Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного само­управления перед населением и порядок решения соответствую­щих вопросов определяются уставами муниципальных образова­ний в соответствии с Законом 2003 года.

Ответственность выборных лиц перед населением наступает в результате виновно совершенного правонарушения, установленного судом. Ст. 24 Закона 2003 года закрепляет, что «основаниями для от­зыва выборного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке», при этом процедура отзыва выборного лица должна обеспечить ему возможность дать из­бирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в каче­стве оснований для отзыва.

По мнению В. В. Пылина, в Законе 2003 года в отличие от зако­нов предыдущих лет право граждан на отзыв муниципальных выбор­ных лиц впервые так обставлено не соответствующими демократии нормами, что превратилось практически в нереализуемую форму де­мократии и фактически перестало работать.LIII Потому что основанием для отзыва стала не утрата доверия как раньше, а только конкретные

противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. А выборное лицо стало считаться отозванным, если за отзыв проголосовали не менее половины избира­телей, уже не из числа принявших участие в голосовании, а из числа зарегистрированных в избирательном округе, что практически не­осуществимо.

В докладе Минрегиона России о ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации»LIV указыва­лось, что на муниципальных выборах избирается более 250 тысяч де­путатов представительных органов и примерно 17 тысяч глав муни­ципальных образований. В 30% муниципальных образований выбор­ными лицами являются только депутаты представительных органов. Если депутат совершит противоправное действие либо бездействие, которые по своему характеру влекут за собой уголовную ответствен­ность, то его полномочия в этом случае в соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 40 Закона 2003 года будут прекращены досрочно в связи с вступлени­ем в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Поэтому установленные Законом 2003 года основания отзыва выбор­ных лиц избирателями распространяются примерно только на 70% глав муниципальных образований.


Более того, в соответствии с ч. 2.1 ст. 24 Закона 2003 года в слу­чае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.

Федеральным законом от 7 мая 2009 года № 90-ФЗ в Закон 2003 года была введена дополнительная ст. 74.1 «Удаление главы муници­пального образования в отставку».

Представительный орган муниципального образования в вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руко­водителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

  1. решения, действия (бездействие) главы муниципального

образования, если:

  • вследствие их возникает просроченная задолженность муници­пальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюд­жетных обязательств, определенная в порядке, установленном БК РФ, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муни­ципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просро­ченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюд­жетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии вы­полнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюдже­тов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

  • при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам их результатом стало нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных норматив­ных правовых актов, установленные соответствующим судом;

  1. неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению своих полно­мочий и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

  2. неудовлетворительная оценка деятельности главы муници­пального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представи­тельным органом муниципального образования, данная два раза под­ряд.


Инициатива депутатов представительного органа муниципально­го образования об удалении главы муниципального образования в от­ставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципаль­ного образования в отставку. О выдвижении данной инициативы гла­ва муниципального образования и высшее должностное лицо субъек­та РФ уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального об­разования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ.

В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов предста­вительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотре­ние вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами ме­стного самоуправления отдельных государственных полномочий и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального обра­зования, которые повлекли наступление последствий, предусмотрен­ных пунктами 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Закона 2003 года, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта РФ.

Инициатива высшего должностного лица субъекта РФ (руководи­теля высшего исполнительного органа государственной власти субъ­екта РФ) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответст­вующего решения представительного органа муниципального образо­вания. О выдвижении данной инициативы глава муниципального об­разования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесе­ния указанного обращения в представительный орган муниципально­го образования.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъ­екта РФ об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образо­вания в течение одного месяца со дня внесения соответствующего об­ращения.


Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от уста­новленной численности депутатов представительного органа муни­ципального образования.

Решение представительного органа муниципального образова­ния об удалении главы муниципального образования в отставку под­писывается председателем представительного органа муниципально­го образования. В случае, если глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образова­ния с правом решающего голоса и исполняет полномочия его предсе­дателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на засе­дании представительного органа муниципального образования.


Глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя представительного органа, не может председательство­вать на заседании представительного органа муниципального образо­вания, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отстав­ку.

При рассмотрении и принятии представительным органом муни­ципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

  1. заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с об­ращением депутатов представительного органа муниципального об­разования или высшего должностного лица субъекта РФ и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

  2. предоставление ему возможности дать депутатам представи­тельного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в от­ставку.

В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию одновременно с указан­ным решением представительного органа муниципального образова­ния.

В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъ­екта РФ об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.

Основанием для ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами