Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




9

разных направлениях, тем самым, выясняя место предмета среди других. Упражняясь в пересчитывании одних и тех же предметов, дети делают вывод, что, при определении на каком по счету месте предмет, надо указывать направление счета (например, третий слева, пятый справа и т. д.).
При обучении порядковому счету педагог может использовать такие игры: «Что изменилось?» (игрушки поменяли местами – был первым, стал третьим и т. п., «Какой игрушки не стало?» Педагог просит детей закрыть глаза убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало.
Определенное время порядковый счет составляет основную, главную задачу организованной учебной деятельности, проводимой еженедельно. Когда же он будет в основном усвоен, ему может быть отведена какая-то часть организованной учебной деятельности для закрепления. Порядковый счет необходимо повторять на протяжении всего года, хотя интервалы между организованной учебной деятельностью для повторения одной и той же темы могут становиться все более продолжительными.
Систематически проводится работа по сравнению чисел в пределах 10. Выяснение отношений «больше», «меньше» в связи друг с другом способствует формированию представления о взаимно-обратном характере отношений между числами (5 больше 4: если к 4 добавить 1, будет 5; 4 меньше 5: если от 5 отнять 1, будет 4).
Сопоставление совокупностей предметов, отличающихся размерами, формой расположения и пр., позволяет акцентировать внимание детей на значении приемов поштучного соотнесения предметов (наложения, приложения и др.) для выяснения отношений «равно», «не равно», «больше», «меньше». Дети начинают пользоваться этими приемами как способами наглядного доказательства того, какое из 2 сравниваемых чисел больше или меньше.
Большое внимание педагогу необходимо уделять упражнению дошкольников в уравнивании совокупностей. Уравнивая совокупность, ребенок практическим путем устанавливает разностные отношения между смежными числами.
Дошкольников учат получать не только «равенство из неравенства», но и, наоборот, «из равенства неравенство», причем сравнение чисел производят на основе сопоставления совокупностей, воспринимаемых как зрительно, так и на слух, на ощупь, на основе мышечного чувства. Выполнив задание, ребенок должен не только сказать, сколько положил предметов или сколько выполнил движений, но и объяснить, почему именно столько, т. е. сравнить числа.

Работу по сравнению соседних чисел сочетают с упражнениями в группировке геометрических фигур, с сопоставлением размеров предметов и др., разнообразя задания. Так у детей формируют представление об определенной последовательности чисел и подводят их к пониманию взаимно-обратных отношений между соседними.
Величина
Понятие величины является базовым. Это фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных соотношений больше – меньше, равенство – неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимание отношений «длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, больше – меньше» позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углублять знания о числе.
Упражнения в сопоставлении величин значительно усложняются. Дети не только определяют отношения размеров между наглядно представленными предметами, но и воссоздают подобные отношения по представлению. Например, могут нарисовать две полоски: одну – длиннее, а другую – короче; вырезать из бумаги круги: один – большой, а другой – маленький. Приобретенные детьми знания о различных параметрах протяженности должны правильно отражаться в речи.


  • детей необходимо сформировать четкие представления об отношениях по величине между предметами, которые отражаются в словах, указывающих место предмета



10

в ряду других: длинный, короче, еще короче, самый короткий. Усложнение упражнений в построении ряда величин в старшей группе выражается не только в сопоставлении большего количества предметов (до 10 шт.), включаются также упражнения в подборе и построении в ряд не отдельных предметов, а пар предметов; используют предметы, отличающиеся уже не только одним, но и 2-3 измерениями. Одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, предметы сначала расставляют в порядке возрастающей высоты, а затем в порядке возрастающей толщины).
Большое внимание уделяют развитию у детей глазомера. На основе овладения приемами непосредственного сопоставления размера предметов (наложение, приложение, измерение при помощи мерки) дети учатся решать задачи, требующие все более и более, сложных глазомерных действий. Вначале им дают задания найти на глаз предметы большего и меньшего, чем образец, размера, позднее – предметы, равные образцу, причем постепенно расширяют площадь, на которой осуществляется поиск предметов. В качестве образца могут служить разные предметы. В то же время один и тот же образец может использоваться для сравнения предметов и по длине, и по ширине, и т. д. Каждый раз дети проверяют правильность решения глазомерной задачи, пользуясь приемом приложения (вплотную) или измерения меркой. Аналогичные задачи можно ставить перед детьми в разных видах деятельности.

Для закрепления знаний о свойствах упорядоченного ряда используют упражнения, требующие от детей проявления смекалки, сообразительности. Например, дается шесть – восемь полосок разной длины, из которых нельзя построить строго ритмичный сериационный ряд, поскольку среди этих полосок две равной длины. Дети должны обнаружить, что у них две полоски равной длины.
Предлагаются также задания: построить ряд от промежуточного элемента, найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду, вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы. Каждому заданию педагог придает игровой характер, используя игры «Угадайте, где пропущено!», «Угадайте, которого не хватает!», «Который лишний?», «Что изменилось?».


  • процессе упражнения детей в построении упорядоченного ряда педагог вводит правило: прикладывать и переставлять предметы нельзя. Каждый следующий элемент среди оставшихся дети находят на глаз.


Опыт непосредственного сопоставления размеров предметов создает предпосылки для сравнения по представлению. Детям дают задания: показать, какого размера тот или иной предмет, например какой высоты забор, ворота, детский столик; назвать предметы, которые больше, меньше (длиннее, короче) образца или равны ему; или просто сказать, какой величины карандаш, чашка, мяч, сравнив их с теми, которые видели раньше; назвать 2 предмета, про один из которых можно сказать, что он длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже) другого.
К концу учебного года старшие дошкольники должны научиться, не только выделять длину, ширину, высоту предмета, но и оценивать его сравнительный объем. Они должны овладеть способами сопоставления линейных размеров, умением устанавливать связь между способом ориентировочного действия (приложения вплотную) и соответствующим признаком, употреблять точные количественные характеристики величин. Величина становится объектом элементарных математических действий. Дети получают первые конкретные представления о ее свойствах. Создаются предпосылки для обучения детей измерению величин.
Геометрические фигуры


  • геометрическими фигурами дети знакомились и в более раннем возрасте. Основная задача педагога заключается в том, чтобы глубже познакомить детей с простейшими признаками и особенностями известных им геометрических фигур как эталонами для сравнения предметов по форме.


11

Старшие дошкольники хорошо различают и называют круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, при этом знают, что все эти
плоские фигуры могут быть разных размеров


  • разного цвета. Детям знакомы и объемные тела: шар, куб и цилиндр. Все эти формы представлены в большом количестве предметов, окружающих детей, и целесообразно научить правильно именовать их.




    • организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей учат различать модели близких по форме фигур: круг и овал, производить элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые свойства. Дети учатся не только распознавать сами фигуры и их модели, но и находить похожие предметы в окружающей обстановке.


Детей старшей группы можно подвести и к элементарному обобщению знакомых фигур по разным признакам. Например, сгруппировать известные детям плоские фигуры разных размеров и разного цвета (круги, фигуры, ограниченные овалами, треугольники разных видов, квадраты, прямоугольники) по родственным признакам:
– выделить две группы: округлые и угольные фигуры;
– выделить три группы: округлые фигуры, фигуры с четырьмя вершинами, углами и четырьмя сторонами, фигуры с тремя вершинами, тремя углами и тремя сторонами, а внутри каждого вида разложить по размеру фигуры в убывающем или возрастающем порядке;
– выделить три группы фигур (независимо от формы и их цвета): крупные, средние и малого размера;
– разгруппировать фигуры по цвету независимо от их формы и размера.
Педагогу необходимо активно использовать прием осязательно-двигательного обследования моделей. Дети обводят контуры фигуры пальцем, для выявления признаков отличия фигур друг от друга продолжают использовать приемы наложения и приложения. Дети считают элементы фигур, сравнивают количество сторон и углов моделей фигур одного вида, но разного цвета или размера, а также количество сторон и углов квадрата и треугольника, прямоугольника и треугольника. При этом важно с самого начала сформировать у них правильные навыки показа элементов.
Для закрепления представлений о фигурах наряду с приемами, которые применялись в средней группе, используют и новые. Так, дети делят фигуру на равные части различными способами, составляют целые фигуры из частей. Из одних фигур составляют другие, выкладывают из палочек разной длины фигуры одной и той же формы с различным соотношением сторон, лепят пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр) из пластилина.

Широкое использование дидактических игр и наглядного материала способствует формированию у старших дошкольников, обобщенных представлений о геометрических фигурах.
Детей можно подвести к элементарному обобщению знакомых фигур по разным признакам. Для этого каждый ребенок получает конверт с набором геометрических фигур (овалы, треугольники разной конфигурации, квадраты, прямоугольники, а также другие четырехугольники, названий которых дети не знают: трапеции, ромбы). Детям дают задания сгруппировать фигуры по признаку величины независимо от цвета и формы, по признаку формы независимо от величины и цвета, по цвету независимо от формы и величины, выделить две группы: округлые и угольные фигуры. При выполнении заданий дети должны сопровождать свои действия объяснением.
С интересом ребята группируют предметные карточки по признаку формы предметов. Рассматривая различные предметные картинки, они обводят пальцем контур рисунка. Это помогает определить форму изображенных предметов (обруч, яблоко, колесо, мяч имеют круглую форму; яйцо, огурец, слива, дыня имеют овальную форму и т. д.).


12

Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.
Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам.Она позволяетобследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать. Усложнить игру можно, если ведущий дает задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был в руках у каждого ребенка. Игра «Чудесный мешочек» может проводиться также с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму.
Ориентировка в пространстве
Ориентация в пространстве старшего дошкольника важна, т.к. в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно себя


  • других предметов.




    • детей закрепляется умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Старших дошкольников обучают не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации.