Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 1

1. Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию.

2. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин.

3. Приведите примеры взаимосвязи наук.

Задание: раскройте практические задачи дисциплин анатомия, физиология и гигиена в профессиональной компетенции педагога.

А) Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию.

Анатомия – наука изучающая строение органов систем и организма в целом.

Физиология – наука изучающая функции и механизмы деятельности организма.

Гигиена – область медицины изучающая влияние природной среды, условий жизни и труда с целью обеспечения оптимальных условий существования и сохранения здоровья.

Классификация анатомии:

Патологическая анатомия – изучает изменения в строении, которые происходят под влиянием заболеваний.

Нормальная анатомия – изучает здорового живого человека

Пластическая анатомия – изучает особенности в строении, внешнюю форму человека.

Топографическая анатомия – изучает взаимное расположение органов и их проекцию на поверхность тел.

Возрастная анатомия – изучает изменение строения в процессе роста.

Классификация физиологии:

Общая физиология – изучает общие функции характерные к органам и системам живого организма.

Частная физиология – изучает функции отдельных систем.

Возрастная физиология – изучает изменения функций в процессе роста.

Классификация гигиены:

Гигиена окружающей среды – изучает воздействие природных факторов на организм человека.

Гигиена питания – изучает значение и воздействие пищи, разрабатывает мероприятия по оптимизации и обеспечении безопасности питания.

Гигиена детей и подростков – изучает комплексное воздействие факторов на растущий организм.

Б) Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин.

Все эти науки относятся к биологическим и взаимосвязаны между собой.

Задачи и цель возрастной анатомии, физиологии и гигиены:

-​ изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;

-​ ознакомить с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;

- Разработать средства и способы, направленные на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития.


В) Приведите примеры взаимосвязи наук.

Гигиена изучает влияние условий быта, учебы и труда на здоровье людей. Базируясь на анатомии и физиологии, она разрабатывает нормы питания, определяет продолжительность рабочего дня и отпуска для представителей различных профессий.

Анатомия и физиология, изучающие строение и функции организма тесно связаны друг с другом. Зная строение органа, можно понять, каковы его функции, зная функции  органа, 

легко  объяснить   особенности  его строения (опорно-двигательный аппарат).

Обувь – строение ступни, незаконченное окостенение костей кисти у малышей – усталость руки при письме. Радиация – кровь, органы.
Вариант 2

1. Перечислите методы исследования в анатомии, гигиене, физиологии.

2. Дайте краткую характеристику плоскостям, осям и основным ориентирам в анатомии.

3. Раскройте основные понятия физиологии и гигиены.

Задание: охарактеризуйте основные понятия анатомии, физиологии и гигиены.

1. Методы исследования анатомии, физиологии.

  1. Антропометрия – измерение массы тела, роста, окружности.

  2. Соматоскопия – наружный осмотр.

  3. Биопсия- взятие живой ткани.

  4. Иньекция

  5. Ренген –получение изображения на снимке.

  6. Функциональные пробы – измерение пульса, давление

Методы гигиенических исследований:

1. Инструментально-лабораторные – влажность, температура, излучение

2. метод санитарных экспертиз – пробы СЭС

3. метод математико-статистического анализа- статистические данные.

2. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии.

Условно тело делят с помощью трех плоскостей:

Сагиттальная – проходит вертикально, делит тело на правую и левую половину, все что расположено ближе к плоскости - расположено медиально, дальше от нее – лотерально (ключица).

Фронтальная плоскость – перпендикулярно с сагиттальной, делит тело на заднюю и переднюю части. Проксимально - ближе к туловищу, Дистально – дальше от туловища.

Горизонтальная плоскость – делит тело на верхнюю и нижнюю части, проходит горизонтально через пупочное кольцо и локтевые суставы.

При пересечении плоскостей образуются оси:

  • Сагиттальная – при пересечении горизонтальной и сагиттальной плоскостей. Движения: отведение - удаление от оси, приведение – приближение к оси.

  • Вертикальная – пересечение сагиттальной и фронтальной плоскостей. Движения: супинация – поворот наружу, пронация – поворот внутрь.

  • Поперечная – пересечение горизонтальной и фронтальной плоскостей, Движения: сгибание – уменьшение угла в суставе, разгибание – увеличение угла в суставе.



Вариант 3

1. Дайте определение органу, системе, аппарату. Приведите примеры.

2. Укажите особенности строения полых и паренхиматозных органов. Приведите примеры.

Задание: раскройте особенности строения органов, систем органов и аппаратов.

1. Орган – это часть тела, которая имеет определенную форму, строение, местоположение и выполняет функцию.

Система органов: Органы, выполняющие общие функции, имеющие общее происхождение и строение: сердечно сосудистая, пищеварительная, половая, выделительная, мышечная, костная, дыхательная, нервная, эндокринная.

Аппарат - этот функциональное объединение систем и органов. Например, опорно – двигательный аппарат объединяет костную и мышечную системы. Моче­половой аппарат - состоит из двух систем органов: одна — мочеобразующая и выводящая мочу, другая — половая. 
2. Органы


Полые образованы 3 оболочками:

- слизистая (внутренняя)

- мышечная

- серозная

Пример: органы сердечно - сосудистой системы, пищеварительного тракта, воздухоносных путей, а также органы мужской и женской половых аппаратов и мочевыводящих путей

Паренхиматозные образованы:

- долями

- сегментами

- дольками, которые яв-ся структурно-функциональными единицами органа.

Пример: железы внутренней и внешней секреции, печень, почки, легкие, кроветворные органы


Вариант 4

1. Перечислите философов, ученых, которые внесли большой вклад в развитие анатомии, физиологии и медицины.

2. Раскройте роль отечественных ученых в развитии наук анатомия, физиология и гигиена (А.П. Протасов, А.М. Шумлянский, Н.И. Пирогов, И.П.Павлов, И.М. Сеченов и др. не менее 10 ученых)

Задание: раскройте краткие исторические данные о развитии анатомии, физиологии, гигиене.

Гиппократ (учение о 4 типах телосложения и темпераментах, сведения о строении человека),

Аристотель-заложил основы описательной и сравнительной анатомии.

Парацельс (применил простые лекарства, прописывал воздух, мин воды, диету, покой)


Авиценна-болезни вызываються невидимыми для глаз организмами.

Пирогов – русский учёный и хирург. Основоположник экспериментальной анатомии и военно- полевой хирургии. Впервые в мировой практике применил гипсовые повязки и эфир для наркоза в полевых условиях и использовал йод и спирт против нагноения ран.

Павлов – русский учёный, изучавший физиологию пищеварения, высшей нервной деятельности животных и человека. Выявил механизм возникновения уловных рефлексов. Сеченов – врач и учёный, основоположник школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь является результатом деятельности клеток головного мозга.

Протасов – анатом. Несколько лет читал лекции по анатомии в университете и редактировал академический журнал.

Шумлянский врач-акушер, доктор медицины и хирургии. Впервые описал особенности строения почки. Был профессором Московской акушерской школы.

Бурденко (нейрохирург: на спинном мозге)

Лесгафт (основоположник физ воспитания и врачебно – педагогического контроля в физкультуре

Боткин - терапевт. Организм - единое целое.

Мечников – автор теории об иммунитете.
Вариант 5.

1. Дайте определение «здоровье».

2. Перечислите статистические показатели, которыми характеризуется коллективное здоровье.

3. Раскройте понятие «физическое развитие» и методы его исследования.

Задание: раскройте показатели состояния здоровья детей и подростков.

Здоровье – такое состояние организма при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные проявления.

Перечислите статистические показатели, которыми характеризуется коллективное здоровье.

Для оценки здоровья определенной группы людей или населения в целом принято использовать следующие группы индикаторов:

• Показатели медико-демографических процессов

- рождаемость

- смертность


- естественный прирост населения (убыль - война) = рождаемость - смертность

- средняя продолжительность предстоящей жизни.

• Показатели заболеваемости

Показатели заболеваемости служат одним из критериев оценки качества работы медицинских учреждений, системы здравоохранения в целом.

• Показатели инвалидности

Не все заболевания можно вылечить, поэтому в отдельных случаях болезнь приводит человека к инвалидности. Показатели инвалидности служат важными медико-социальными индикаторами общественного здоровья, характеризуют экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий, уровень социально-экономического развития общества.

• Показатели физического здоровья.

Представляет собой важный признак, определяющий уровень здоровья населения. Показатели физического здоровья используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний, контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка, оценки школьной зрелости, спортивных возможностей детей. Показатели физического здоровья служат важными критериями в определении годности к воинской службе и роду войск, широко используются в судебно-медицинской практике.
Вариант 6.

1. Перечислите уровни организации живых систем.

2. Назовите системы, обеспечивающие регуляцию функции организма.

3. Раскройте понятия «внутренняя среда» и «внешняя среда». Объясните взаимосвязь организма и среды

4. Перечислите факторы, влияющие на организм. Приведите примеры.

Задание: охарактеризуйте организм как целое. Объясните единство организма и среды. Перечислите уровни организации живых систем.

Организм — это единое целое, в котором строение и функции всех клеток, тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. 

Живая система – это единство, состоящее из самоорганизующихся, самовоспроизводящихся элементов, активно взаимодействующих с окружающей средой, имеющее специфические признаки присущие живым существам.

Уровни организации живых систем представляют собой некую упорядоченность, иерархическую систему, которая является одним из основных свойств живого.

Уровни организации живых систем