Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно представить себя в положении предмета. Для этого сначала их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя. Далее детей учат определять стороны тела друг друга, например, где у них правая и где левая рука, затем стороны туловища куклы, зайца


  • т. д.


Главной задачей в старшей группе является овладение умением определять и называть словом положение предмета по отношению к другому предмету, например, справа от стола, а слева от доски.
Для развития пространственных ориентировок у старших дошкольников педагог может использовать следующие упражнения:


  • рассматривание дидактических картинок и описание расположения на них предметов,




  • подбор парных картинок с однородными предметами, по-разному расположенными.




  • физкультурные упражнения, в процессе которых дети должны научиться изменять по команде направление движения во время ходьбы, бега, описывать свое пространственное положение по отношению к тому или иному предмету и др.


В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.
Игра «Отгадай, кто где стоит».Перед детьми–несколько предметов,расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.
Игра «Что изменилось?».На столе лежит несколько предметов.Дети запоминают,как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.


13

Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним – мартышка, последним – мишка» или «В середине – большой чайник, справа от него – голубая чашка, слева – розовая чашка».

Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка(коврик)с узором.Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу
– прямоугольник, в середине – треугольник.



Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу – цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева – по одной волнистой линии с листочками и т. д.
Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве,

закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает

представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль

ведущего выполняет педагог. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе

продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и
т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Педагог заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги.


  • центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,– трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за,


перед, между, около, рядом и т.д.


  • этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.


Игра «Найди игрушку». «Ночью,когда в группе никого не было,–говорит педагог,–к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
Игра «Путешествие по комнате».Буратино с помощью ведущего дает детям задания:«Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.

Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай Вше два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».



14

Ориентировка во времени
Понятие времени является абстрактным, поэтому его усвоение детьми затруднено. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).


    • детей углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер




  • ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры такие как: «Наш день», «Что сначала? Что потом?», «Кто раньше? Кто позже?».


Позже детей знакомят с днями недели. Сначала дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда. Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По четвергам у нас физкультура, по пятницам музыкальные занятия и т. п.»). Воспитатель ежедневно побуждает детей называть утром текущий день недели, а также говорить, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически предлагает назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного.
Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями. Дети сами начинают говорить о том, что «год вертится»: была осень, прошла, и вновь приходит осень. Так же как на неделе был понедельник, прошел, а через семь дней опять будет понедельник.
Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например: «Продолжай!» Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Педагог произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: педагог бросает мяч и говорит: «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.

«Живая неделя». Для игры вызываются7детей,пересчитываются по порядку иполучают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Впоследствии, игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.
«Круглый год». Дети стоят в кругу.Ведущий кидает мяч и задает вопросы:Февраль
– какой по счету месяц в году? Каким месяцем заканчивается год? Какой месяц после октября? Назови летние месяцы и т. п. Кто отвечал на вопрос, тот и задает новый вопрос и кидает мяч другому игроку.
Эти игры помогают детям быстро запомнить название дней недели, месяцев, их последовательность, название таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра».
Ориентировка в весе
Формирование понятий «масса» и «вес» опираются на развитие «барического чувства» (греч. барос – тяжесть). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук Упражнения по сравнению масс предметов способствуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора.
Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов, между которыми устанавливаются связи в процессе практической деятельности ребенка с предметами. Происходит это уже в раннем возрасте.


15

  • старших дошкольников появляется стремление словесно обозначить массу («тяжелость», «вес» – говорят дети), однако и их словарь остается еще недостаточно точным. Постепенно развивается у детей умение сравнивать массы предметов по образцу, который служит эталоном.


В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки результатов сравнения масс двух предметов, определенных «на руке». На весах чаша с предметом большей массы опустится ниже. Можно сравнить результаты при взвешивании «на руке» и на весах, в этом случае дети имеют возможность убедиться в преимуществе инструментального взвешивания.
Очень важно для развития «чувства веса» использовать наборы одинаковых по величине и форме предметов, но сделанных из разных материалов: железа, дерева, резины, целлулоида, поролона.
Не менее важно показать детям независимость веса, от размера предмета, сопоставив, например, воздушный шар большого размера с маленьким деревянным или металлическим шариком.

Интерес детей к взвешиванию следует развивать путем использования дидактических и сюжетно-ролевых игр, например, «Магазин», «Овощной рынок» и т. п. Мы надеемся, что данное руководство поможет педагогам во всех вопросах организации работы с детьми по образовательному циклу «Формирование элементарных математических представлений». Успехов в работе.



    • уважением и надеждой на сотрудничество, авторы


16

Перспективное планирование



Тема ОУД




Цель и задачи ОУД







ОУД

























1

Один – много.

Цель: научить детей

выделять единичные предметы из







множества предметов.



















Задачи:

ввести

термины

«один»

и

«много»







(«несколько»). Развивать внимание, память, речь.







Воспитывать усидчивость.













2

Объединение

Цель: научить детей находить общее свойство группы




в группы по общему

(множества) предметов, объединять в группы по




свойству.

какому-либо свойству.



















Задачи: выделять единичные предметы; формировать







представление о множестве, состоящем из одного







элемента; ввести термины «один» (одна, одно),







обозначающий не только один предмет, но и целую







группу

предметов

как

одну

часть

множества и







«несколько» («много»). Развивать внимание и умение







рассуждать; память, речь.

Воспитывать усидчивость.

3

Число и цифра 1.

Цель: познакомить с образованием чисел 1 и 2;







Число и цифра 2

познакомить с цифрами 1 и 2.
















Задачи:

ввести

термины

«один»

и

«много»







(«несколько»), познакомить с числами 1 и 2; закреплять







умения считать предметы, называть последовательности







чисел; Развивать умения выделять признаки предметов







и классифицировать их; развивать речь и внимание;







координацию движения и мелкую моторику рук.







Воспитывать самостоятельность.










4

Число и цифра 3. Число

Цель: познакомить с образованием чисел 3 и 4, с




и цифра 4

цифрами 3 и 4.






















Задачи: учить соотносить цифру и количество







предметов; совершенствовать навыки счета предметов;







распознавать и изображать цифры 3 и 4; развивать







внимание, память, речь; воспитывать усидчивость.

5

Числа и цифры 5, 6.

Цель: познакомить с образованием чисел 5 и 6;







цифрами 5 и 6.






















Задачи: учить соотносить цифру и число предметов;







совершенствовать навыки счета предметов; учить







правильно распознавать и изображать цифры 5 и 6;







развивать внимание, память, речь; воспитывать







усидчивость.
















6

Числа и цифры 7, 8, 9.

Цель: познакомить с образованием чисел 7, 8 и 9;







цифрами 7, 8 и 9.






















Задачи: учить соотносить цифру и число предметов;







совершенствовать навыки счета предметов; учить







правильно распознавать и изображать цифры 7, 8 и 9;







развивать внимание, память, речь; воспитывать







усидчивость.
















7

Число 10.

Цель: познакомить с числами 0 и 10 и их записью.







Задачи: учить соотносить запись числа 10 и количество