Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная группа или ступень | Уровень |
Биологическая микросистема | Молекулярный Клеточный |
Биологическая мезосистема | Тканевый Органный Организменный |
Биологическая макросистема | Популяционно-видовой Биоценотический Биосферный |
Стр.23
Среда — это совокупность условий обитания живых существ. Выделяют внешнюю и внутреннюю среду.
Внешней средой организма называют комплекс факторов, находящихся вне организма, но необходимых для его жизнедеятельности.
Внутренней средой организма называют совокупность биологических жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), омывающих клетки и структуры тканей и принимающих участие в процессах обмена веществ.
Ни один живой организм нельзя представить вне окружающей среды и вне взаимодействия с нею. Из среды организм получает питательные вещества и кислород, в нее отдает конечные продукты обмена веществ. Среда воздействует на него рядом своих факторов: лучистой энергией (световой, ультрафиолетовой, радиоактивной), электромагнитными полями, атмосферным и гидростатическим (для ведущих водный образ жизни) давлением, температурой, различными химическими веществами. Она же неизбежно предполагает взаимодействие с другими живыми организмами.
От окружающей среды организм непрерывно получает информацию, на которую реагирует в виде ответных действий: движения, речи (у животных — издания тех или иных звуков, мимики, поедания пищи). Таким образом, живой организм непрерывно пропускает через себя не только вещества и энергию, но и поток информации.
Но условия среды могут изменяться в неблагоприятную для организма сторону. При этом организм приспосабливается к новым условиям или погибает.
Перечислите факторы, влияющие на организм. Примеры.
Факторы, влияющие на организм – питание, климатические условия проживания, вредные привычки, болезнь.
Вариант 7.
1. Дайте понятие роста и развития организма.
2. Перечислите и раскройте закономерности: непрерывность и неравномерность роста и развития
, гетерохронность, гетеросенситивность.
3. Раскройте понятия биологический и паспортный возраст и критерии их оценки.
Задание: проанализируйте основные закономерности роста и развития организма человека.
Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Развитие процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Это качественные измененияорганизма на протяжении жизненного цикла.
Рост - количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размеров и массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. Или количественная характеристика возрастных изменений.
К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.
Основные закономерности роста и развития:
- Непрерывность и неравномерность (изменчивость) — рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.
- Гетерохронность разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез).
а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.
б) Средний темп развития.
в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.
- Индивидуальный темп развития /учет индивидуальных и возрастных особенностей развития.
а)Гетеросенситивность - различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза (иликритический период – с1 до 3,5лет, 6-8, 11-15лет).
Возраст — продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени.
Возраст хронологический (паспортный) — период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Он означает, сколько лет прожил человек.
Биологический возраст – показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело). Возраст тела человека обычно не совпадает с календарным возрастом. "Износ" тела не у всех людей выражен одинаково и не у всех происходит с одинаковой скоростью.
Критериями биологического возраста считаются:
· зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
· скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);
· зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);
· показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;
· морфологическая и психологическая зрелость.
Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, выносливости, частоты и координации движений, а также на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей.
Вариант 8.
1. Дайте понятие «живая система».
2. Раскройте уровни организации живых систем.
3. Охарактеризуйте их свойства ( единство химического состава, наследственность, изменчивость, раздражимость, обмен веществ и энергии, адаптация и др.)
Задание: охарактеризуйте уровни организации живой системы и их свойства.
Дайте понятие живая система
Это единство, состоящее из самоорганизующихся, самовоспроизводящихся элементов, активно взаимодействующих с окружающей средой, имеющее специфические признаки присущие живым существам.
Вариант 9.
1. Перечислите основные составные части клетки.
2. Раскройте функции мембраны, органоидов, цитоплазмы и ядра.
3. Перечислите свойства клетки, как живой системы.
Задание: Дайте характеристику клетки как структурно-функциональной единице организма.
Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.
Цитология – наука изучающая строение и функции клеток.
С троение клетки
Мембрана Цитоплазма и органоиды Ядро:
- ядерная оболочка (мембрана)
ядро - ядерный сок
- ядрышки
мембрана (ядерная оболочка)
митохондрия
цитоплазма ·
клеточная мембрана
комплекс Гольджи
лизосомы
Цитоплазма — полужидкая коллоидная масса, состоящая из тончайших нитей, мембран и зерен. Она заполняет все пространство клетки.
Органоиды цитоплазмы — эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы, лизосомы
Б) Раскройте функции мембраны, органоидов, цитоплазмы и ядра.
Мембрана - ограничительная, обменная (эндоцитоз - поступление веществ в клетку и экзоцитоз – вывод веществ из клетки), защитная
Цитоплазма – транспортная (взаимосвязь всех частей клетки, переносит питательные вещества)
Ядерная оболочка- регулирует поступление веществ из ядра в цитоплазму и обратно.
Ядро – сохранение и передача наследственной информации
Митохондрии - выработка энергии.
Лизосомы - внутриклеточное пищеварение, разрушение ненужных клеточных структур, выделение ферментов из клетки наружу.
Рибосома - осуществляет биосинтез белка.
Эндоплазматическая сеть - служит регуляторной системой клетки, через которую осуществляются процессы обмена веществ.
В) Перечислите свойства клетки, как живой системы.
Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.
Всему живому свойственен ряд совокупных признаков,
Свойства клетки: дыхание, питание, рост, обмен веществ (метаболизм), деление клеток (митоз, мейоз), раздражимость, выделение, распад органических соединений
Вариант 10.
1. Раскройте функции эпителиальной ткани.
2. Перечислите виды покровного эпителия и приведите примеры.
3. Перечислите виды железистого эпителия и приведите примеры.
Задание: дайте характеристику разным видам эпителиальной ткани, ее расположению в организме.
Гистология – наука о ткани.
Эпителиальные ткани – покрывают поверхность тела и слизистых оболочек внутренних органов, выстилают его полости и образуют большинство желез.
Функции:
Защитная –предохраняет орган находящиеся под ними от различных повреждений, Обменная – обменная обеспечивает процессы всасывания и вывода продуктов распада из организма,
Секреторная – железистый эпителий образует ферменты гормоны.
Особенность ткани – клетки плотно прилегают друг к другу образуя пластины, межклеточное вещество почти отсутствует. Клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации).
Виды эпителиальных тканей: 1) покровные эпителии (образуют разнообразные выстилки); 2) железистые эпителии (образуют железы); 3) сенсорные эпителии (выполняют рецепторные функции, входят в состав органов чувств).
Б) Перечислите виды покровного эпителия и приведите примеры.
Покровный эпителий – образуют оболочки и кожи, по количеству слоев делятся на: 1)однослойный – (однорядный и многорядный) выстилает слизистую оболочки внутренних органов;
-плоский эпителий – выстилает все сосуды,
- кубический - образует, канальцы почек и обеспечивает вывод конечной мочи,