Файл: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Экономика малого бизнеса Издво Алтгту барнаул 2014.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
94 го самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъ- ектов малого предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого предпринимательства, не- коммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого предпри- нимательства, в формировании и реализации государственной политики в об- ласти развития малого предпринимательства, экспертизе проектов норматив- ных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого пред- принимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, уста- новленными федеральными программами развития малого предпринимательст- ва, региональными программами развития малого предпринимательства и му- ниципальными программами развития малого предпринимательства.
В целях реализации государственной политики в области развития мало- го предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут преду- сматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения нало- гового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упро- щенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ве- дения кассовых операций для малых предприятий;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого предпринима- тельства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в каче- стве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок това- ров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзо- ра);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства
Оказание финансовой поддержки субъектам малого предприниматель- ства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов мало- го предпринимательства, может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предос- тавления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципаль- ных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства и ор-
95 ганизаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого пред- принимательства.
Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъ- ектов малого предпринимательства предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства
Оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринима- тельства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъ- ектов малого предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, обо- рудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначе- нию.
Запрещаются продажа переданного субъектам малого предпринима- тельства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким иму- ществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятель- ности.
Информационная поддержка субъектов малого предпринимательства
Оказание информационной поддержки субъектам малого предпринима- тельства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляется органами государственной вла- сти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, регио- нальных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов ин- формационной поддержки субъектов малого предпринимательства в сети "Ин- тернет" и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.
Данные информационные ресурсы создаются в целях обеспечения субъ- ектов малого предпринимательства и организаций, образующих их инфра- структуру, информацией:
1) о реализации федеральных, региональных программ развития субъек- тов малого предпринимательства и муниципальных программ развития субъек- тов малого предпринимательства;
2) о количестве субъектов малого предпринимательства и об их класси- фикации по видам экономической деятельности;
3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого предпринима- тельства в соответствии с их классификацией по видам экономической дея- тельности;
4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономи- ческой деятельности;
96 5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого предприни- мательства;
6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организа- циями поддержки субъектам малого предпринимательства;
7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном в пе- речни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущест- во, включенное в указанные перечни, может быть использовано в целях пре- доставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддерж- ки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринима- тельства;
8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъ- ектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструк- туру поддержки субъектов малого предпринимательства.
Консультационная поддержка субъектов малого предпринимательст-
ва
Оказание консультационной поддержки субъектам малого предприни- мательства органами государственной власти и органами местного самоуправ- ления может осуществляться в виде:
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъ- ектов малого предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого предпринимательства, и обеспечения деятельности таких ор- ганизаций;
2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержден- ных субъектами малого предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
Поддержка субъектов малого предпринимательства в области инно-
ваций и промышленного производства
Оказание поддержки субъектам малого предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъ- ектов малого предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам ма- лого предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализа- ции технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промыш- ленных образцов и селекционных достижений, а также государственной реги- страции иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъек- тами малого предпринимательства;
97 3) создания условий для привлечения субъектов малого предпринима- тельства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промыш- ленного производства;
4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность
Оказание поддержки субъектам малого предпринимательства, осущест- вляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной вла- сти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого предпринимательства;
2) содействия в продвижении на рынки иностранных государств россий- ских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешне- экономической деятельности;
3) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъ- ектов малого предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам ма- лого предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятель- ность, и обеспечения деятельности таких организаций.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса
В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной под- держки малым предприятиям является недостаток эффективных объектов ин- фраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия создают необходимую инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфра- структуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают предста- вительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.
Малое предприятие так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследова- ния, реализовать товар с помощью сети сбыта.
Предоставлять такую возможность, причем на доступных условиях, и должна инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструк- туры поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфра- структура поддержки возникнуть и существовать не может.
В общем понимании инфраструктура поддержки малого предприни-
мательства - это совокупность государственных, негосударственных, общест- венных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регу- лирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консал-
98 тинговые и другие услуги, необходимые дл развития бизнеса и обеспечиваю- щие среду и условия для производства товаров и услуг.
Остановимся подробнее на самых распространенных объектах инфра- структуры.
Объекты инфраструктуры часто имеют различные названия: "бизнес- центры", "школы предпринимателей", "технопарки", "бизнес-инкубаторы",
"агентства", "учебно-деловые центры", "фонды поддержки" и другие. Иногда на практике бизнес-инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а биз- нес-центр - от школы менеджеров. Тем не менее, нужно представить определе- ния различных субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринима- тельства.
Бизнес-школы (БШ). Это структуры, осуществляющие подготовку, пере- подготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркето- логов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в де- партаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Эти структуры могут на- зываться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпри- нимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ - не- государственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого предпринимательст- ва.
Агентства поддержки малого предпринимательства. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предпри- ятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Они яв- ляются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.
Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательст-
ва. Созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды про- водят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, часть из ко- торых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды- агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий фе- деральных программ государственной поддержки малого предпринимательст- ва. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров, выступают в качестве гаранта для получении кредитных ресурсов.
Технопарки. Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие раз-