Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Крестьянская реформа 1861 года сохранила органы самоуправ­ления, созданные в 1838 году для государственных крестьян, рас­пространяя их деятельность на все сельское общество - основную единицу сельского управления. Волостное, сельское самоуправление было распространено также на помещичьих крестьян, выходящих из этой зависимости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьян­ский суд. Сельский сход и сельский староста составляли сельское са­моуправление. Должности крестьянского самоуправления замещались в результате выборов на три года. Помимо выборов должностных лиц, сельский сход решал вопросы о пользовании общинной землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, осуществлял раскладку казенных податей, денежных сборов и т.п. Сельский староста наделялся об­ширными полномочиями по общественным делам в пределах компе­тенции сельского самоуправления, а также по административно­полицейским делам: охрана общественного порядка, безопасность лиц и имущества, паспортный контроль. В отсутствие сельского ста­росты решения сельского схода не имели законной силы. Контроль над органами крестьянского самоуправления осуществляли на осно­вании Положения о губернских и уездных по крестьянским делам уч­реждениях мировые посредники, уездные мировые съезды и губерн­ские по крестьянским делам присутствия.

Императором Александром II1 января 1864 года было утвер­ждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а 16 июня 1870 года - Городовое положение. В основу земской ре­формы была положена концепция общественной теории.

Органы земств по Положению 1864 года - уездные и губернские земские собрания (представительные и распорядительные органы), избираемые на три года, а также уездные и губернские земские упра­вы (коллегиальные исполнительные органы), избираемые из своего состава уездными, губернскими собраниями на срок их полномочий. В уездных, губернских собраниях председательствовали соответст­венно уездные, губернские предводители дворянства, если император не назначал для этого других лиц. Управа в уезде состояла из предсе­дателя и двух членов. Собрание вправе было по своему усмотрению увеличивать число членов управы до шести человек. Губернская управа состояла из председателя и шести членов, избираемых губерн­ским собранием сроком также на три года. Председатель губернской управы утверждался в должности Министром внутренних дел.


Органы городского самоуправления по Положению 1870 года - городские избирательные собрания, городские думы (представитель­ные и распорядительные органы), избираемые на четыре года, а также городские управы (коллегиальные исполнительные органы), избирае­мые городскими думами на срок их полномочий. Городская управа состояла из головы и, как правило, двух членов управы. В небольших городах, посадах управы могли не образовываться. Их функции ис­полнял голова. Голова не только возглавлял управу, но и исполнял полномочия председателя думы, а также председательствовал в изби­рательных собраниях. Голова в Санкт-Петербурге и Москве утвер­ждался в должности императором, в губернских городах - Министром внутренних дел, в остальных городах - губернатором.

Таким образом, впервые в России появились всесословные ор­ганы местного самоуправления.

Хотя земские и городские учреждения образовывались как орга­ны всесословные, однако формировались они с учетом сословного деления населения. Для проведения выборов уездных земских собра­ний избиратели уезда делились на три группы (курии): уездных зем­левладельцев; горожан - собственников недвижимого имущества; крестьян. Выборы гласных осуществлялись куриями на их съездах раздельно. В первой курии принимали участие лица, владеющие в уезде на праве собственности определенным количеством земли, ус­тановленным для каждого уезда (в среднем не менее 200 десятин); лица, владеющие другим недвижимым имуществом, стоимостью не менее 15 тыс. руб. либо имеющие годовой доход не менее 6 тыс. руб. Мелкие помещики на предварительных собраниях избирали уполно­моченных, делегируемых на съезд землевладельцев от первой курии. Допускалось участие в выборах по первой курии лиц независимо от имущественного ценза. Таким правом обладали, например, дворяне, занимавшие в уезде в течение трех лет должности мирового посред­ника или мирового судьи. Вторую группу избирателей составляли ли­ца, имеющие купеческие свидетельства; владельцы промышленных или торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб.; ли­ца, обладающие собственностью, стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. В третьей курии сельские общества направляли своих представителей на волостные сходы, назначавшие выборщиков. Выборщики из своей среды избирали установленное число гласных уездного земского соб­рания.

В состав избирательных съездов допускались русские подданные, достигшие возраста 25 лет. Лишались избирательного права лица, на­ходящиеся под уголовным следствием или судом; опороченные по суду или общественному приговору. Однако избирательным правом обладал более широкий круг лиц, чем тот, что имел право участвовать (реально участвовал) в избирательных съездах. Так, за женщин, лиц, отсутствующих или достигших гражданского совершеннолетия (21 года), но не достигших возраста 25 лет, допускались к выборам иные лица по доверенности. Богоугодные, благотворительные, учебные, промышленные и другие учреждения, общества, компании и товари­щества, владеющие недвижимым имуществом, дающим право на уча­стие в земских выборах, назначали от себя на съезды поверенных. При этом никто не мог иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного - по доверен­ности или уполномочию.


Губернские собрания избирались уездными собраниями путем тайного голосования, т.е. в рамках многостепенных выборов. Преду­сматривалось избрание на шесть уездных гласных одного губернско­го гласного.

В соответствии с Городовым положением городские обыватели делились на три разряда или собрания, каждое из которых выбирало одну треть от общего числа гласных городской думы. Все три группы избирателей уплачивали по одной трети общей суммы налогов. В из­бирательных собраниях вправе были принимать участие русские под­данные, достигшие возраста 25 лет, уплачивающие сборы в пользу города и не имеющие недоимок по ним. Лишены были избирательно­го права лица, подвергнутые суду за преступления и проступки; от­решенные от должности (в течение трех лет со времени отрешения); состоящие под следствием или судом; лишенные духовного сана; иностранцы. Как и при выборах в земские собрания, круг городских избирателей был шире, чем круг лиц, обладавших правом участия в избирательных собраниях. Аналогично решался вопрос и о предста­вительстве на избирательных собраниях избирателей, не имевших права в них участвовать.

Численность гласных в городских думах составляла от 30 до 70 человек. В местностях, где число жителей, пользующихся правом го­лоса, не превышало 300, в городскую думу избиралось 30 гласных. Там, где число жителей было более 300, на каждые 150 человек свы­ше этого числа прибавлялось по шесть гласных. Однако по Положе­нию общее число гласных не должно было превышать 72 человек. Социальный состав гласных был преимущественно купеческим. Дос­рочно выбывшего гласного заменяло лицо, получившее в одном с ним избирательном собрании наибольшее, после избранных гласных, чис­ло голосов, если в пользу этого лица было подано на выборах не ме­нее половины голосов избирателей.

Губернские, уездные земские органы нацеливались на заведова­ние делами, относящимися к хозяйственным пользам и нуждам соот­ветствующих губерний, уездов. Земства ведали своими имуществами, капиталами, денежными сборами, благотворительными заведениями; устройством и содержанием принадлежащих им зданий, сооружений, путей сообщения; обеспечением народного продовольствия; прекра­щением нищенства; управлением взаимным земским страхованием имущества; попечением о развитии местной торговли и промышлен­ности. Они участвовали в попечении о народном образовании, здра­воохранении; содействовали предупреждению падежей скота; охране хлебных посевов. К названным функциям добавлялись и иные, в том числе имевшие общегосударственное значение. На органы земств возлагались, например, содержание арестантских учреждений и квар­тир для чинов полиции, этапная повинность, попечение о тюрьмах.


Аналогичные вопросы, как в части местных дел, так и государст­венных задач, решали органы городского самоуправления с учетом своеобразия городских поселений. Так, на них возлагалось обеспече­ние благоустройства городов согласно утвержденным планам, содер­жание городских коммуникаций, обеспечение воинского постоя.

Земские, городские учреждения, издавая постановления и распо­ряжения, не могли выйти за пределы собственной компетенции. Гу­бернатор или Министр внутренних дел вправе были приостанавли­вать исполнение актов земских, городских органов, если те противо­речили закону или «общим государственным пользам».

Организационное соподчинение между губернскими и уездными земскими органами отсутствовало. В то же время земские органы уез­дов обязаны были исполнять решения губернских земских органов, принятые в пределах компетенции последних.

В ходе контрреформ Александра III была сохранена принци­пиальная структура земских и городских органов. Однако было внесено ряд существенных изменений. В основу были положены идеи государственной теории самоуправления. Так, право участия в избирательном собрании по первой курии получили лишь личные и потомственные дворяне. Были упразднены съезды выборных от сель­ских обществ. Вместо них гласных стали избирать волостные сходы, как правило, по одному гласному от волости. Эти гласные подлежали утверждению губернатором. На выборах городских органов налого­вый ценз был заменен имущественным. Избирательные права теперь принадлежали лицам, владеющим в пределах города не менее одного года на праве собственности или пожизненного владения недвижи­мым имуществом стоимостью от 300 до 3 тыс. руб.; содержащим в пределах города не менее года торгово-промышленное предприятие. Такое изменение избирательного ценза привело к значительному со­кращению числа выборщиков в российских городах.

Земские, городские органы стали рассматриваться как государст­венные учреждения. Поэтому председатели и члены управ зачисля­лись в разряд государственных служащих. Следовательно, замещать эти должности могли лишь лица, имеющие право находиться на госу­дарственной службе. Крестьянство, духовенство, часть купечества та­ким правом не обладали.

Органы государства наделялись правом отмены решений зем­ских, городских органов в случаях, когда последние не согласуются с законом либо приняты с превышением компетенции земств либо по­рядка их действий. Приостанавливалось исполнение постановлений земского собрания, если оно не соответствовало общим государст­венным пользам и нуждам либо явно нарушало интересы местного населения. Решения земств могли отменяться, приостанавливаться по соображениям не только законности, но и целесообразности. Многие решения земств подлежали утверждению Министром внутренних дел (об обращении земских дорог в проселочные; о сборах с проезжаю­щих по земским дорожным сооружениям; о переведении натуральных повинностей в денежные; о займах и др.).


При губернаторе действовало губернское по земским и город­ским делам присутствие как надзорный по отношению к земствам ор­ган. Был введен институт земских начальников.

Пришедшее к власти Временное правительство весной - летом 1917 года намеревалось осуществить очередную земскую реформу. Оно, в частности, попыталось учредить земские органы в волостях, децентрализовать городское самоуправление, создав наряду с город­скими учреждениями на отдельных территориях городов участковые думы и управы. Земства были наделены несвойственными им функ­циями (полицейскими, мобилизационными), чем подрывало их авто­ритет. В условиях социально-экономического и политического кри­зиса Временное правительство параллельно пошло на чрезвычайные меры, назначая на места собственных комиссаров. Однако воплотить свои начинания по совершенствованию земской организации ему не удалось.

Советское строительство. Большевики после захвата власти в октябре 1917 года сделали в организации местной власти ставку на Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые изна­чально возникли как организационные ячейки стачечного движения (революция 1905 года), став в 1917 года наряду с военно­революционными комитетами органами вооруженного восстания. В обращении II Всероссийского съезда Советов 8 ноября (26 октября)

  1. года провозглашалось, что вся власть отныне принадлежит Со­ветам. Председатели Советов сносятся непосредственно с революци­онным правительством. Однако до лета 1918 года Советы сосущест­вовали с органами земского, городского самоуправления.

Народный комиссариат внутренних дел в обращении от 4 января

  1. года (22 декабря 1917 года) «Об организации местного само­управления» указывал, что все прежние органы местного управления должны быть заменены областными, губернскими, уездными, район­ными и волостными Советами рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов. Вся страна должна покрыться целой сетью со­ветских организаций, которые будут находиться в тесной организаци­онной зависимости между собой. Каждая из этих организаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного характера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и постановле­ниями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит. Таким путем создавался связанный во всех своих частях однородный организм - республика Советов.