшее благо - Бог. Бытие высшие-это абсолютная сила, в нем вечные и неизменные идеи. Тело человека греховно, душа нематериальна. Каждая душа уникальна, по телам не странствуют, существуют в едином экземпляре. Триединство души : память, ум, воля. 

Человек слаб и триединство нарушается. Единственное гармоничное сочетание у Бога, у него есть план, он опекает наш мир.

Град земной-любовь к себе-идут в ад. Град небесный-любовь к богу-идут в рай, здесь есть нюансы.

По Августину у человека есть судьба, но есть также свобода выбора. Несмотря на предопределение в ад, можно исправить это, все зависит от человека.

Бог = эталон, то что позволяет понять себя. Он совершенный, добрый 

Августин первый начинает логически доказывать существование Бога .

Бог поддерживает все изменения в мире. 


Зло относительно. Добро и зло соотносительны. Зло-это желание встать с богом в один ряд. 

Все в мире изменяется, значит должен был быть первотолчок. Мы познаем чувствами.

2. Схоластика (7 в н.э. - 14 в н.э) обосновывала те положения, в которые было необходимо верить. Благодаря схоластике появился атеизм. 

Начиная в 6 века н.э. начинают создаваться образовательные центры (первые университеты)-соединили всю Европу, преподавание на одном языке, изучается курс. Греческий язык был заменён на латынь. 

Первый блок: грамматика, риторика, диалектика на латыне.

Второй блок: геометрия, астрономия, арифметика, музыка.

Преподавали в них только священники, занятия = толкование библейских текстов

Схоластика = занятия,логический приём, школа. Внимание логике, лингвистике, гносеологии.

Уделялось время умению излагать мысли

8 век - завершение творческого периода толкования христианства и началась схоластика-средневековая философия/наука оторванная от жизни 

Решение проблемы, спор через общие понятия: 

Номинализм

Реализм- то, что воспринимается органами чувств. 

Ансельм-епископ, бог творит по универсальный эйдосам.

Пьер-универсалии не существует в вещах не без вещей, это только концепции из нашей головы. У бога есть идея и он по ней все творит. 

Концептуализм - умеренный реализм


Фома Аквинский

Фома Аквинский написал много произведений: суммы. 1856г он был канонизирован, опирался на концепцию Аристотеля. Человек-не душа, это и душа и тело-единство. Природа-божье. Пока ты жив нужно стремится к земному блаженству, рай сам придет. Если ты только молишься, то она становится мирской и она выдыхается, следует полагаться на разум, а вера уже придет.

Лестница-мир. Зло необходимо, как и добро. 

Два пути к истине: веры и разума(сложнее). Откровения и разум могут войти в противоречие, если они появляются значит что то не верно, скорее всего пути-обман разума. Если разум не сходится с верой, неправ разум. Предмет философии-истинный разум. Теологии истина - откровение. Все противоречия нужно убирать, но если есть возможность выбора, то лучше понимать, чем верить. Истина разума и откровения по разному доступны людям, не все можно открыть посредством эмоционального доказательства, истины откровения приходят через озарение. Философия должна быть в служение у теологии. 

Доказательства существования бога:

Все движется, движение поддерживается богом 

Каждое явление имеет второе доказательство, свою причину, первая причина-бог

Должно существовать необходимое существо, чем и является бог 

Степень совершенства, а если совершенства разные, то что то должно быть максимально совершенно

Все в природе устремлено к некой цели, следовательно существует некое разумное существо, которое является целью и направляет к этой цели.

Возрождение/Ренессанс

Начинается в 14-16в. существует до 17в. Противостояние схоластики, на первый план выходит человек, бог его больше не опекает, человек решает свои проблемы сам. Поклонение обычаю сменяется культом удачи. Индивидуализм главное и основное качество людей. Свобода проявляется в свободе от церковных обязательств, освобождение от сословных ограничений, главное проявление в любви, именно она требует свободы личности и выбора. Переходная ступень к капитализму, эпоха создания национальных государств, время появление мануфактур, личные предпринимательства, наука приобретает международный характер, разрушается обособленность государства. Культура и наука приобретают светский характер. Сначала в Италии, а затем и прочих странах появляется гуманизм/возрождение. Кружки гуманистов-как университеты. Изучали классическую древнеиндийскую литературу и философию. Появляются переводы в силу отсутствия материала на нужном языке. За основу гуманизма закрепилось все, что имеет отношение к людям. Человек на первом плане, бог остался на своем месте, его заслонило земное-секуализация-освобождение общества от безразлельного господства. Частично централизуется творческая деятельность человека и человек выступает в качестве творца своей жизни. Бог диперсонализируется, возникает три новых моделей:


  1. Растворение бога в природе и тождественность-пантеизм-все есть бог

  2. Панинтеизма-мир встроен в бога

  3. Гилозоизм-учение о том, что все вокруг одушевлено, живого и мертвого нет. 

В результате если бог и природа едино, все одушевлено, мир часть бога, то природу можно обоготворить. Начинает развиваться алхимия, астрология, натуральная магия. 

Сенсуализм-учение о том, что основной источник познания чувства. 

Магия это способность человека воздействовать на окружающий его мир. Задача-раскрыть единство.

Николай Искузе (1401-1464)- в религиозной деятельности терпимость. Также он хотел создать религию, с помощью которой все войны прекратятся.

Центральная проблема-соотношение бога и мира. «Ученое незнание»-концепция того, что для плодотворного познания такой вещи как бог и мир логика мало применима, поэтому философ должен поставить себя в положение не знающего многих вещей. Он не антропоморфил, не антропофицировал, бог- это сочетание конечной бесконечности, единое и множественное, абсолютный максимум. процесс творения-это развертывание всего из бога. Эволюция-точка за точкой->линия-эволюция бога в мир-не конечный результат. Он вневременной, постоянный, бесконечный, творение из ничего. Тк мир находится в боге, где центр мира? Центра нет.