Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Термин «деонтология» введен в научный оборот:

а) Чернышевским Н.Г.

б) Кантом О.

в) Бентамом И.

г) Аристотелем

6. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) человек, общество, справедливость, свобода, равенство и т.д.

б) клиент, социальная служба, общество, профессия и т.д.

в) авторитет, совесть, справедливость, свобода, равенство и т.д.

г) все ответы верны

7. Дополните предложение:

а) Основными функциями этики социальной работы являются: регулятивная, …, …., …

б) Этические отношения – это совокупность зависимостей и связей, которые заключаются в…

в) Этические действия – это действия и даже намерения совершить…

8. Легитимизация социальной деятельности – это:

а) правовое обоснование, на которое социальный работник или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности

б) совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям

в) система социальной защиты от лица государства, которая гарантирует клиенту удовлетворение основных жизненно важных потребностей.

9. Нравственные мотивы профессиональной деятельности – это:

а) стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, быть нужным людям

б) подчиненность интересам профессиональной группы

в) стремление к самосовершенствованию и карьерному росту

г) потребность оценивать с точки зрения морали поведение других

10. Комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности перед обществом, государством, профессией, коллегами и собой называется:

а) кодекс

б) деонтология

в) устав

г) этика

11. Дополните предложение:

а) Основными видами научных исследований, с точки зрения этики, являются: бесполезные, …, …., …, ….

б) Этическими принципами проведения исследований на людях выступают: информированного согласия, …, …, …, …


в) Нарушение этики поведения исследователя проявляется в: научном мошенничестве, …, …., ….,

12. Моральный принцип, который утверждает ценность и неповторимость каждого индивида, ориентирует его на собственные силы и возможности, называется:

а) коллективизм

б) индивидуализм

в) эгоизм

г) гедонизм

13. Найдите ошибочный ответ. Основными факторами профессионального сгорания в социальной работе выступают:

а) фактор информационной нагрузки

б) фактор информационной неопределенности

в) фактор ответственности

г) фактор феномена «отравления людьми»

14. Понятие «долг» в этике социальной работы обозначает:

а) совокупность профессиональных обязанностей специалиста

б) совокупность профессионально-личностных качеств специалиста

в) совокупность профессиональных обязанностей и ответственности специалиста

г) совокупность мотивов и профессионально-личностных качеств специалиста

15. Дополните предложение:

а) Социальный работник, заменяющий коллегу, должен действовать в интересах……..

б) Социальный работник должен защищать коллегу от ….

в) Социальный работник должен проявлять (по отношению к коллеге) уважение к …..

г) Социальный работник должен (по отношению к коллеге) способствовать…

16. Принципами этикета в социальной работе являются:

а) индивидуализм, эгоизм, гуманизм

б) индивидуализм, гедонизм, целесообразность действий

в) эгоизм, коллективизм, целесообразность действий

г) гуманизм, целесообразность действии, эстетическая привлекательность поведения

17. Этическими аспектами в Кодексе о браке и семье выступают:


а) положение о признании фиктивного брака недействительным

б) положение об ответственности родителей за воспитание детей

в) положение об обязанностях супругов по взаимному содержанию

г) все ответы верны

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Этическое учение о морали как нравственном регуляторе отношений между людьми.

  2. Обоснование необходимости этической регламентации поведения и деятельности социального работника.

  3. Значение профессиональной этики в совершенствовании личности социального работника и решении профессиональных задач.

  4. Характеристика основных категорий этики социальной работы.

  5. Основные функции профессиональной этики.

  6. Этические принципы социальной работы.

  7. Характеристика нравственных проблем в современной социальной сфере.

  8. Характеристика моральных принципов и их место в социальной работе.

  9. Понятие и виды ценностей.

  10. Место и роль ценностей в социальной работе.

  11. Профессионально значимые ценности социальной работы.

  12. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы.

  13. Общечеловеческие ценности и специфика их реализации в социальной работе.

  14. Деонтология как учение о долге и должном поведении. Категории «долг», «обязанности» и «ответственность» в деонтологии.

  15. Принципы деонтологии социальной работы.

  16. Деонтологические конфликты.

  17. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.

  18. Ответственность и долг социального работника перед клиентом.

  19. Ответственность и долг социального работника перед коллегами.

  20. Ответственность и долг социального работника перед профессией.

  21. Ответственность и долг социального работника перед собой.

  22. Требования к личности специалиста по социальной работе в образовательном стандарте по специальности «Социальная работа».

  23. Профессионально-важные качества социальных работников и специалистов социальных служб.

  24. Ответственность как интегральное качество личности специалистов по социальной работе и социальных работников.

  25. Психологические и этические критерии определения профессиональной пригодности к социальной работе.

  26. Стрессогенные факторы профессиональной деятельности в социальной работе.

  27. Феномены профессионально-личностной деформации в социальной работе.

  28. Профилактика и преодоление профессиональной деформации в социальной работе.

  29. Сущность, цели, задачи и функции профессионально-этического кодекса.

  30. Требования к профессионально-этическому кодексу и его структура.

  31. Анализ содержания этических кодексов социальной работы различных стран (по выбору).

  32. Этические проблемы исследований в социальных науках.

  33. Основные этические принципы проведения исследований с участием людей.

  34. Этические основы взаимодействия социального работника и клиента.

  35. Этические основы взаимодействия коллег в социальной работе.

  36. Современные этические принципы делового поведения и их роль в деятельности социального работника.

  37. Семейно-брачные отношения как предмет этики социальной работы. Кризис нравственных устоев семьи и брака в современном обществе.

  38. Сущность и значение этикета в развитии общества. Принципы современного этикета: гуманизма, эстетизма, целесообразности, традиционности.

  39. Особенности этикета специалистов по социальной работе в типичных ситуациях профессиональной деятельности.

  40. Этносоциальная компетентность специалиста по социальной работе и социального работника.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексина, Т.А. Прикладная этика: учебное пособие / Т.А. Алексина. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 287 с.

  2. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие для студентов вузов / И.Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 352 с.

  3. Зеленкова, И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации: хрестоматия / И.Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 480 с.

  4. Кодекс этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «ССПиСР». – М.: Академический проект, 2003. – 8 с.

  5. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический проект; Культура, 2009. – 208 с.

  6. Махова, Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 90 с.

  7. Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева.– М.: Владос, 2002. – 239 с.

  8. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2007. – 272 с.

  9. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

  10. Мишаткина, Т.В. Этика: Практикум. Пособие для студентов вузов / Т.В. Мишаткина. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 320 с.

  11. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2006. – 496 с.

  12. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Владос, 2001. – 318 с.

  13. Савицкая, А.В. Современный этикет / А.В. Савицкая. – М.: Владос, 2004. – 204 с.

  14. Фирсов, М. В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника: Учебное пособие / М.В. Фирсов – М.: Академия, 1993. – 187 с.

  15. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236 с.

  16. Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н.Б. Шмелева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 196 с.


Учебное издание


ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебно-методический комплекс
Составитель Бай Елена Алексеевна