Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. выборный представительный орган местного самоуправления работал, как правило, на непостоянной основе и созывался на свои за­седания соответствующим главой местного самоуправления. При этом решения выборного представительного органа подписывались главой местного самоуправления.

В компетенцию выборного представительного органа местного самоуправления входили: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также установление местных налогов и сборов (по представлению и согласованию с главой местного самоуправления), утверждение программы развития территорий, принятие положения (устава) о местном самоуправлении, осуществление контроля за дея­тельностью главы местного самоуправления;

  1. в компетенцию главы местного самоуправления входили: управление муниципальным хозяйством, распоряжение имуществом и объектами муниципальной собственности, разработка местного бюджета, обеспечение его исполнения, а также выполнение иных ис­полнительно-распорядительных функций. Причем данные функции глава местного самоуправления осуществлял непосредственно или через образуемые им органы;

  2. органы местного самоуправления наделялись правом само­стоятельно определять свою структуру местного самоуправления.

Деятельность местных советов была прекращена и их функции фактически была возложена на местную администрацию.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2265 «О гаран­тиях местного самоуправления» было установлено:

  1. органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную соб­ственность;

  2. передача объектов (имущества), относящихся к муниципаль­ной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда;

  3. считать исчерпывающим перечень полномочий представи­тельного органа местного самоуправления, предусмотренных Поло­жением об основах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, ут­вержденным Указом Президента Российской Федерации от 26 октяб­ря 1993 года № 1760. Остальные полномочия местного самоуправле­ния, предусмотренные Законом РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», осуществляет местная администрация;

  4. решения органов местного самоуправления могут быть отме­нены лишь в судебном порядке;

  5. глава местного самоуправления вправе выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствует на заседаниях выборного представительного ор­гана местного самоуправления и является главой соответствующей администрации;

  6. дата выборов в представительный орган местного самоуправ­ления устанавливается решением представительного (законодатель­ного) органа власти субъекта РФ по предложению главы исполни­тельной власти субъекта РФ;

  7. глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации могут быть членами соответствующего пред­ставительного органа местного самоуправления.


Все эти указы были подготовлены до Конституции 1993 года и ей не соответствовали. Попытка вписать самоуправление в суще­ствующую систему власти на местах не дала результата.

Следующим принципиальным шагом стало то, что местные советы были исключены из числа органов государственной власти, что и было закреплено в Конституции РФ.

С принятием новой Конституции РФ стала постепенно восста­навливаться и представительная власть на местах, хотя заложенные в Конституции РФ принципы местного самоуправления, вобравшие в себя положительное содержание предшествующего законодательства, поначалу серьезно искажались в нормативных актах субъектов Феде­рации.

С принятием Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» (далее - Закон 1995 года) активизировался процесс восстановления самоуправленческих начал на местах и их совершен­ствования на основе Конституции РФ.

Этот закон был разработан при непосредственном участии муни­ципальных ассоциаций и активистов муниципального движения. Данный закон по принципу всех рамочных законов 1990-х гг., не со­держал детального регулирования местного самоуправления, оставляя эту сферу субъектам РФ (исходя из того, что вопрос находится в со­вместной компетенции Федерации и регионов). Он не устанавливал жестких ограничений по видам муниципальных образований, уров­ням, на которых реализуется самоуправление (район, поселение, го­род могли быть, а могли и не быть муниципальными образованиями); не разграничивал единообразно компетенцию муниципалитетов.

На основе этого Закона сложилась новая организационно­территориальная структура местного самоуправления, представляю­щая собой симбиоз общественной и государственной теорий местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделены пуб­лично-властными полномочиями (проявление государственной тео­рии), но не рассматриваются как органы государственной власти и не находятся в подчинении последних (проявление общественной тео­рии). Названный Федеральный закон был принят в условиях острой политической борьбы. В Государственную Думу были внесены три законопроекта по данной проблеме. Было рассмотрено около 1500 поправок к нему. Закон дважды отклонялся Советом Федерации. В итоге 12 августа 1995 года Государственная Дума квалифицирован­ным большинством преодолела вето верхней палаты и направила За­кон Президенту РФ, который подписал его 28 августа 1995 года.


Не все нормы этого Закона подтвердили свою эффективность на практике, что повлекло впоследствии необходимость принятия его нового закона. Но это были погрешности не юридического, а полити­ческого плана. С точки зрения уровня юридической проработки этот Федеральный закон являлся документом высокого уровня. Это под­твердили эксперты Совета Европы, указавшие в 1997 года в докладе о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации (так называемый «доклад Черноффа»), что этот Закон в полной мере соот­ветствует положениям Европейской хартии местного самоуправле­ния. Обращения в Конституционный Суд РФ также завершились при­знанием конституционности ряда положений Закона 1995 года.

Принятие Закона 1995 года дало старт процессу приведения ор­ганизации власти на местах в соответствие с Конституцией РФ, в пер­вую очередь обеспечению выборности органов местного самоуправ­ления. В Федеральный закон было внесено важное в условиях на­чального этапа формирования современного российского законода­тельства положение, устанавливающее, что данный Федеральный за­кон обладает приоритетом над иными законами в части норм муни­ципального права.

Как указывалось выше, Закон 1995 года определял лишь общие положения об организации местного самоуправления, большинство вопросов было отнесено к ведению субъектов РФ. Активно стало формироваться региональное законодательство, конкретизировавшее общие принципы организации местного самоуправления.

Начавшаяся в России административная реформа, призванная усилить роль федерального центра в системе органов государствен­ной власти, неизбежно должна была коснуться и организации местно­го самоуправления. Самостоятельность органов местного самоуправ­ления привела к потере управляемости территориями, во многих слу­чаях к произволу местных властей, эффективно пресечь которые го­сударственная власть на основе действующего законодательства ока­залась не в состоянии. В итоге была проведена федеральная реформа местного самоуправления, целью которой стало «встраивание» мест­ного самоуправления в систему государственной власти.

Комиссией под руководством Д.Н. Козака был подготовлен про­ект нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данная комис­сия была создана Президентом РФ для подготовки предложений по детальному и обоснованному разграничению предметов ведения
, полномочий, объектов собственности между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями. Федеральный закон был принят 6 октября 2003 года.

Масштабность законодательно закрепленных изменений позво­ляет говорить о проведении очередной реформы местного самоуправ­ления. Законодатель не ограничился подготовкой новой редакции За­кона от 28 августа 1995 года, а был принят новый Закон с тем же на­званием. Организация местного самоуправления изменилась корен­ным образом. Закон 2003 года унифицировал виды муниципальных образований, определил общеобязательные подходы к определению территории муниципального образования, закрепил обязательную систему органов местного самоуправления, многие вопросы урегули­ровал императивно. Поэтому Закон 2003 года предусмотрел значи­тельный по времени переходный период (вначале - до 1 января 2006 года, затем - до 1 января 2009 года), в течение которого его положе­ния действовали наряду с положениями Закона 1995 года.

В целом Закон 2003 года сохранил подход, представляющий со­бой симбиоз государственной и общественной теорий местного само­управления. Однако государственная его составляющая усилена. Оче­видно, что реформа нацелена на укрепление государственного кон­троля за органами местного самоуправления. В частности, органам государственной власти субъекта РФ предоставлено право при опре­деленных обстоятельствах распустить представительный орган мест­ного самоуправления и отрешить от должности главу муниципально­го образования или главу местной администрации. Отдельные полно­мочия органов местного самоуправления могут временно осуществ­ляться органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации в указанных законом случаях.

В науке поставлен вопрос о соотношении конституционной мо­дели местного самоуправления и модели, которая будет построена на основе норм Закона 2003 года: развивает ли новый Федеральный за­кон нормы Конституции РФ или, наоборот, осуществляет, по сути, их скрытую ревизию.XXI Определилось две точки зрения по данному во­просу. Первая, основываясь на нормах ст. 55 и ст. 71 Конституции РФ, полностью оправдывает новое, гораздо более узкое содержание конституционного принципа самостоятельности местного самоуправ­ления, придаваемое ему федеральным законодательством. Федераль­ный законодатель развивает конституционную модель местного са­моуправления, интерпретирует принципы организации муниципаль­ной власти, установленные Конституцией РФ, ограничивает это право в конституционно значимых целях.
XXII

Противоположная точка зрения исходит из несоответствия Кон­ституции РФ и Закона 2003 года. Кроме того, ряд положений Закона 2003 года расходится с положениями Европейской хартии местного самоуправления. Так, ст. 3 Хартии устанавливает, что советы или со­брания (т.е. представительные органы местного самоуправления) мо­гут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом. Та­ким образом, согласно Хартии учреждение исполнительных органов местного самоуправления, тем более имеющих статус самостоятель­ных, не обязательно. Согласно ст. 6 Хартии местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодатель­ных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Ст. 131 Конституции РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Однако в Законе 2003 года в нарушение статей 3 и 6 Хартии и ст. 131 Консти­туции РФ предусмотрено, что наличие в структуре органов местного самоуправления не только представительного органа муниципального образования, но и главы муниципального образования, местной ад­министрации (исполнительно-распорядительного органа муници­пального образования) является обязательным, за исключением слу­чаев, предусмотренных этим Законом.

По мнению Н.Л. Пешина, в Российской Федерации была по­строена и преобразуется в настоящее время дуалистическая модель взаимоотношений государства и местного самоуправления. В 1993 - 2000 годы эта модель эволюционировала в сторону децентрализо­ванной модели взаимоотношений. Государство признало местное са­моуправление как одну из основ конституционного строя. Конститу­ционное признание местного самоуправления соответствовало меж­дународно-правовым обязательствам Российской Федерации. В част­ности, Европейская хартия местного самоуправления содержала нор­му о необходимости признания местного самоуправления на консти­туционном уровне. Более того, в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 годаXXIII было отмечено, что Конституция РФ и федеральные законы, развивая положения Европейской хартии, закрепили более высокий, чем это предусмотрено международными обязательствами России, уровень гарантий самостоятельности мест­ного самоуправления.