Файл: Практикум к практическим занятиям и по самостоятельной работе для студентов направления подготовки 38. 03. 01 Экономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34
Основные определения
Стратегическое планирование (от др. греч. — искусство полководца) состоит в определении основных направлений социально-экономического развития государства с ориентацией на долгосрочную перспективу.
Оперативное планирование содержит конкретизацию стратегических целей и средств их достижения.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Каковы основные предпосылки, которые обусловливают необходимость государственного планирования?
2. Раскройте содержание государственного планирования в современных условиях.
3. Какие основные модели и процедурные алгоритмы используются в процессе разработки индикативного плана?
4. Назовите основные этапы эволюции форм индикативного планирования и дайте их характеристику.
5. Каковы основные преимущества стратегической формы индикативного планирования?
6. В чем заключаются особенности государственного планирования в условиях переходной экономики?
Рассмотрение вопросов 1,2,5,6 основывается на данных, опубликованных в периодических научных изданиях, их изучение позволяет расширить представление о месте, роли, целях и особенностях осуществления государственного планирования в современных экономических условиях.
Изучение вопросов 3,4 предусматривает обязательное конспектирование для закрепления знаний о методологии государственного планирования.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Чем индикативное планирование отличается от директивного?
2.
В чем сущность методов планирования и каковы его основные формы?
3.
Перечислите причины, обусловливающие необходимость планирования национального хозяйства в рыночной экономике.
4.
Какие страны использовали раньше и применяют в настоящее время при регулировании экономики планирование?
5.
Дайте обобщенное определение моделирования экономических процессов.
Темы рефератов:
1.
Индикативное планирование в зарубежных странах.
2.
Необходимость и задачи индикативного планирования в экономике РФ.

35
Этапы планирования.
3.
Принципиальные особенности системы индикативного планирования во Франции.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Раскройте сущность понятия «государственное (макроэкономическое) планирование».
2. Назовите важнейшие предпосылки, обеспечивающие возможность макроэкономического планирования в современном мире.
3.
Какие основные функции должно выполнять государственное планирование в современных условиях?
4. Дайте характеристику объекта и субъекта макроэкономического планирования.
5. Что следует рассматривать в качестве основной стратегической цели макроэкономического планирования?
6. В чем заключается сущность индикативного планирования?
7. Раскройте содержание процесса разработки индикативного плана. Дайте характеристику основных этапов его разработки.
8. Что является основной функцией государственного стратегического плана?
9.
Раскройте содержание процесса обоснования и разработки государственного стратегического плана.
10. В чем состоит содержание стратегического анализа развития национальной экономики?
11. Каковы основные стадии стратегического анализа развития национальной экономики?
Тесты для самоконтроля:
1. Объект макроэкономического планирования составляет:
А) национальная экономика;
Б) совокупный общественный продукт;
В) валовой национальный продукт;
Г) процесс воспроизводства совокупного конечного продукта.
2. Субъект макроэкономического планирования – это:
А) государство;
Б) национальная экономика;
В) ассоциированный макроэкономический собственник;
Г) все субъекты государственного регулирования экономики.


36 3. Макроэкономическое планирование включает в себя:
А) общественно-политический надзор за состоянием экономики;
Б) оценка состояния экономики на конкретный момент времени
В) прогнозирование тенденций развития;
Г) все ответы верны;
Д) верны ответы а), б)
4. Планирование в странах с рыночной экономикой основывается на:
А) дедуктивных методах;
Б) индуктивных методах,
В) индикативных методах,
Г) директивных методах;
Д) верны ответы в), г).
5. Государственная собственность на средства производства предполагает:
А) индирективное планирование;
Б) регулятивное планирование;
В) директивное планирование,
Г) индикативное планирование,
Д) верны ответы а), в)
6. Смешанной собственности больше всего соответствует:
А) индирективное планирование;
Б) регулятивное планирование;
В) директивное планирование;
Г) индикативное планирование;
Д) верны ответы б), г).
7. Государство пытается имитировать действие рынка при:
А) индирективном планировании;
Б) регулятивном планировании;
В) директивном планировании;
Г) индикативном планировании;
Д) верны ответы б), в).
8. Государство использует косвенные экономические регуляторы при:
А) индирективном планировании;
Б) регулятивном планировании;
В) индикативном планировании;
Г) все ответы верны;
Д) верны ответы б), в).

37 9. Государственные директивы обязательны для выполнения при:
А) индирективном планировании;
Б) регулятивном планировании;
В) директивном планировании;
Г) индикативном планировании;
Д) верны ответы а), в).
10. В каком случае можно говорить об административно-командной экономике исходя из степени участия государства в развитии хозяйства
А) минимальное вмешательство государства в экономику,
Б) государство контролирует производство преобладающей части товаров и услуг в рамках государственного сектора;
В) государство, контролируя некоторые отрасли экономики, в тоже время допускает функционирование частного сектора.
Литература: [1, 9, 11, 17, 18, 20-32]
ТЕМА 7. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Рассмотрение данной темы направлено на изучение основных инструментов финансово-кредитного регулирования с целью обеспечения планомерного развития экономической системы и финансовой сферы. Обязательным является изучение фискальной и денежно-кредитной политик как инструментов регулирования финансовой сферы. Рекомендовано рассмотрение использования бюджетного механизма как инструмента управления развитием структурных пропорций в экономической системе.
Самостоятельная работа по данной теме предусматривает изучение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, что позволяет расширить знания об изучаемых процессах финансового регулирования как с позиции теоретико- методологических аспектов, так и с точки зрения практических аспектов их реализации не только в пределах российской экономической системы, но и с учетом накопленного мирового опыта. Вопросы 4, 5, 6, 15 являются обязательными для краткого конспектирования либо построения структурно-логических схем.
Выполнение реферата на одну из предложенных тем позволяет провести критический анализ реализации теоретических положений в современных экономических условиях, поэтому представляемый аналитический материал должен основываться на актуальной нормативно-правовой и статистической базе.
Контроль изучения материала осуществляется в форме тестирования.


38
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Теоретическая часть
Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения.
Государственная финансовая система включает шесть основных элементов:
1) государственный бюджет;
2) местные бюджеты;
3) государственный кредит;
4) специальные внебюджетные фонды;
5) государственное страхование;
6) финансы государственных корпораций.
Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы.
Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:
- денежно-кредитная политика;
- налоговая политика;
- бюджетная политика;
- политика в области международных финансов.
Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:
- разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
- создание адекватного финансового механизма;
- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.
Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма.
Денежно-кредитное регулирование представляет собой один из механизмов государственного регулирования экономики, оно направлено на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег и стоимость национальной денежной единицы.

39
Используя инструменты денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, рефинансирование банков, изменения нормативов обязательных резервов и др.), монетарные власти оказывают влияние на ликвидность банковской системы и рыночные процентные ставки, что позволяет контролировать цены на финансовые активы, влияющие, в свою очередь, на экономическую конъюнктуру.
Выделяют три канала проникновения монетарных импульсов в реальный сектор экономики: процентный, кредитный и ценовой.
Процентный канал денежной трансмиссии базируется на кейнсианской концепции регулирования инвестиционного спроса и основан на предположении о том, что монетарные власти используют объем ликвидных средств в экономике для контроля процентных ставок и, следовательно, для стимулирования инвестиций и других компонентов совокупного спроса. ЦБ устанавливает краткосрочную ставку, которая влияет на ставки всего спектра сроков, цены финансовых активов и обменный курс. Изменения этих переменных оказывают последующее воздействие на выпуск и цены через разные компоненты совокупного спроса. Роль денег в таком случае пассивна, в том смысле, что количество денег в обращении определяется спросом, а не их предложением со стороны ЦБ.
Кредитный канал денежной трансмиссии основан на предположении, что монетарные власти могут оказывать влияние не только на процентные ставки, но и на уровень премии за риск, т. е. на превышения фактической ставки над безрисковой ставкой, по различным финансовым активам. Монетарные власти, регулируя цены на финансовые активы, тем самым определяют уровень денежной оценки стоимости обеспечения под кредиты. Удорожание обеспечения снижает премию, а удешевление - увеличивает. Проводя рестриктивную денежно- кредитную политику, ЦБ затрудняет рефинансирование долгов и снижает благосостояние фирм-заемщиков. Чем ниже благосостояние фирм, тем они менее кредитоспособны и тем выше для них премия. Таким образом, денежные власти через своеобразный мультипликатор (называемый финансовым акселератором) оказывают краткосрочное влияние на экономику.
Ценовой канал денежной трансмиссии раскрывает теория q Тобина (Tobin's q theory). Согласно этой теории, объем вложений фирм в реальные активы определяется отношением их рыночной стоимости к текущей стоимости используемого ими производственного капитала. Если это отношение больше единицы, фирмам выгодно привлекать средства с финансового рынка и направлять их на покупку производственных активов. В силу диспаритета ценовых пропорций, реальная отдача осуществляемых инвестиций оказывается выше среднего уровня отраслевой рентабельности, что позволяет фирмам получить ненулевой чистый остаточный доход.
Меры денежно-кредитного регулирования оформляются в виде денежно- кредитной политики.
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение


40 благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Основные определения
Государственные финансы
- совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.
Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Фискальная политика представляет собой меры правительства по стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета, поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.
Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию, обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей.
Недискреционную политику называют политикой
«встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия, при этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.
Стимулирующая фискальная политика
(фискальная экспансия)
– складывается из увеличения государственных расходов, уменьшения налогов, сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
Сдерживающая политика (фискальная рестрикция) предусматривает уменьшение государственных расходов, увеличение налогов, сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Мультипликатор государственных расходов показывает прирост валового национального продукта в результате приращения государственных расходов на единицу: чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования экономики является дискреционная