Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 1
1. Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию.
2. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин.
3. Приведите примеры взаимосвязи наук.
Задание: раскройте практические задачи дисциплин анатомия, физиология и гигиена в профессиональной компетенции педагога.
А) Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию.
Анатомия – наука изучающая строение органов систем и организма в целом.
Физиология – наука изучающая функции и механизмы деятельности организма.
Гигиена – область медицины изучающая влияние природной среды, условий жизни и труда с целью обеспечения оптимальных условий существования и сохранения здоровья.
Классификация анатомии:
Патологическая анатомия – изучает изменения в строении, которые происходят под влиянием заболеваний.
Нормальная анатомия – изучает здорового живого человека
Пластическая анатомия – изучает особенности в строении, внешнюю форму человека.
Топографическая анатомия – изучает взаимное расположение органов и их проекцию на поверхность тел.
Возрастная анатомия – изучает изменение строения в процессе роста.
Классификация физиологии:
Общая физиология – изучает общие функции характерные к органам и системам живого организма.
Частная физиология – изучает функции отдельных систем.
Возрастная физиология – изучает изменения функций в процессе роста.
Классификация гигиены:
Гигиена окружающей среды – изучает воздействие природных факторов на организм человека.
Гигиена питания – изучает значение и воздействие пищи, разрабатывает мероприятия по оптимизации и обеспечении безопасности питания.
Гигиена детей и подростков – изучает комплексное воздействие факторов на растущий организм.
Б) Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин.
Все эти науки относятся к биологическим и взаимосвязаны между собой.
Задачи и цель возрастной анатомии, физиологии и гигиены:
- изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;
- ознакомить с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;
- Разработать средства и способы, направленные на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития.
В) Приведите примеры взаимосвязи наук.
Гигиена изучает влияние условий быта, учебы и труда на здоровье людей. Базируясь на анатомии и физиологии, она разрабатывает нормы питания, определяет продолжительность рабочего дня и отпуска для представителей различных профессий.
Анатомия и физиология, изучающие строение и функции организма тесно связаны друг с другом. Зная строение органа, можно понять, каковы его функции, зная функции органа,
легко объяснить особенности его строения (опорно-двигательный аппарат).
Обувь – строение ступни, незаконченное окостенение костей кисти у малышей – усталость руки при письме. Радиация – кровь, органы.
Вариант 2
1. Перечислите методы исследования в анатомии, гигиене, физиологии.
2. Дайте краткую характеристику плоскостям, осям и основным ориентирам в анатомии.
3. Раскройте основные понятия физиологии и гигиены.
Задание: охарактеризуйте основные понятия анатомии, физиологии и гигиены.
1. Методы исследования анатомии, физиологии.
-
Антропометрия – измерение массы тела, роста, окружности. -
Соматоскопия – наружный осмотр. -
Биопсия- взятие живой ткани. -
Иньекция -
Ренген –получение изображения на снимке. -
Функциональные пробы – измерение пульса, давление
Методы гигиенических исследований:
1. Инструментально-лабораторные – влажность, температура, излучение
2. метод санитарных экспертиз – пробы СЭС
3. метод математико-статистического анализа- статистические данные.
2. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии.
Условно тело делят с помощью трех плоскостей:
Сагиттальная – проходит вертикально, делит тело на правую и левую половину, все что расположено ближе к плоскости - расположено медиально, дальше от нее – лотерально (ключица).
Фронтальная плоскость – перпендикулярно с сагиттальной, делит тело на заднюю и переднюю части. Проксимально - ближе к туловищу, Дистально – дальше от туловища.
Горизонтальная плоскость – делит тело на верхнюю и нижнюю части, проходит горизонтально через пупочное кольцо и локтевые суставы.
При пересечении плоскостей образуются оси:
-
Сагиттальная – при пересечении горизонтальной и сагиттальной плоскостей. Движения: отведение - удаление от оси, приведение – приближение к оси. -
Вертикальная – пересечение сагиттальной и фронтальной плоскостей. Движения: супинация – поворот наружу, пронация – поворот внутрь. -
Поперечная – пересечение горизонтальной и фронтальной плоскостей, Движения: сгибание – уменьшение угла в суставе, разгибание – увеличение угла в суставе.
Вариант 3
1. Дайте определение органу, системе, аппарату. Приведите примеры.
2. Укажите особенности строения полых и паренхиматозных органов. Приведите примеры.
Задание: раскройте особенности строения органов, систем органов и аппаратов.
1. Орган – это часть тела, которая имеет определенную форму, строение, местоположение и выполняет функцию.
Система органов: Органы, выполняющие общие функции, имеющие общее происхождение и строение: сердечно сосудистая, пищеварительная, половая, выделительная, мышечная, костная, дыхательная, нервная, эндокринная.
Аппарат - этот функциональное объединение систем и органов. Например, опорно – двигательный аппарат объединяет костную и мышечную системы. Мочеполовой аппарат - состоит из двух систем органов: одна — мочеобразующая и выводящая мочу, другая — половая.
2. Органы
Полые образованы 3 оболочками: - слизистая (внутренняя) - мышечная - серозная Пример: органы сердечно - сосудистой системы, пищеварительного тракта, воздухоносных путей, а также органы мужской и женской половых аппаратов и мочевыводящих путей | Паренхиматозные образованы: - долями - сегментами - дольками, которые яв-ся структурно-функциональными единицами органа. Пример: железы внутренней и внешней секреции, печень, почки, легкие, кроветворные органы |
Вариант 4
1. Перечислите философов, ученых, которые внесли большой вклад в развитие анатомии, физиологии и медицины.
2. Раскройте роль отечественных ученых в развитии наук анатомия, физиология и гигиена (А.П. Протасов, А.М. Шумлянский, Н.И. Пирогов, И.П.Павлов, И.М. Сеченов и др. не менее 10 ученых)
Задание: раскройте краткие исторические данные о развитии анатомии, физиологии, гигиене.
Гиппократ (учение о 4 типах телосложения и темпераментах, сведения о строении человека),
Аристотель-заложил основы описательной и сравнительной анатомии.
Парацельс (применил простые лекарства, прописывал воздух, мин воды, диету, покой)
Авиценна-болезни вызываються невидимыми для глаз организмами.
Пирогов – русский учёный и хирург. Основоположник экспериментальной анатомии и военно- полевой хирургии. Впервые в мировой практике применил гипсовые повязки и эфир для наркоза в полевых условиях и использовал йод и спирт против нагноения ран.
Павлов – русский учёный, изучавший физиологию пищеварения, высшей нервной деятельности животных и человека. Выявил механизм возникновения уловных рефлексов. Сеченов – врач и учёный, основоположник школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь является результатом деятельности клеток головного мозга.
Протасов – анатом. Несколько лет читал лекции по анатомии в университете и редактировал академический журнал.
Шумлянский – врач-акушер, доктор медицины и хирургии. Впервые описал особенности строения почки. Был профессором Московской акушерской школы.
Бурденко (нейрохирург: на спинном мозге)
Лесгафт (основоположник физ воспитания и врачебно – педагогического контроля в физкультуре
Боткин - терапевт. Организм - единое целое.
Мечников – автор теории об иммунитете.
Вариант 5.
1. Дайте определение «здоровье».
2. Перечислите статистические показатели, которыми характеризуется коллективное здоровье.
3. Раскройте понятие «физическое развитие» и методы его исследования.
Задание: раскройте показатели состояния здоровья детей и подростков.
Здоровье – такое состояние организма при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные проявления.
Перечислите статистические показатели, которыми характеризуется коллективное здоровье.
Для оценки здоровья определенной группы людей или населения в целом принято использовать следующие группы индикаторов:
• Показатели медико-демографических процессов
- рождаемость
- смертность
- естественный прирост населения (убыль - война) = рождаемость - смертность
- средняя продолжительность предстоящей жизни.
• Показатели заболеваемости
Показатели заболеваемости служат одним из критериев оценки качества работы медицинских учреждений, системы здравоохранения в целом.
• Показатели инвалидности
Не все заболевания можно вылечить, поэтому в отдельных случаях болезнь приводит человека к инвалидности. Показатели инвалидности служат важными медико-социальными индикаторами общественного здоровья, характеризуют экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий, уровень социально-экономического развития общества.
• Показатели физического здоровья.
Представляет собой важный признак, определяющий уровень здоровья населения. Показатели физического здоровья используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний, контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка, оценки школьной зрелости, спортивных возможностей детей. Показатели физического здоровья служат важными критериями в определении годности к воинской службе и роду войск, широко используются в судебно-медицинской практике.
Вариант 6.
1. Перечислите уровни организации живых систем.
2. Назовите системы, обеспечивающие регуляцию функции организма.
3. Раскройте понятия «внутренняя среда» и «внешняя среда». Объясните взаимосвязь организма и среды
4. Перечислите факторы, влияющие на организм. Приведите примеры.
Задание: охарактеризуйте организм как целое. Объясните единство организма и среды. Перечислите уровни организации живых систем.
Организм — это единое целое, в котором строение и функции всех клеток, тканей, органов и систем органов взаимосвязаны.
Живая система – это единство, состоящее из самоорганизующихся, самовоспроизводящихся элементов, активно взаимодействующих с окружающей средой, имеющее специфические признаки присущие живым существам.
Уровни организации живых систем представляют собой некую упорядоченность, иерархическую систему, которая является одним из основных свойств живого.
Уровни организации живых систем