Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На Советы дополнительно возлагались задачи управления и об­служивания всех сторон местной жизни - административной, хозяй­ственной, финансовой и культурно-просветительской, обязанность проводить в жизнь декреты и постановления центральной власти. Они наделялись правом издавать обязательные постановления, произво­дить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контр­революционные органы печати, производить аресты, распускать об­щественные организации, призывающие к активному противодейст­вию или свержению советской власти. Советы избирали из своей сре­ды исполнительный орган (исполнительный комитет, президиум), на который возлагалось проведение в жизнь постановлений Совета и вся текущая работа по управлению

Конституция РСФСР 1918 года установила принцип единст­ва Советов как органов государственной власти, система которых строилась на принципе демократического централизма с жест­кой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.

В советское время одним из основных принципов организации и деятельности всех звеньев Советов являлся принцип демократическо­го централизма. Этот принцип был положен в основу объединения всех Советов в одну систему. Была учреждена двухзвенная система советских органов, включающая созываемые в областях, губерниях (округах), уездах (районах), волостях съезды Советов и городские, сельские Советы. Съезды Советов и Советы являлись представитель­ными и распорядительными органами. Для текущей работы они соз­давали ответственные перед ними исполнительные комитеты. Советы избирали исполкомы из своего состава. Съезды Советов и Советы объявлялись на территории своего действия высшей властью. В пери­од между работой съездов такой властью наделялись их исполкомы.

Местные съезды Советов, Советы, их органы обязаны были про­водить в жизнь решения высших органов власти, были ответственны перед ними. Доминирующее положение занимали съезды и их испол­комы. Они контролировали на своей территории деятельность мест­ных Советов. Областные и губернские съезды Советов, их исполкомы обладали, кроме того, правом отмены решений местных Советов.

Избирательным правом пользовались граждане РСФСР, достиг­шие ко дню выборов 18 лет. Избирательное право было не всеобщим. Лишены были избирательного права лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи, ду­ховные служители церквей, религиозных культов, служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома. Не имели избиратель­ного права душевнобольные и умалишенные, состоящие под опекой, осужденные за корыстные и порочащие преступления.


Избирательное право было не равным: преимущество было отда­но избирателям городов. Голос одного рабочего равнялся пяти голо­сам крестьян.

Главной особенностью Советов как органов власти являлось сочетание в себе и принятие решений, и их исполнение. Именно в этом В.И. Ленин видел преимущества Советов перед формами «бур­жуазной демократии». За повседневное исполнение решений съездов Советов, Советов отвечали исполкомы и являлись внутренними орга­нами съездов Советов, Советов.

Другие особенности заключались в следующем:

  • советские органы действовали в рамках принятого тогда адми­нистративно-территориального деления;

  • Советы признавались классовыми организациями, объединяв­шими пролетарские и полупролетарские слои населения;

  • местные съезды, Советы взаимодействовали между собой и с высшими органами власти на началах централизма, подчинения ни­жестоящих органов вышестоящим по всем вопросам их компетенции, обязательности решений вышестоящих органов для органов ниже­стоящих;

  • в условиях сложившейся однопартийной системы власть Сове­тов стали проводниками власти партийной. Они стали рассматривать­ся орудиями социалистического строительства.

  • вводился институт императивного депутатского мандата, глав­ным элементом которого являлось право избирателей отзывать своих депутатов.

Таким образом, местные органы власти оказались встроен­ными в жесткую властную вертикаль, что дает возможность оценить советскую систему местной власти как крайнее прояв­ление государственной теории самоуправления. Советы и их ис­полнительные комитеты являлись звеньями единой государст­венной системы управления с высокой степенью централизации и субординации.

Советские органы самоуправления 1920-х гг. не имеют аналогов в мире. Это не представительные, а профессиональные органы, встро­енные в вертикаль избранных советских органов (как органов госу­дарственной власти).

Однако с конца 1920-х гг. Советское государство пошло на лик­видацию начал самоуправления. Весь процесс завершился принятием сталинской Конституции, которая узаконивает систему «демократи­ческого централизма» в управлении страной и частной жизнью. Та­ким образом, процесс становления и развития местного самоуправле­ния в исторически сложившихся формах был в известной степени прерван.


Конституция СССР 1936 года, Конституция РСФСР 1937 года внесли ряд изменений в организацию власти в стране, в том числе и на местах. Упразднялись съезды Советов и принцип их многостепен­ного формирования. Органами государственной власти краев, облас­тей, автономных областей, округов, районов, городов, сел были объ­явлены Советы депутатов трудящихся. Советы стали избираться сро­ком на два года в ходе всеобщих, равных, прямых, тайных выборов. Избирательного права лишались только лица, признанные в установ­ленном законом порядке умалишенными. Устанавливалось, что Сове­ты принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, пре­доставленных им законами СССР и РСФСР. Решения - акты, как пра­вило, нормативные; распоряжения - индивидуальные. Было опреде­лено, что Советы избирают в качестве своих исполнительных и рас­порядительных органов исполнительные комитеты в составе предсе­дателя, его заместителей, секретаря и членов. Таким образом, испол­комы сочетали в своей деятельности функции руководящего органа Совета и органа управления общей компетенции. В структуре испол­комов по отдельным направлениям работы образовывались отделы, управления, комиссии. Особо оговаривалось, что в небольших посе­лениях исполкомы не создаются, а исполнительные и распорядитель­ные функции выполняют избираемые Советами председатель Совета, его заместитель и секретарь. Исполкомы учреждались как органы управления, непосредственно подотчетные как избравшим их Сове­там, так и исполкомам вышестоящих Советов, т.е. исполкомы наделя­лись статусом органов двойного подчинения.

Проблема правового статуса местных органов власти была под­нята в период подготовки и обсуждения проекта Конституции СССР 1977 года. Итогом стало закрепление в Конституции положения о на­личии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действо­вавшего конституционного положения.

Конституция СССР 1977 года, Конституция РСФСР 1978 года заявили о построении в стране общенародного государства. Поэтому указывалось, что народ осуществляет свою власть через Советы на­родных депутатов, составляющие политическую основу страны. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Сове­там. Однако реальной властью обладали не Советы, а КПСС, опреде­ленная в ст. 6 Конституции СССР как руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государ­ственных и общественных организаций.


Предусматривалось, что срок полномочий местных Советов со­ставляет два с половиной года.

Новые конституционные акты четко определяли принципиаль­ную компетенцию местных Советов. Ст. 146 Конституции СССР ус­танавливала, что местные Советы руководят на своей территории го­сударственным, хозяйственным, социально-культурным строительст­вом; утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществляют руководство подчиненными им го­сударственными органами, предприятиями, учреждениями и органи­зациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственно­го и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны. В пределах своих полномочий они обес­печивают комплексное экономическое и социальное развитие; осуще­ствляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на их территории предприятиями, учреждениями, организациями вы­шестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятель­ность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслужива­ния населения.

Советская модель организации местной власти в том виде, в ка­ком она сложилась к концу существования СССР, характеризовалась следующими чертами:

  • формальным преобладанием представительных органов власти над исполнительными при фактическом закреплении права принятия политических, кадровых и иных важных решений за партийными ор­ганами;

  • формальной выборностью органов местной власти (советов), наличием формальной же сети общественных органов самоуправле­ния и общественных организаций. Фактически данные органы нахо­дились под контролем партийной системы и потому, как и царские дореформенные общинные институты, были ориентированы на вы­полнение государственных задач, а не задач, поставленных местными сообществами;

  • каждый уровень власти обладал определенной функциональной автономией, что сочеталось с иерархической соподчиненностью ор­ганов публичной власти, возможностью вышестоящих уровней вме­шиваться в дела нижестоящего уровня;

  • пониманием советов как органов государственной власти, что означало идеологическое отрицание местного самоуправления.

Новый этап в развитии местного самоуправления был связан с принятием 9 апреля 1990 года Закона СССР «Об общих началах мест­ного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и 6 июля 1991 года Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Данные Законы сыграли определенную роль в развитии местного самоуправ­ления. В законе СССР местное самоуправление рассматривалось как часть социалистического самоуправления, самостоятельная в вопро­сах социального и экономического развития территории. В законе РСФСР местное самоуправление рассматривалось как система орга­низации деятельности граждан для самостоятельного решения вопро­сов местного значения исходя из интересов местного населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей. Были обозначены такие важные признаки самоуправления как «собственная ответственность населения» и «муниципальная собственность».


Однако Закон предполагал формирование местного самоуправле­ния на основе сложившейся структуры местной советской власти, со­храняя главенствующую роль местных советов, двойное подчинение органов управления, право вышестоящих советов отменить противо­речащие законодательству решения местных советов.

Возрождение и развитие местного самоуправления в 90-е го­ды XX века и в начале XXI века. Осенью 1993 года начался процесс реформирования системы местного самоуправления. Правовой осно­вой послужили Указы Президента РФ от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации».

Противостояние представительных органов (Советов) и испол­нительных органов, определенная конфронтация органов государст­венной власти и местных органов в итоге привели к роспуску мест­ных Советов и изданию Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной кон­ституционной реформы, утвержденного Указом Президента РФ от 26 октября 1993 года № 1760.

Согласно данному Положению:

  1. органами местного самоуправления в городах, сельских посе­лениях, других населенных пунктах являлись выборные и другие ор­ганы местного самоуправления - собрание представителей, глава ме­стного самоуправления.

На территориях, включающих несколько городских или сельских поселений, совместным решением органов местного самоуправления может быть создан единый орган местного самоуправления соответ­ствующих территорий;

  1. в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. че­ловек местное самоуправление могло осуществляться непосредствен­но населением через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собрани­ем, сходом. В иных населенных пунктах (городах, городских, сель­ских поселениях и др.) предусматривалось создание представитель­ных коллегиальных органов местного самоуправления и главы мест­ного самоуправления.

В городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. чело­век глава администрации назначался главой администрации края, об­ласти, города федерального значения, автономной области, автоном­ного округа либо избирался населением;