Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание. Разработать модель профессионально-этического кодекса специалистов по социальной работе и социальных работников Беларуси. Включить в нее:

– девиз кодекса

– определение понятия «социальная работа»

– ценности социальной работы

– принципы социальной работы

– основные деонтологические требования к поведению

– ответственность за нарушение кодекса.

Задание выполняется в микрогруппах. Вид модели (графическая, описательная, компьютерная и др.) студенты определяют самостоятельно. На занятии проводится презентация выполненных работ.
Литература

1 Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Медведева. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 272 с.

2. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236 с.
Семинарское занятие 9. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ (2 часа)
Вопросы для обсуждения.

  1. Этика поведения ученого при организации и проведении исследования.

  2. Характеристика принципа информированного согласия в исследованиях на людях.

  3. Характеристика принципа оценки рисков и пользы исследований на людях.

  4. Этические принципы и права на проведение исследований в Кодексе Американской психологической ассоциации (1975) (по Г.П. Медведевой).


Задания.

1. Оцените одно из проведенных на людях исследований с точки зрения соотношения в нем риска/пользы для испытуемых и общества. Выбор исследования осуществите на основе использования научных статей в журналах «Вопросы психологии», «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Социально-педагогическая работа», «Журнал практического психолога», «Мир психологии» и др.

2. Выделите этические проблемы поведения исследователя:

– по отношению к испытуемым

– по отношению к коллегам

– по отношению к обществу.

3. Поразмышляйте над вопросами:

– Всегда ли наука приносит людям благо? Приведите примеры служения науки злу.

– Почему необходимо бороться с плагиатом?

– Почему недопустима манипуляция людьми в научных целях?
Литература

  1. Биомедицинская этика: учеб.пособие / Под ред. Т.В.Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 304 с.

  2. Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева.– М.: Владос, 2002. – 239 с.

  3. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

  4. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.

  5. Интернет-ресурсы.



Семинарское занятие 10. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТОМ (2 часа)
Вопросы для обсуждения.

  1. Уровни взаимоотношений социального работника и его клиента.

  2. Этическая ответственность социальных работников перед клиентами (анализ различных Кодексов этики социальной работы).

  3. Право клиента. Мера независимости клиента (самоопределение и самостоятельность).

  4. Этические проблемы взаимоотношений между социальным работником и клиентом.


Задание. Проанализировать и представить для обсуждения на занятии этические проблемы взаимоотношений между социальным работником и клиентом, которые были выявлены студентом в период прохождения практики, либо стали известны из других источников.
Литература

  1. «Кодекс этики социального педагога и социального работника» (Россия). – М.: Академический проект, 2003. – 8 с.

  2. Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева.– М.: Владос, 2002. – 239 с.

  3. Никончук, А.С. К вопросу этики социальной работы / А.С. Никончук // Социально-педагогическая работа. – 1997. – № 3. – С. 17 – 26.

  4. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236 с.


Семинарское занятие 11. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ (2 часа)
Вопросы для обсуждения.

  1. Современные этические принципы делового поведения.

  2. Профессионально-этические кодексы и этика взаимоотношений специалистов в социальной сфере.

  3. Этика общения с коллегами по социальной работе и с представителями других профессий (телефонный разговор, письменная речь, комментарии в адрес коллег и т.п.).


Задание. Проанализировать и представить для обсуждения на занятии этические проблемы взаимоотношений между социальными работниками, социальными работниками и представителями других профессий, которые были выявлены студентом в период прохождения практики, либо стали известны из других источников.
Литература

  1. «Кодекс этики социального педагога и социального работника» (Россия). – М.: Академический проект, 2003. – 8 с.

  2. Корпоративная культура / сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2006. – 304 с.

  3. Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева.– М.: Владос, 2002. – 239 с.

  4. Никончук, А.С. К вопросу этики социальной работы / А.С. Никончук // Социально-педагогическая работа. – 1997. – № 3. – С. 17 – 26.

  5. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236 с.




Семинарское занятие 12. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ БРАКА И СЕМЬИ (2 часа)
Вопросы для обсуждения.

  1. Семейно-брачные отношения как предмет этики социальной работы.

  2. Роль основных категорий этики (любовь, долг, ответственность, уважение, равенство, доверие и др.) в регулировании отношений в семье.

  3. Мировоззренческие установки современного общества по отношению к семейно-брачным отношениям.

  4. Социальные последствия кризиса нравственных устоев современной семьи и брака.

  5. Вопросы этики семейных отношений в Кодексе о браке и семье Республики Беларусь.

  6. Брак по любви как нравственная общественная ценность.


Задание. Подумайте над высказываниями:

– «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А. де Сент-Экзюпери). Согласны ли Вы с этим? Как данное положение согласуется с нравственной ситуацией в современной семье?

– «Ад – это другие» (Ж.-П. Сартр) Почему? Какими фактами из практики социальной работы можно проиллюстрировать это высказывание?
Литература

  1. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь (в ред.2009 г.). Минск: Амалфея, 2009. – 159 с.

  2. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа / Е.И. Холостова: учеб.пособие. – М.: Дашков и К., 2011. – 292 с.

  3. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: учебно-методическое пособие / под ред. Ж.И. Мицкевич, Л.Н. Мицкевич, Е.Э. Рымашевской, Е.С. Ящук. – Минск: БГПУ, 2002. – 274 с.

  4. Лодкина, Т.В.   Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 191 с.


Семинарское занятие 13. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ (2 часа)
Вопросы для обсуждения.

  1. Сущность и социальные функции этикета.

  2. Этикет социального работника как государственного служащего: требования к внешнему виду и поведению.

  3. Этикет на различных стадиях общения социального работника и клиента.


Задание.Смоделировать ситуацию первого знакомства специалиста по социальной работе с клиентом; его близкими; коллегами по работе; представителями учреждений здравоохранения (или любого другого ведомства по желанию студента). Модель представить на занятии в виде упражнения, ролика, ролевой игры и т.д.
Литература

  1. Махова, Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 90 с.

  2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Медведева. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 272 с.

  3. Панкратов, В. Эффективное общение: правила игры / В. Панкратов. – М.: Академия, 2007. – 276 с.

  4. Савицкая А.В. Современный этикет / А.В. Савицкая. – М.: Владос, 2004. – 204 с.




СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. Заведующий отделением социальной защиты обращается к молодому специалисту: «Вы сделали ошибку в Вашем отчете. Чему Вас учили в институте?». Как правильно ответить на замечание?

2. Специалист с большим стажем работы, специальным высшим образованием на все обращения выпускника вуза, принятого на работу, отвечает одинаково: «Вас этому в университете учили, должны знать…». Как наладить контакт с данным специалистом?

3. Клиент обращается к специалисту: «В прошлый раз Вы сказали, что не хватает только одной справки. Вот этой. Теперь выясняется, что нужна еще одна. Вы что, издеваетесь надо мной?» Как эффективно разрешить эту ситуацию?

4. Во всех религиозных и философских учениях понятия «страдание» и «сострадание» определяются более или менее одинаково. Под страданием понимается физическая или нравственная мука, боль. Сострадание определяется как жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, муками другого человека. Как Вы считаете, в чем причины и жизненный смысл этих состояний? Уменьшает ли страдание ценность бытия человека? Считаете ли Вы страдание «школой жизни»?

5. Клиент обращается к специалисту: “Вы слишком молоды, чтобы помочь мне решить мою проблему”. Что необходимо сказать, чтобы вызвать доверие у данного клиента?

6. Клиент обращается к специалисту: “Почему Вы с другими возитесь полчаса, а со мной лишь 5 минут?”. Что следует ответить клиенту?

7. Человек живет среди других людей, вещей, идей, смыслов, которые по-разному значимы для него, имеют различную "цену". Мир человека – это мир ценностей. Какие ценности выступают базовыми ценностями профессиональной социальной работы и почему?

8. Притча. На стройке работников, возивших в тележках тяжелые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни». Другой объяснил: «Я зарабатываю на пропитание семьи». А третий воскликнул: «Я строю собор Парижской Богоматери». Почему индивидуальные ценностные ориентации специалистов должны соответствовать системе ценностей социальной работы? Что может произойти в случае их расхождения?

9. Прочитайте приведенное ниже высказывание клиента и соответствующую ему модель реакции социального работника. Определите, какая ценность (или ценности) является главной для данной ситуации и что угрожает ее соблюдению. Член группы (на первом занятии групповой терапии): «Перед тем как я действительно откроюсь и расскажу о себе, я должен быть уверен, что то, что я скажу, никто не разболтает другим людям» (Поворачиваясь к социальному работнику). «Какова гарантия того, что этого не произойдет?». Модель реакции: «Александр затрагивает важную проблему, которая касается вас всех. Итак, чтобы все вы чувствовали себя более комфортно, рассказывая о себе, делясь с группой своим личным опытом, нам необходимо понимание того, что каждый из вас будет держать в строгом секрете то, что мы обсуждаем. Я могу заверить вас, что буду держать все в тайне, но мне бы хотелось услышать от всех остальных, что вы думаете о вопросе Александра». А как бы Вы прореагировали на подобный вопрос?