Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Термин «деонтология» введен в научный оборот:
а) Чернышевским Н.Г.
б) Кантом О.
в) Бентамом И.
г) Аристотелем
6. Основными этическими ценностями социальной работы являются:
а) человек, общество, справедливость, свобода, равенство и т.д.
б) клиент, социальная служба, общество, профессия и т.д.
в) авторитет, совесть, справедливость, свобода, равенство и т.д.
г) все ответы верны
7. Дополните предложение:
а) Основными функциями этики социальной работы являются: регулятивная, …, …., …
б) Этические отношения – это совокупность зависимостей и связей, которые заключаются в…
в) Этические действия – это действия и даже намерения совершить…
8. Легитимизация социальной деятельности – это:
а) правовое обоснование, на которое социальный работник или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности
б) совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям
в) система социальной защиты от лица государства, которая гарантирует клиенту удовлетворение основных жизненно важных потребностей.
9. Нравственные мотивы профессиональной деятельности – это:
а) стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, быть нужным людям
б) подчиненность интересам профессиональной группы
в) стремление к самосовершенствованию и карьерному росту
г) потребность оценивать с точки зрения морали поведение других
10. Комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности перед обществом, государством, профессией, коллегами и собой называется:
а) кодекс
б) деонтология
в) устав
г) этика
11. Дополните предложение:
а) Основными видами научных исследований, с точки зрения этики, являются: бесполезные, …, …., …, ….
б) Этическими принципами проведения исследований на людях выступают: информированного согласия, …, …, …, …
в) Нарушение этики поведения исследователя проявляется в: научном мошенничестве, …, …., ….,
12. Моральный принцип, который утверждает ценность и неповторимость каждого индивида, ориентирует его на собственные силы и возможности, называется:
а) коллективизм
б) индивидуализм
в) эгоизм
г) гедонизм
13. Найдите ошибочный ответ. Основными факторами профессионального сгорания в социальной работе выступают:
а) фактор информационной нагрузки
б) фактор информационной неопределенности
в) фактор ответственности
г) фактор феномена «отравления людьми»
14. Понятие «долг» в этике социальной работы обозначает:
а) совокупность профессиональных обязанностей специалиста
б) совокупность профессионально-личностных качеств специалиста
в) совокупность профессиональных обязанностей и ответственности специалиста
г) совокупность мотивов и профессионально-личностных качеств специалиста
15. Дополните предложение:
а) Социальный работник, заменяющий коллегу, должен действовать в интересах……..
б) Социальный работник должен защищать коллегу от ….
в) Социальный работник должен проявлять (по отношению к коллеге) уважение к …..
г) Социальный работник должен (по отношению к коллеге) способствовать…
16. Принципами этикета в социальной работе являются:
а) индивидуализм, эгоизм, гуманизм
б) индивидуализм, гедонизм, целесообразность действий
в) эгоизм, коллективизм, целесообразность действий
г) гуманизм, целесообразность действии, эстетическая привлекательность поведения
17. Этическими аспектами в Кодексе о браке и семье выступают:
а) положение о признании фиктивного брака недействительным
б) положение об ответственности родителей за воспитание детей
в) положение об обязанностях супругов по взаимному содержанию
г) все ответы верны
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
-
Этическое учение о морали как нравственном регуляторе отношений между людьми. -
Обоснование необходимости этической регламентации поведения и деятельности социального работника. -
Значение профессиональной этики в совершенствовании личности социального работника и решении профессиональных задач. -
Характеристика основных категорий этики социальной работы. -
Основные функции профессиональной этики. -
Этические принципы социальной работы. -
Характеристика нравственных проблем в современной социальной сфере. -
Характеристика моральных принципов и их место в социальной работе. -
Понятие и виды ценностей. -
Место и роль ценностей в социальной работе. -
Профессионально значимые ценности социальной работы. -
Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы. -
Общечеловеческие ценности и специфика их реализации в социальной работе. -
Деонтология как учение о долге и должном поведении. Категории «долг», «обязанности» и «ответственность» в деонтологии. -
Принципы деонтологии социальной работы. -
Деонтологические конфликты. -
Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством. -
Ответственность и долг социального работника перед клиентом. -
Ответственность и долг социального работника перед коллегами. -
Ответственность и долг социального работника перед профессией. -
Ответственность и долг социального работника перед собой. -
Требования к личности специалиста по социальной работе в образовательном стандарте по специальности «Социальная работа». -
Профессионально-важные качества социальных работников и специалистов социальных служб. -
Ответственность как интегральное качество личности специалистов по социальной работе и социальных работников. -
Психологические и этические критерии определения профессиональной пригодности к социальной работе. -
Стрессогенные факторы профессиональной деятельности в социальной работе. -
Феномены профессионально-личностной деформации в социальной работе. -
Профилактика и преодоление профессиональной деформации в социальной работе. -
Сущность, цели, задачи и функции профессионально-этического кодекса. -
Требования к профессионально-этическому кодексу и его структура. -
Анализ содержания этических кодексов социальной работы различных стран (по выбору). -
Этические проблемы исследований в социальных науках. -
Основные этические принципы проведения исследований с участием людей. -
Этические основы взаимодействия социального работника и клиента. -
Этические основы взаимодействия коллег в социальной работе. -
Современные этические принципы делового поведения и их роль в деятельности социального работника. -
Семейно-брачные отношения как предмет этики социальной работы. Кризис нравственных устоев семьи и брака в современном обществе. -
Сущность и значение этикета в развитии общества. Принципы современного этикета: гуманизма, эстетизма, целесообразности, традиционности. -
Особенности этикета специалистов по социальной работе в типичных ситуациях профессиональной деятельности. -
Этносоциальная компетентность специалиста по социальной работе и социального работника.
ЛИТЕРАТУРА
-
Алексина, Т.А. Прикладная этика: учебное пособие / Т.А. Алексина. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 287 с. -
Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие для студентов вузов / И.Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 352 с. -
Зеленкова, И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации: хрестоматия / И.Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 480 с. -
Кодекс этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «ССПиСР». – М.: Академический проект, 2003. – 8 с. -
Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический проект; Культура, 2009. – 208 с. -
Махова, Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 90 с. -
Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева.– М.: Владос, 2002. – 239 с. -
Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2007. – 272 с. -
Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с. -
Мишаткина, Т.В. Этика: Практикум. Пособие для студентов вузов / Т.В. Мишаткина. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 320 с. -
Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2006. – 496 с. -
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Владос, 2001. – 318 с. -
Савицкая, А.В. Современный этикет / А.В. Савицкая. – М.: Владос, 2004. – 204 с. -
Фирсов, М. В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника: Учебное пособие / М.В. Фирсов – М.: Академия, 1993. – 187 с. -
Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236 с. -
Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н.Б. Шмелева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 196 с.
Учебное издание
ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебно-методический комплекс
Составитель Бай Елена Алексеевна