Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Успешность обучения дошкольников зависит от содержания предлагаемого материала и в значительной мере от формы его подачи. Организованная учебная деятельность по формированию элементарных математических представлений должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника. Форма организованной учебной деятельности должна меняться в зависимости от поставленных задач. Необходим поиск разнообразных вариантов ее проведения.
Изучение нового начинают с актуализации опорных знаний, которая организуется в форме игровых упражнений и занимает от 2 до 5 мин.
Основную часть организованной учебной деятельности, требующей произвольного внимания, педагог чередует с элементами игры. Количество однородных упражнений ограничивают до 2–3. При появлении у дошкольников первых признаков утомления проводится физминутка, обычно на 12–14 минуте. Ее содержание по возможности связывают с работой на занятии.


  • конце занятия необходимо побуждать дошкольников давать отчет о том, что узнали, чему научились, что удалось, кому и над чем надо поработать. Это способствует развитию у детей умения правильно оценивать свои знания и действия.




  • своей работе педагог использует наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения, которые должны применяться в комплексе. Дети уже способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. В



6

данном возрасте необходимо уделять достаточно большое внимание развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Эти операции дошкольники выполняют с опорой на наглядность. Виды наглядных пособий в старшей группе расширяют. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, предметы окружающего мира. Вместе с тем большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, геометрическими фигурами.
При формировании элементарных математических представлений повышается роль словесных приемов обучения. Педагог должен учесть, что ему необходимо опираться на то, что дети уже знают и умеют делать, и показывать только новые приемы работы. Задаваемые вопросы должны стимулировать проявление детьми самостоятельности и активности, побуждать их искать разные способы решения одной и той же задачи.
Педагог побуждает детей находить разные формулировки для характеристики одних



  • тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. В ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети сообщают, что, как и для чего они делали, и что получилось в результате.


Множество, количество и счет
Уже в раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов. Они овладевают рядом практических действий, направленных на восприятие численности множества предметов. Восприятию множественности предметов, явлений способствует все окружение ребенка – множество людей, знакомых и незнакомых, множество двигающихся перед глазами предметов, однородно повторяющиеся звуки. Множественность предметов и явлений ребенок воспринимает разными анализаторами: слуховым, зрительным, кинестетическим и др.
Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине, равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения «больше», «меньше», «поровну». После этого начинается обучение его счету, дается представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.


  • старшей группе формируется понимание образования чисел, демонстрируется это на основе сопоставления двух совокупностей предметов. Дети должны понять принцип получения каждого последующего числа из предыдущего и предыдущего из последующего. В связи с этим целесообразно последовательно получить 2 новых числа, например 5 и 6. Показу образования каждого следующего числа предпосылается повторение того, как было получено предыдущее число.


Для понимания значения счета и приемов поштучного соотнесения элементов двух сравниваемых множеств (взаимно-однозначное соответствие, т.е. одному элементу множества А соответствует строго один элемент множества В), в выявлении отношений «равно», «больше», «меньше» необходимо либо сосчитать предметы и сравнить их число, либо сопоставить предметы 2 групп (подгрупп) один к одному, используются разные способы сопоставления: наложение, приложение, применение эквивалентов. Это позволяет детям увидеть, что в одной из групп оказался лишний предмет, значит, их больше, а в другой – не хватило одного предмета, значит, их меньше. Опираясь на наглядную основу, они сравнивают числа.



7

Принцип уравнивания групп предметов усваивается ребенком в практической деятельности путем добавления одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа. Дети должны уметь рассказать, как было получено каждое число, т. е. к какому числу предметов и сколько добавили или от какого числа предметов и сколько отняли (убрали). Если дети затрудняются дать четкий ответ, можно задать наводящие вопросы: «Сколько было? Сколько добавили (убрали)? Сколько стало?» Для закрепления знаний необходимо чередовать коллективную работу с самостоятельной работой детей с раздаточным материалом.
В старшей группе упражнения в отсчете предметов продолжают усложняться:


    • задания на воспроизведение сразу двух групп предметов разного вида («Отсчитайте 5 кругов и 3 квадрата»);




    • задания на воспроизведение двух групп предметов одного вида, но отличающихся либо цветом, либо формой, либо размером (7 больших и 8 маленьких кругов);




    • задания не просто отсчитать две группы предметов, но и расположить их в определенном месте, например в указанной части листа бумаги: вверху, внизу, слева, справа, посередине.


Перед выполнением таких заданий, педагог специально тренирует детей в нахождении соответствующих частей листа бумаги.
Старших дошкольников приучают внимательно выслушивать задание, запоминать его, точно выполнять и рассказывать о том, что и как сделали. Вначале им трудно дать полный четкий ответ, поэтому на начальном этапе педагог помогает наводящими вопросами. Детей приучают повторять задание до его выполнения, обеспечивая развитие планирующей функции речи.
Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения в счете


  • активным участием разных анализаторов: счет звуков, движений, счет предметов на ощупь.


После ознакомления с образованием очередного числа детям предлагают задания, связанные со счетом звуков, движений и пр. в пределах данного числа. Так объем счета постепенно увеличивается до 10.
В старшей группе упражнения в счете предметов на ощупь несколько усложняют. Например, сосчитать пуговицы на ощупь с закрытыми глазами, сосчитать камешки, перекладывая их из руки в руку. Целесообразно проводить упражнения в такой форме, которая обеспечивала бы включение в работу всех детей.
Счет звуков в старшей группе связывают со счетом и отсчетом предметов.Детейупражняют также
в счете и воспроизведении движений. Дети считают движения, выполняемые воспитателем или другими детьми. Воспроизводят количество движений по образцу и по названному числу. Педагог организует упражнения так, чтобы обеспечить охват сразу большого количества детей. Очень полезно для ребят задание сделать определенное количество шагов в указанном направлении. Дети, передвигаясь, одновременно тренируются в отсчете шагов и в ориентировке в пространстве.
Важно, чтобы дети усвоили независимость числа предметов от их размера,
площади и формы расположения, (т.е.для ответа на вопрос«сколько?»не имеет значения,в каком направлении ведется счет). Детям дают убедиться в этом самим, пересчитывая одни и те же предметы в разных направлениях: слева направо и справа налево; сверху вниз и снизу вверх. Позднее детям дают представление о том, что считать можно предметы, расположенные не только в ряд, но и самыми различными способами (по кругу, парами, неопределенной группой). Пересчет одних и тех же предметов разными способами (3–4 способа) убеждает детей в том, что начинать счет можно с любого предмета и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды.


8

Большое место в старшей группе отводят упражнениям в составлении и подборе равночисленных множеств,которые позволяют дать детям представление о том,чтомножествам, содержащим одинаковое количество элементов, соответствует одно-единственное натуральное число, а одному и тому же натуральному числу соответствуют численности множеств самых разнообразных предметов. При этом педагог использует разные варианты заданий.
Дети должны научиться объяснять, по сколько у них игрушек каждой разновидности, и делать обобщение.
Программой предусмотрено обучение детей шестого года жизни умению делить предмет на равные части и устанавливать отношения между целым и частью.Особоследует отметить, что при изучении деления целого на части желательно начинать надо со складывания фигуры (пополам, на 4 части), а не с разрезания. Это связано с тем, что при разрезании часть воспринимается детьми как самостоятельно существующий объект, как отдельность, независимая от целого. Материалом для деления целого на части на первых этапах могут служить геометрические фигуры из бумаги – круги, квадраты, прямоугольники разных размеров, т. е. то, что можно складывать (сгибать). Во всех случаях деления целого на части следует обращать внимание детей на то, что делить уславливаемся на равные части, что часть меньше целого, а целое больше каждой своей части.

Так, складывая, еще не разрезая разные предметы, дети сами делят их на части, определяя количество равных частей в целом (например, складывая полоску бумаги пополам, а потом еще раз пополам, то, разогнув ее, видно четыре части. Если длинную веревку сложить трижды пополам и сосчитать после этого количество ее частей, то их окажется восемь и т.д.). Затем фигуры разрезаются на равные части 9 пополам, на четвертинки и т.д.). Разрезанные части должны обязательно восстанавливаться вновь в целое, путем наклеивания (позднее восстанавливаться в целое без жесткой фиксации, т. е. путем складывания.) Последовательность обучения должна быть именно такой (сначала сгибание, только потом разрезание предметов), так как задача обучения состоит не в самом процессе разрезания, а в формировании понимания отношений между частями и целым, в правильном назывании каждой части, равной друг другу («половина», «одна вторая часть», «одна четвертая часть»), и показе этих частей.


    • старшей группе уточняется представление о числе. Дошкольников знакомят с составом чисел в пределах 10. Состав множества из отдельных элементов особенно нагляден, когда каждый элемент отличается от другого каким-либо признаком (цветом, размером, предметным содержанием и др.). Поэтому сначала используют предметы одного вида, отличающиеся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой. Например, изображены 6 кругов одного размера, из которых 3 синих и 2 красных. «Сколько всего кругов? – Пять. Сколько красных? Сколько синих? Пять – это 2 и сколько? Пять – это 3 и сколько?». Затем количество красных и синих кругов меняется (1




  • 4, 2 и 3, 4 и 1).


При изучении состава каждого числа педагог может использовать следующие игры: «Сколько не достает до 8 (7, 9 …)», «Дополни число до...». Например, «У меня в руках 3 карандаша, сколько не хватает до 6? Шесть – это три и сколько? »
Детей 5–6 лет начинают учить пользоваться порядковыми числительными. Сделать это позволяет сопоставление порядкового значения числа его с количественным значением. Когда хотят узнать, сколько предметов, их считают: один, два, три, четыре и т. д. А когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному. Отвечая на вопросы «который по счету?», считают: первый, второй, третий и т. д.
Особое внимание обращают на то, что для ответа на вопрос «Который по счету?» существенное значение имеет направление счета. При определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях – указывать, в каком направлении велся счет. Демонстрируя это, педагог вместе с детьми пересчитывает одни и те же предметы в