Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 4 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Права человека и человеческое достоинство, социальная справедливость как основополагающие принципы социальной работы.

Основные принципы профессионального по­ведения, принятые Международной федерацией социальных работников (2004 г.). Принципы социальной работы, определяемые этическими кодексами разных стран.

Проблема ответственности за нарушение этических принципов социальной работы и поведения социальных работников.
ТЕМА 5 АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аксиология как философское учение о ценностях. Понятие ценностей. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Понятие системы и иерархии ценностей. Идеал, его сущность и содержание.

Сущность и роль этико-аксиологического подхода к анализу и оценке профессиональной деятельности (Г.П. Медведева). Человек и общество как абсолютные ценности социальной работы.

Инструментальные ценности социальной работы. Специфически-профессиональные ценности социальной работы (гуманистический смысл деятельности, благо человека и общества, права человека и индивидуальность человека, возраст и пол, социальный статус, компетентность и профессионализм, социальная активность, мобильность и гибкость, коммуникативность) и особенности их реализации.
ТЕМА 6 ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Понятия «деонтология», «долг». Место и роль деонтологии в этической системе профессиональной социальной работы. Принципы деонтологии социальной работы (Г.П. Медведева).

Деонтология различных типов профессиональных отношений: ответственность и долг социального работника перед обществом и государством, перед коллегами, перед клиентом и его социальным окружением, перед самим собой.

Деонтологические конфликты в социальной работе и стратегии их разрешения. Авторитет социального работника как следствие выполнения им профессионального долга и профессиональных обязанностей.
ТЕМА 7 ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛА
Понятие «личность» в контексте социальной работы. Обусловленность эффективности социальной работы личностными качествами специалиста. Гуманистическая направленность личности.

Престиж профессии и мотивация к социальной работе. Профессионально-важные нравственные качества личности специалиста по социальной работе и социального работника. Ответственность как интегративное личностное качество. Социальный интеллект. Психолого-педагогическая культура специалиста. Профессионально недопустимые качества социального работника.


Проблема профессионального отбора социальных работников и специалистов по социальной работе. Критерии профессиональной пригодности к социальной работе.

Факторы профессиональной деформации в социальной работе. Феномены профессионально-личностной деформации. Профилактика и преодоление профессионально-личностной деформации специалиста по социальной работе.
ТЕМА 8 КОДИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Понятие «профессионально-этический кодекс». Значение и потребность кодифи­кации профессионально-этической системы для реализации этических принципов и норм в социальной работе. Мо­дели введения профессионально-этического кодекса в профессио­нальную деятельность.

Источники этического кодекса социальной работы. Цель профессионально-этического кодирования в соци­альной работе. Функции профессионально-этического кодекса в социальной работе.

Требования к профессионально-этическому кодексу и его структура. Основные условия разработки профессионально-этического кодекса.

ТЕМА 9 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Классификация исследований с участием людей с позиций этики (Ю. Лопухин). Этические проблемы, обусловленные поведением специалистов, финансированием исследований, влиянием правительства и других общественных групп.

Этические принципы в проведении исследований над людьми. Требования нравственных принципов и публикация результатов научных исследований. Ответственность специалиста по социальной работе при проведении исследований с участием людей.

Деятельность Этических комитетов разных стран по контролю над клиническими исследованиями.
ТЕМА 10 ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТОМ
Уровни взаимоотношений социального работника и его клиента (Г.П. Медведева). Этические проблемы взаимоотношений между социальными службами, социальным работником и клиентом. Права клиента. Мера независимости клиента (самоопределение и самостоятельность) (Е.И. Холостова). Манипулирование поведением клиента.

Этические принципы взаимоотношений с клиентом. Этическая оценка итогов в работе с клиентом. Этические проблемы естественного и вынужденного прекращения контакта.
ТЕМА 11 ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Обусловленность взаимоотношений специалистов в социальной работе спецификой профессии. Этические проблемы современных деловых отношений. Характеристика современных этических принципов делового поведения (Л. Хосмер).


Факторы, способствующие и препятствующие установлению доверия в деловых отношениях. Этика общения с коллегами по социальной работе (телефонный разговор, письменная речь, комментарии в адрес коллег и т.п.).

Международные и национальные стандарты поведения специалистов по социальной работе в отношениях с коллегами.
ТЕМА 12 НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА
Семейно-брачные отношения как предмет этики социальной работы. Роль основных категорий этики (любовь, долг, ответственность, уважение, равенство, доверие и др.) в регулировании отношений в семье.

Этические аспекты Кодекса о браке и семье Республики Беларусь. Общественное мнение в регуляции семейно-брачных отношений. Учет нравственных основ брака и семьи в практической социальной работе. Брак по любви как нравственная общественная ценность.

Социальные последствия кризиса нравственных устоев современной семьи и брака. Необходимость подготовки молодежи к вступлению в брак.
ТЕМА 13 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Сущность и социальные функции этикета. Современные проблемы использования этикета в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Принципы современного этикета: гуманизм, эстетизм, целесообразность, традиционность. Этикет социального работника как государственного служащего.

Требования этикета к внешнему виду, поведению и общению социального работника.

Особенности этикета в типичных ситуациях профессиональной деятельности: знакомство, консультирование, постоянное общение, общение с социальным окружением клиента, контакты со спонсорами, представителями учреждений и организаций.


ЛЕКЦИИ
ЛЕКЦИЯ 1. СУЩНОСТЬ ЭТИКИ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ИДЕЙ


    1. Этика как наука о морали


Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном общении оно обозначает совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения. Под этикой понимают также теорию о морали как форме общественного сознания, в которой закрепляются этические качества действительности (добро, благо, справедливость и др.). Термин «этика» произошел от древнегреческого слова «ethos» (характер, образ мыслей, нрав, обычай) и был введен в научный оборот Аристотелем еще в 4 веке до н.э. Этим термином он обозначал науку, изучающую совокупность основных добродетелей человека, к которым относил справедливость, мужественность, умеренность, щедрость, дружелюбие, правдивость и др.


В разговорном стиле термины «этика» и «мораль» используются как взаимозаменяемые. Например, когда говорят о педагогической этике, то понимают совокупность некоторых правил и норм, которых следует придерживаться в своем поведении и отношениях с другими людьми всем педагогам. В научном понимании данные термины не тождественны и имеют разный смысл. Понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» – то, что этой наукой изучается. Таким образом, предметом этики как науки выступает мораль – совокупность ценностей, принципов, норм общежития, которые определяют отношение людей друг к другу и обществу в целом.

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности; критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий как добро и зло, свобода и ответственность, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Тем самым этика становится основой создания оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, ориентиром для выработки каждым человеком собственной стратегии и тактики жизни (Т.В. Мишаткина).

Этика, ориентированная на человека, его жизнь, свободу и интересы, получила название гуманистической этики. Принципиальные позиции гуманистической этики заключаются в том что «цель человека – быть самим собой, а условие достижения такой цели – быть человеком для себя» (Э. Фромм). Любовь к себе, утверждение своего истинно человеческого Я – вот высшие ценности гуманистической этики.

Гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен различать добро и зло и правильно давать этические оценки. С точки зрения гуманистической этики, нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Однако это не означает, что человеческие цели могут быть достигнуты в отрыве от окружающего мира. Напротив, человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Данные идеи выступают основополагающими для социальной работы, в силу чего изучение гуманистической этики является важным условием становления профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

Принципиальные позиции гуманистической этики позволяют противопоставить ее этике авторитарной, которая ориентирована на нечто внешнее по отношению к человеку, например, на великую идею. Различия между видами этики представлены в таблице 1 (по Т.В. Мишаткиной, 2003).

Таблица 1 – Отличительные признаки гуманистической и авторитарной этики


Гуманистическая этика (ГЭ)

Авторитарная этика (АЭ)

Различие по «авторству» и «исполнению»

Человек сам творец и исполни­тель нравственных норм – он их соз­дает, регулирует и соблюдает. Не от­рицается значение нравственного авторитета, однако различаются авторитеты рациональный и ирра­циональный. ГЭ совместима лишь с рациональным авторитетом, предполагающим этическую ком­петентность – знание широкого спектра авторитетных этических доктрин. Рациональный авторитет основан на равенстве между авто­ритетом и субъектом, которые раз­личаются только уровнем знаний, опыта, умений (учитель-ученик). Поэтому ГЭ не только допускает, но и требует анализа и критики со стороны тех, кто ее признает.

«Автором» выступает автори­тет, определяющий, в чем благо человека, и устанавливающий за­коны и нормы поведения, которые люди лишь исполняют. Причем «авторство» и «исполнение» могут быть разделены (например, когда «авторы» не считают моральные нормы обязательными для себя). АЭ базируется на иррациональном авторитете, источником которого служит власть над людьми с од­ной стороны и страх с другой. Иррациональный авторитет строится на неравенстве и подчинении, на приоритете авторитета, признании его права на одобрение или осуж­дение с позиций его собственного интереса. Такой авторитет запре­щает критику.

Различие по целям и средствам

Человек, его жизнь, свобода и собственность высшая цен­ность ицель. Соответственно, все, что служит самореализации чело­веческой сущности – от матери­альных ценностей и социальных достижений до моральных ценно­стей и человеческих качеств – при­знается средством и гарантом дос­тижения цели.

Высшей ценностью ицелью является не человек, а нечто внешнее по отношению к нему: интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и др. Чело­век же теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели, действующее под принуждением или добровольно (религиозные фа­натики, идущие на самоуничтожение во имя своей религии).

Различие по методам регуляции

Основным методом моральной регуляции признается свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе этической компетентности, личных интересов, способности пред­видеть последствия своих действий и готовности нести за них ответст­венность. Желаемые моральные каче­ства личности при этом – ини­циативность и предприимчивость.

Основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение, которое осуществ­ляется через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависи­мость и насилие (физическое или моральное). Желаемые моральные качества личности – исполнитель­ность и послушание.


Различие по моральным принципам

Базируется на принципе индиви­дуализма, понимаемом как любовь к себе, стремление к самоутвержде­нию и самореализации, в результате чего человек обретает свою «са­мость», предъявляет себя миру и не­сет за себя ответственность, призна­вая те же права за другим. При этом общество становится богаче за счет разнообразия и возможностей мно­жества индивидуальностей, поэтому приветствуется «инаковость» и уникальность каждой личности

Базируется на принципе кол­лективизма,требующем от лич­ности ориентации на обществен­ный интерес (независимо от инте­реса личного), подчинения воле общества (или большинства) и уни­фикации личностных качеств, взгля­дов и интересов (быть «как все»). Поэтому ведется борьба с индиви­дуализмом и «инакомыслием».