Файл: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Экономика малого бизнеса Издво Алтгту барнаул 2014.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
Е.С. Пермякова
Методические указания к практическим занятиям
по дисциплине
«Экономика малого бизнеса»
Изд-во АлтГТУ
Барнаул
• 2014
2
ББК 65.290.31я73-9
Пермякова, Е.С. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика малого бизнеса» / Е.С. Пермякова: Алт. гос. техн. ун- т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2014, - 101 с.
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам направления 080200 «Менеджмент» при выполнении практических заданий по дисциплине «Экономика малого бизнеса». Методические указания содержат теоретические сведения и задания для выполнения практической работы.
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры менеджмента
Протокол №2 от 17.10.14 г.
3
Содержание
Введение
4 1
Малое предпринимательство: сущность, критерии, роль в эконо- мике. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.
5 2
Обеспечение малого предприятия основным капиталом
10 3
Обеспечение малого предприятия оборотным капиталом 17 4
Управление персоналом на малом предприятии
Корпоративная культура на малых предприятиях
21 5
Финансово-экономические результаты деятельности и источники финансирования предприятий малого бизнеса
31 6
Особенности налогообложения предприятий малого бизнеса
44 7
Возможные формы партнерских связей в малом бизнесе
40 8
Конкурентная политика малых предприятий
57 9
Управление предпринимательским риском малых предприятий
83 10
Оценка эффективности инвестиционных проектов малых пред- приятий
87 11
Методы государственной поддержки предприятий малого бизнеса 94
Список литературы
101
4
ВВЕДЕНИЕ
Экономика малого бизнеса представляет собой самостоятельную эконо- мическую дисциплину, предметом изучения которой является деятельность ма- лого предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.
Цель преподавания дисциплины «Экономика малого бизнеса» - углуб- ленное изучение средств, методов и особенностей создания и функционирова- ния малых предприятий, приобретение студентами навыков эффективного управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами малого предприятия, а также управления рисками, связанными с управлением малым бизнесом и методами повышения конкурентоспособности фирмы.
Задачи дисциплины:
- осознание студентами роли малого предпринимательства в поступа- тельном развитии экономики страны;
- освоение методов и особенностей создания и функционирования ма- лых предприятий;
- выработка навыков эффективного управления материальными, финан- совыми и трудовыми ресурсами малых предприятий и повышение их конкурен- тоспособности;
- изучение условий функционирования малого предприятия, выявление резервов производства, нахождение оптимальных путей решения хозяйствен- ных задач с целью повышения эффективности малого бизнеса;
- умение применять систему показателей и методик расчета эффектив- ности производственно-хозяйственной деятельности малого предприятия;
- приобретение практических навыков по методике решения экономиче- ских, управленческих задач и производственных ситуаций, возникающих при работе малого предприятия в условиях рынка.
При проведении практических занятий рекомендуется использовать сле- дующие формы:
- решение задач с объяснением у доски;
- проведение деловых игр и практических упражнений;
- выполнение самостоятельных работ студентами с использованием кон- спектов, учебников, методических и справочных пособий;
- выполнение тематических контрольных работ;
- проведение тематического тестирования.
Данные методические указания построены по тематическому принципу: по основным темам курса приводятся теоретические сведения, предлагаются для решения типовые задания, деловые игры, практические упражнения. При необходимости отдельные задачи могут быть разукрупнены или агрегированы.
Некоторые из них могут быть использованы для выполнения в качестве до- машних заданий: на занятиях в аудитории они могут решаться по частям.
5
1 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ,
РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА
1.1 Теоретические сведения
Главная особенность развития мировой экономики — крупные структур- ные сдвиги в пользу малых предприятий, что обусловлено их эффективностью за счет быстрой реакции на спрос и ускоренного научно-технического развития, рационального использования кадров, минимума капиталовложений и т.д.
Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятель- ность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность это- го понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным кри- терием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
В России критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, определены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации”. В нем закреплены положения, регулирующие отношения, возникающие между юридическими лицами, физи- ческими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, ор- ганами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого предпринимательства. В за- коне определены понятия субъектов малого предпринимательства, а также при- ведены виды и формы их поддержки.
К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в еди- ный государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципаль- ных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляю- щие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
При этом должны быть соблюдены определенные условия:
1) для юридических лиц:
− доля участия в уставном капитале юридических лиц, не являющих- ся субъектами малого предпринимательства (за некоторым исключением), не должна превышать 25 процентов,
− суммарная доля участия иных субъектов (государство, иностранные организации и лица, общественные, религиозные и благотворительные объеди- нения) в уставном капитале не должна превышать 25 процентов;
6 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работни- ков: для микропредприятия – до 15 человек, для малого предприятия – до 100 человек включительно.
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или ба- лансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и немате- риальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения: для микропредприятия – 60 млн рублей, для малого предприятия – 400 млн рублей.
Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого пред- принимательства, можно указать на его следующие преимущества:
− более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
− большая независимость действий малых предприятий,
− гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
− относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
− большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
− более низкая потребность в первоначальном капитале и способ- ность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;
− относительно более высокая оборачиваемость собственного капи- тала и др.
Вместе с тем, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых:
− более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень не- устойчивости положения на рынке;
− большая зависимость от крупных компаний;
− ошибки в управлении собственным делом;
− слабая компетентность руководителей,
− повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствова- ния;
− трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
− неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при за- ключении договоров (контрактов) и др.
Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспо- собление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые за- падные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как
7 школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.
Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной под- держке, которая в РФ осуществляется в соответствии с государственными и ре- гиональными программами, о чем будет рассказано ниже.
Проблемы малого бизнеса в России, прежде всего, - это узкая сосредо- точенность малого бизнеса в торговле, а не в производственном секторе. Дру- гой насущной проблемой является то, что основная часть малого бизнеса оста- ется в теневом секторе, вместе с тем, в налоговом Кодексе РФ, введены нормы, упрощающие налогообложение для малого бизнеса, что позволяет снизить на- логовую нагрузку.
Роль малого предпринимательства в экономике страны и регионов
Частично ответ на этот вопрос дан выше, когда говорилось о преимуще- ствах малого предпринимательства. Малые предприятия объективно сущест- вуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально- экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быст- рее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют, технические и ор- ганизационные нововведения.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, оп- ределяется следующими факторами:
− численностью малых предприятий и индивидуальных пред- принимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
− вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего про- дукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
− вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
− ростом численности на малых предприятиях занятого трудо- способного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
− насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услуга- ми), лучшим удовлетворением потребностей населения;
− навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, на- коплением опыта управления предприятиями и др.
Можно констатировать, что поступательное движение малого предпри- нимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
− формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общест- ва в товарах (работах, услугах);
8
− расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, ус- луг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способ- ствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
− приближение производства товаров и услуг к конкретным потребите- лям;
− содействие структурной перестройке экономики. Малое пред- принимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
− привлечение личных средств населения для развития производства.
− партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
− создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безрабо- тицы;
− более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промы- слов;
− вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения
(домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
− формирование социального слоя собственников, владельцев предпри- ятий (фирм, компаний);
− активизация научно-технического прогресса;
− освоение и использование местных источников сырья и отходов круп- ных производств;
− содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
− освобождение государства от низкорентабельных и убыточных пред- приятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого пред- принимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных за- дач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.
1.2 Типовые задания и упражнения
1. В процессе проведения практикума на основе теоретических сведе- ний ведется дискуссия студентов между собой и с преподавателем по пред- ложенной теме, в результате которой студенты должны ответить на сле- дующие вопросы:
- кому служит малый бизнес и кто в нем заинтересован;
- каковы критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизне- са;
- в чем состоят достоинства и недостатки малого бизнеса;
- сравнительная оценка развития малого бизнеса в России и странах
Запада;
- причины сопротивления россиян бизнесу.
9
Возможно оформление работы в форме эссе.
2. Ситуационный анализ.Исходя их нижеприведенных факторов внеш- ней среды, обоснуйте, какие из них способствуют, какие затрудняют развитие малых предприятий в России, а также выявите возможное противоречие влия- ния факторов. Результаты анализа свести в таблицу 1.
Цель. Выработка навыков анализа возможностей и угроз со стороны внешней среды, а также сильных и слабых сторон внутренней среды малых предприятий, их конкурентных преимуществ и ключевых факторов успеха.
Таблица 1 – Факторы, влияющие на развитие малых предприятий в России
№
Факторы способству- ют затрудняют
1
Природные ресурсы
2
Трудовые ресурсы (количество, уровень образования, квалификации, культуры)
3
Территория страны (размеры, региональ- ные и национальные особенности)
4
Национальный менталитет (образ жизни, деятельности, психология, традиции, при- вычки населения)
5 Международные отношения
6
Государственно-политическое устройство страны
7 Состояние правопорядка в стране
8 Отношения собственности
9 Монополизация экономики
10 Состояние развития конкуренции
11 Развитие инфраструктуры
12
Уровень экономического развития страны
(объемы и динамика производства, произ- водительности труда)
13 Инфляция (уровень и динамика)
14 Налогообложение (уровень и динамика)
15 Уровень жизни населения
16 Социальная защищенность населения
17
Таможенный союз, Единое экономическое пространство с Беларусью и Казахстаном
10
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОСНОВНЫМ
КАПИТАЛОМ
2.1 Теоретические сведения
Для обеспечения любого процесса производства необходимы средства производства и рабочая сила. По экономическому смыслу производственные фонды выражают средства производства, которые, в свою очередь представля- ют собой средства труда и предметы труда. В соответствии с этим производст- венные фонды делятся на основные фонды и оборотные средства.
Основными фондами (ОФ) называется часть средств производства, ко- торая участвует во многих производственных циклах, не претерпевая при этом резких физических изменений, и переносит свою стоимость на стоимость вновь созданной продукции (услуг) постепенно, частями по мере своего износа.
Оценка основных фондов (средств) - это денежное выражение их стои- мости. Применяются следующие виды их оценки:
Первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов – стоимость приобретения фондов с учетом затрат на их доставку и монтаж, определяется:
С
бал
= С
п р
+ С
д
+ С
м
(1) где С
пр
- стоимость приобретения основных фондов,
С
д
- затраты на доставку,
С
м
– затраты на монтаж основных фондов.
Восстановительная стоимость - стоимость фондов в современных усло- виях, определяется:
С
в
= С
бал
К
пр
(2) где С
бал
– балансовая стоимость основных фондов, приобретенных в бо- лее ранние периоды;
К
пр
– коэффициент приведения стоимости ранее приобретенных фондов к ценам действующего периода.
Остаточная стоимость основных фондов характеризует неизношенную часть основных фондов, годную к эксплуатации, определяется:
С
ост
= С
бал
– С
изн
(3) где С
изн
– стоимость износа основных фондов на момент расчета.
Ликвидационная стоимость складывается из стоимости, полученной от реализации основных фондов после их ликвидации за вычетом расходов на ли- квидацию (демонтаж, транспортные расходы). Обычно устанавливается в раз- мере 5 – 10 % от балансовой стоимости, может (по усмотрению предприятия) быть равна 0.
Различают физический и моральный износ основных фондов.
Моральный износ I рода - размер уменьшения стоимости, возникающего в результате удешевления воспроизводства машин и оборудования такой же конструкции.
Моральный износ II рода - размер уменьшения стоимости, возникающе- го в результате создания нового, конструктивно более совершенного и относи- тельно более дешевого оборудования, производящего аналогичную продукцию.