Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Поясните возрастные особенности

Задание: раскройте строение и функции почки, механизм мочеобразования и возрастные особенности мочевой системы.

А) Перечислите органы выделения, раскройте их функции.

Органами выделения у человека являются почки, легкие, желудочно-кишечный тракт и некоторые пищеварительные железы и кожа.

Главный орган выделения — почки. В почках образуется моча, в которой содержится до 150 различных химических соединений. Через почки выводится большинство конечных продуктов метаболизма, содержащие азот.

С помощью легких организм освобождается от углекислого газа и некоторых летучих веществ. Слюнные железы выделяют лекарства и чужеродные органические соединения. Печень выполняет выделительную функцию, удаляя из крови продукты распада гемоглобина при образовании желчи. Вместе с желчью они поступают в кишечник и удаляются из организма вместе с калом. Выделение через кожу происходит с потом, кожным жиром, роговыми чешуйками. По составу пот подобный моче: он содержит 98-99% воды, а также продукты обмена веществ (мочевину, креатинин, мочевую кислоту), соли и т.д. Эти продукты метаболизма в потовые железы приносит кровь.


Б) Покажите на плакате строение почки (корковое, мозговое вещество, нефрон, ворота почки и др)



В) Раскройте механизм мочеобразования.

Моча образуется путём фильтрации крови почками и является сложным продуктом деятельности нефронов. Вся кровь, содержащаяся в организме (5-6 литров) проходит через почки за 5 минут, а в течение суток через них протекает 1000-1500 л. крови. Такой обильный кровоток позволяет за короткое  время удалить все вредные для организма вещества.

Процесс образования мочи в нефронах состоит из 3-х этапов:

фильтрация, реабсорбция (обратное всасывание) и канальцевая секреция-конечный этап мочеобразования.
Г) Поясните возрастные особенности.

С возрастом меняют­ся количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравни­тельно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит ча­ще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка. Только в первые 3—4 дня количество отделяющейся мочи у де­тей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350—380 мл, к концу первого года жизни — 750 мл, в 4—5 лет — около 1 л, в 10 лет—1,5 л, а в период полового созревания - до 2 л. 
У новорожденных реакция мочи резко кислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зави­симости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.
У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия, отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. Поз­же у здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно.
Задание 72

1.Перечислите наружные и внутренние органы женской половой системы, раскройте их функции.

2. Перечислите наружные и внутренние органы мужской половой системы, раскройте их функции.

3. Раскройте изменения в организме в период полового созревания.

4. Раскройте значение полового воспитания у детей и подростков.

Задание: раскройте строение и функции половых органов, определите возрастные особенности и роль полового воспитания.

А) Перечислите наружные и внутренние органы женской половой системы, раскройте их функции.



Женская половая система состоит из непосредственно половых органов, молочных желез, некоторых отделов головного мозга и эндокринных желез, регулирующих работу половых органов.

Молочная железа крупный железистый орган, продуцирующий молоко. Тело молочной

железы в форме диска окружено жировой тканью и расположено на передней поверхности грудной клетки.

Женские половые органы:

- внутренние: матка, шейка матки, маточные трубы, яичники, влагалище

- наружные: половые губы (малые и большие), преддверие влагалища, клитор, лобок

Влагалище – образованная мышцами тазобедренного сустава и покрытая изнутри многослойной слизистой оболочкой труба.

Матка представляет собой полый мышечный орган, место развития плода.

Шейка матки - это канал, которым заканчивается влагалище.

Маточные трубы и яичники – отвечают за возможность оплодотворения. Яичники производят яйцеклетку и после созревания опускается в матку по трубам. Неспособность яичников продуцировать жизнеспособные яйцеклетки приводит к бесплодию. А непроходимость труб формирует кисты, внематочную беременность.

Функция женской половой системы - репродуктивная. Разные органы системы предназначены для выполнения конкретных функций:

  • Яичник - герминативная (овогенез, овуляция) и эндокринная (синтез и секреция эстрогенов и прогестерона) функции.

  • Маточная труба - транспортная функция (продвижение овулировавшей яйцеклетки в полость матки, оплодотворение).

  • Матка - функция вынашивания плода.

  • Канал шейки матки и влагалище образуют родовые пути.

  • Молочная железа обеспечивает вскармливание ребёнка.


Б) Перечислите наружные и внутренние органы мужской половой системы, раскройте их функции.

Половое строение мужчины обусловлено глобальной целью — созреванием и выделением сперматозоидов. Мужские половые органы можно разделить на внутренние и наружные. Наружные половые органы видны при внешнем осмотре.

- Наружные: мошонка и половой член (в мошонке располагаются яички). 

- Внутренние: яички, их придатки, семявыводящие протоки и добавочные половые железы. Добавочные половые железы — это семенные пузырьки, предстательная железа и бульбоуретральные железы.

Половой орган (пенис) орган, в котором различают головку, тело и корень. Находится в нижней части лобковой доли. Значение полового члена в репродукции человека — это донесение зрелой спермы до заднего свода влагалища. Половой член в своем строении имеет характерную особенность — пещеристые тела. Во время полового возбуждения наступает эрекция полового члена. Через половой член проходит уретра.


Мошонка – в ней находятся яички. Она выполняет защитную функцию.
Яички (семенники, или тестос) — это 2 железы округлой формы, в которых вырабатываются сперматозоиды и синтезируются мужские половые гормоны (андроген и тестостерон).

К моменту рождения мальчика яички должны находиться в мошонке. Если яички мальчика не опустились в мошонку вовремя, то у него в дальнейшем могут быть серьезные проблемы с детородной функцией. Температура яичек на 2—3 °C ниже температуры тела и на 1,5—2,5 °C выше температуры кожи мошонки. Яичко состоит из долек. В дольках происходит сперматогенез — процесс образования сперматозоидов. Каждый час в яичках образуется около 100 млн. сперматозоидов. Этот процесс наиболее активен при 34º С. Полный цикл созревания сперматозоидов длится 72 дня.

В придатке яичка (эпидидимусе) сперматозоиды скапливаются и постепенно созревают. Только после прохождения через придаток яичка сперматозоиды приобретают окончательную оплодотворяющую способность. Из придатка яичка сперма попадает в семявыводящие пути.

Семявыводящие пути две тоненькие трубки, по которым сперматозоиды попадают из яичка в семенные пузырьки, где они накапливаются и созревают.

. Уретра, или мочеиспускательный канал, — это тонкая трубка, которая соединяется с мочевым пузырем и семявыводящими протоками яичка. Через нее моча и сперма выводятся наружу.

Добавочные половые железы:

Простата, или предстательная железа — мышечный орган, в котором вырабатывается жидкость белого цвета, которая, смешиваясь со сперматозоидами, образует сперму. Секрет предстательной железы обладает антимикробным и ферментативным эффектом

Бульбоуретральная железа - парный орган величиной с горошину округлой, слегка бугристой формы, расположена в мышцах промежности, кзади от мочеиспускательного канала. Секрет железы служит для ощелачивания и разжижения спермы.

Внутренние мужские половые органы нельзя увидеть, хотя яички и предстательную железу можно прощупать руками. Правда, предстательную железу врач может прощупать только при исследовании через прямую кишку. 


В) Раскройте изменения в организме в период полового созревания.

Подростковый период – пубертатный период:

у мальчиков - с 13 до 16 лет,

у девочек - с 12 до 15 лет.

Наибольшие прибавки в длине тела у девочек - 11-12 л, у мальчиков – 13-14 л.


Типичные признаки, характеризующие процесс полового созревания у мальчиков, являются: развитие волосяного покрова на различных частях тела, изменение голоса, появление поллюций и неровности поведения.

Около 14 лет - появляются волосы на лобке, в 15 лет начинают расти волосы в подмышках, и в 17-18 лет появляются волосы на лице, груди и животе. Обычно одновременно с появлением волос в подмышках у мальчиков начинает меняться голос. Предстательная железа наиболее энергично растёт в 16-17 лет и оканчивает своё созревание лишь к 21 году. 

Половое созревание девочек начинается в среднем в 11-12 лет. В это время происходит также интенсивный рост грудных желез. В 13-15 лет у здоровых девочек обычно начинаются менструации, иногда раньше. У девочек тоже происходит усиленный рост волосяного покрова в том же порядке, как и у мальчиков, за исключением развития волос на лице и груди.

Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 - 12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, обидчивости, некоторого снижения работоспособности.
Г) Раскройте значение полового воспитания у детей и подростков.

Половое воспитание - система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Половое воспитание включает психолого-педагогическую, медико-биологическую (просвещение) и социально-гигиеническую работу с детьми и подростками, призванную обеспечить нормальное функционирование физиологических систем организма, правильное половое развитие ребенка с физической, нравственной и эстетической точек зрения. Оно обязано научить молодежь подчинять пробуждающиеся половые чувства и переживания высшим интересам, интеллекту, воле и эстетическим чувствам.

В половое просвещение входят беседы об этапах полового развития, о гигиене девочки, мальчика, девушки, юноши, о переключении половой энергии на другие виды деятельности, о режиме питания, режиме дня, о рациональной одежде, обуви, о влиянии условий жизни, быта, воспитания на ход полового развития, а также об анатомо-физиологических и психологических особенностях организма, особенностях полового воспитания детей.