Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная группа или ступень

Уровень

Биологическая

микросистема

Молекулярный 
Клеточный

Биологическая

мезосистема

Тканевый
Органный
Организменный

Биологическая

макросистема

Популяционно-видовой
Биоценотический
Биосферный

Стр.23

Среда — это совокупность условий обитания живых существ. Выделяют внешнюю и внутрен­нюю  среду.

Внешней средой организма называют комплекс факторов, находящихся вне организма, но необходимых для его жизнедеятельности.

Внутренней средой организма называют совокупность биологичес­ких жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), омывающих клет­ки и структуры тканей и принимающих участие в процессах обмена веществ.

Ни один живой организм нельзя представить вне окружающей среды и вне взаимодействия с нею. Из среды организм получает питательные вещества и кислород, в нее отдает конечные продукты обмена веществ. Среда воздействует на него рядом своих факторов: лучистой энергией (световой, ультрафиолетовой, радиоактивной), электромагнитными полями, атмосферным и гидростатическим (для ведущих водный образ жизни) давлением, температурой, различными химическими веществами. Она же неизбежно предполагает взаимодействие с другими живыми организмами.

От окружающей среды организм непрерывно получает информацию, на которую реагирует в виде ответных действий: движения, речи (у животных — издания тех или иных звуков, мимики, поедания пищи). Таким образом, живой организм непрерывно пропускает через себя не только вещества и энергию, но и поток информации.

  Но условия среды могут изменяться в неблагоприятную для организма сторону. При этом организм приспосабливается к новым условиям или погибает.

Перечислите факторы, влияющие на организм. Примеры.

Факторы, влияющие на организм – питание, климатические условия проживания, вредные привычки, болезнь.
Вариант 7.

1. Дайте понятие роста и развития организма.

2. Перечислите и раскройте закономерности: непрерывность и неравномерность роста и развития
, гетерохронность, гетеросенситивность.

3. Раскройте понятия биологический и паспортный возраст и критерии их оценки.

Задание: проанализируйте основные закономерности роста и развития организма человека.

Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. 

Развитие процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Это качественные измененияорганизма на протяжении жизненного цикла.

Рост - количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размеров и массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. Или количественная характеристика воз­растных изменений.

К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

Основные закономерности роста и развития:

- Непрерывность и неравномерность (изменчивость) — рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.

- Гетерохронность разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез).

а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.

б) Средний темп развития.

в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.

- Индивидуальный темп развития /учет индивидуальных и возрастных особенностей развития.


а)Гетеросенситивность - различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза (иликритический период – с1 до 3,5лет, 6-8, 11-15лет).

Возраст — продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени.
Возраст хронологический (паспортный) — период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Он означает, сколько лет прожил человек.

Биологический возраст – показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело). Возраст тела человека обычно не совпадает с календарным возрастом. "Износ" тела не у всех людей выражен одинаково и не у всех происходит с одинаковой скоростью. 

Критериями биологического возраста считаются:

· зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

· скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

· зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

· показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

· морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, выносливости, частоты и координации движений, а также на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей.
Вариант 8.

1. Дайте понятие «живая система».

2. Раскройте уровни организации живых систем.

3. Охарактеризуйте их свойства ( единство химического состава, наследственность, изменчивость, раздражимость, обмен веществ и энергии, адаптация и др.)

Задание: охарактеризуйте уровни организации живой системы и их свойства.

Дайте понятие живая система

Это единство, состоящее из самоорганизующихся, самовоспроизводящихся элементов, активно взаимодействующих с окружающей средой, имеющее специфические признаки присущие живым существам.



Вариант 9.

1. Перечислите основные составные части клетки.

2. Раскройте функции мембраны, органоидов, цитоплазмы и ядра.

3. Перечислите свойства клетки, как живой системы.


Задание: Дайте характеристику клетки как структурно-функциональной единице организма.

Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.

Цитология – наука изучающая строение и функции клеток.

С троение клетки

Мембрана Цитоплазма и органоиды Ядро:

- ядерная оболочка (мембрана)

ядро - ядерный сок

- ядрышки

мембрана (ядерная оболочка)

митохондрия

цитоплазма ·

клеточная мембрана

комплекс Гольджи

лизосомы

Цитоплазма — полужидкая коллоидная масса, состоящая из тончайших нитей, мембран и зерен. Она заполняет все пространство клетки.

Органоиды цитоплазмы — эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы, лизосомы

Б) Раскройте функции мембраны, органоидов, цитоплазмы и ядра.

Мембрана - ограничительная, обменная (эндоцитоз - поступление веществ в клетку и экзоцитоз – вывод веществ из клетки), защитная

Цитоплазма – транспортная (взаимосвязь всех частей клетки, переносит питательные вещества)

Ядерная оболочка- регулирует поступление веществ из ядра в цитоплазму и обратно.

Ядро – сохранение и передача наследственной информации


Митохондрии - выработка энергии.

Лизосомы - внутриклеточное пищеварение, разрушение ненужных клеточных структур, выделение ферментов из клетки наружу.

Рибосома - осуществляет биосинтез белка.

Эндоплазматическая сеть - служит регуляторной системой клетки, через которую осуществляются процессы обмена веществ.

В) Перечислите свойства клетки, как живой системы.

Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.

Всему живому свойственен ряд совокупных признаков, 

Свойства клетки: дыхание, питание, рост, обмен веществ (метаболизм), деление клеток (митоз, мейоз), раздражимость, выделение, распад органических соединений
Вариант 10.

1. Раскройте функции эпителиальной ткани.

2. Перечислите виды покровного эпителия и приведите примеры.

3. Перечислите виды железистого эпителия и приведите примеры.

Задание: дайте характеристику разным видам эпителиальной ткани, ее расположению в организме.

Гистология – наука о ткани.

Эпителиальные ткани –  покрывают поверхность тела и слизистых оболочек внутренних органов, выстилают его полости и образуют большинство желез.

Функции:

Защитная –предохраняет орган находящиеся под ними от различных повреждений, Обменная – обменная обеспечивает процессы всасывания и вывода продуктов распада из организма,

Секреторная – железистый эпителий образует ферменты гормоны.

Особенность ткани – клетки плотно прилегают друг к другу образуя пластины, межклеточное вещество почти отсутствует. Клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации).

Виды эпителиальных тканей: 1) покровные эпителии (образуют разнообразные выстилки); 2) железистые эпителии (образуют железы); 3) сенсорные эпителии (выполняют рецепторные функции, входят в состав органов чувств).
Б) Перечислите виды покровного эпителия и приведите примеры.

Покровный эпителий – образуют оболочки и кожи, по количеству слоев делятся на: 1)однослойный – (однорядный и многорядный) выстилает слизистую оболочки внутренних органов;

-плоский эпителий – выстилает все сосуды,

- кубический - образует, канальцы почек и обеспечивает вывод конечной мочи,