Файл: Реферат Квебекский акт мая 1774 года глава колониальной политики Великобритании лорд Дартмут представил палате лордов акт, обеспечивающий эффективную деятельность правительства провинции Квебек.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сержант Глинн также упомянал, что правительство не вправе расширять границы Квебека, так как это ставит под угрозу протестантизм в сопредельных колониях и принесет несчастья английским колонистам, которые уже поселились на этих землях.

Историки разделяются на два лагеря, поддерживающие разные точки зрения по поводу увеличения территории провинции.

Первая теория состоит в том, что акт ограничивал экономический потенциал жителей тринадцати колоний и имел анти-американскую направленность. Большинство исследователей, работающих в русле американской историографической школы, придерживаются именно такого мнения. Они исходили из того, что фиксирование границ тринадцати колоний облегчало управление ими. Кроме того, в случае восстания эффективность действий на открытой местности в прибрежной зоне для британской армии была бы выше: войска были тактически подготовлены к такому виду боя, также возрастали и возможности снабжения.

Вторая точка зрения гласит, что присоединенная к Квебеку территория была незаселенной. Ввиду ее неопределенности, канадские торговцы писали петиции королю, с требованием расширить границы Канады. В связи с этим, было тяжелее объяснить причину отказа от удовлетворения этой просьбы.К тому же канадцы вели торговлю с племенами индейцев, которые жили в районе Великих озер, и имели там ряд фортов (Детройт, Сен Луис). Л.Берт отмечает, что британское правительство сделало ошибку в 1763 году, столь сильно урезав территорию провинции. Поэтому присоединение этих земель видится ему вполне обоснованным.

Несмотря на аргумент Нохрина о петициях, в этом вопросе я склоняюсь более к первому мнению, так как проблема скваттерства за Аппалачи стояла уже с 1763 года и «желание» жителей атлантических колоний переселиться вглубь материка было не меньшим. Можно предположить, что американские колонисты писали не меньше петиций по поводу заиления этого необжитого участка. Однако в этом вопросе власти Великобритании предпочли отдать эту территорию Квебеку. На мой взгляд, такая передача обусловлена тем, что способность франкоканадцев колонизировать эти территории была значительно меньше, нежели у жителей атлантических колоний, население которых к 1775 году достигало 2, 4 миллиона человек. Так что возможности колонизации материка со стороны американцев, которые по численности во много раз превосходили население Квебека, были гораздо шире. А канадцы не могли с таким же успехом колонизировать эти земли. Все население Канады сосредотачивалось в долине реки святого Лаврентия. В районе Великих озер их привлекало лишь рыболовство, в то время как американские колонисты стремились именно к землевладению и активному использованию этой территории. Иными словами, у канадцев и американский был разный тип экспансии: у американце- переселенческий, а у квебекцев - торговый.


Второе положение акта, которое следовало за описанием новых границ, объявляло, что расширение территории Квебека не затронуло другие атлантические колонии. Подразумевалось, что дарование новых земель Квебеку не имело цели ущемить старые колонии. Теоретически, эта оговорка должна была успокоить американцев. Однако на практике они писали петиции и пытались противостоять принятию закона, достаточно вспомнить пламенные речи Эдмунда Берка и петиции Пенна. Таким образом, даже с такой оговоркой, правительству не удалось убедить американцев в отсутствии злых намерений. На этом часть акта, посвященная территориальному вопросу, завершается.

В следующем, третьем, положении говорится о правах нобилитета. Пишется, что ничто содержащееся в акте не подразумевает лишение титулов и владений, полученных по дарственной грамоте или по любому другому документу о передаче собственности. Далее еще раз повторяется, что все титулы и владения канадцев останутся в прежнем состоянии, будто бы этого закона никогда не было.

Можно заключить, что этим положением закрепляются привилегии дворян и подтверждается их неприкосновенность их собственности. Власти гарантируют, что никто не в праве отбирать у канадцев имущество. Это положение - ответ на обеспокоенность французских дворян и торговцев по поводу возможной передачи своей собственности в руки английским колонистам. Другими словами, данный пункт закреплял союз нобилитета и колониальной власти, который сложился ранее. Таким образом, этим положением была осуществлена давняя задумка губернаторов о содействии с франкоканадской элитой. Следует напомнить, что абитаны были неграмотны, поэтому влияние сеньоров на них было очень сильным: при необходимости они могли объяснить законы и приказания колониальной администрации крестьянину.

При обсуждении большинство депутатов молча соглашались с этим положением. Но в то же время, наблюдалось сильное недоверие к канадцам. Джон Даннинг говорил, что если отдать власть над провинцией канадскому нобилитету, то они сговорятся и вернуться под власть Франции. Помимо этого, лордом Мансфилом была зачитана петиция английских торговцев с предостережением дарования французским сеньорам большой власти в провинции. Усиление влияния франкоканадцев способно подорвать торговлю в Канаде, писали они.

В следующем, четвертом, положении объясняется причина введения Квебекского акта. В пункте критикуется предыдущий закон колонии - королевская Прокламация 1763 года, отмечается, что ее предписания не соотносились с традициями колонии и ее особенностями. Подчеркивается, что франкоканадское население до завоевания имело собственные вековые традиции, систему законодательства, судопроизводства и управления. Говорится, что все положения Прокламации отменяются с 1 мая 1775 года, а назначения должностных лиц и судей аннулируются. Примечательно, что оценка населения провинции в трудах исследователей разнится от 60 до 80 тысяч, а в этом пункте Квебекского акта упоминается о 65 тысячах канадцев.


Резюмируя это положение, можно отметить, что чиновники, отвечающие за дела колоний в Лондоне, признавали, что Прокламация создала неудобства для жителей Квебека, они были лишены привычных законов, которые регламентировали их жизнь. Другими словами, прокламация нарушала сложившийся в Канаде уклад жизни, именно поэтому она и была отменена. С 1 мая 1775 года провозглашалось вступление в юридическую силу Квебекского акта.

Во многом, парламентарии узнали о неприятии канадцами прокламации с уст Гая Карлтона, который рассказывал о множестве жалоб, связанных с потерей землевладений в результате введения Прокламации и урезания территории Квебека. Также губернатор сказал, что не считает расширение границ Канады ущемлением других колонии.

Следующее, пятое, положение акта было одним из самых важных из всего билля, оно должно было решить одну из главных проблем колонии. Оно касалось исповедания католицизма в провинции. В этом пункте устанавливается, что все жители Канады могут свободно исповедовать католическую религию без всяких притеснений. Разумеется, эта мера принималась, дабы защитить и успокоить (for perfect Security and Ease of the Minds) население Канады. Хотя в прочтенных мною трудах, не встречалось упоминаний о крупных волнениях франкоканадцев, вызванных религиозным вопросом. Поэтому, на мой взгляд, желание «успокоить» канадцев весьма условно. Власти, скорее, были нацелены обзавестись поддержкой клира и нобилитета, престиж которых сильно возрос после принятия акта. Положение гласило, что католики имеют право сохранить свою веру и пользоваться свободой вероисповедования «в той степени, в которой она не нарушает королевскую супрематию». Последняя оговорка имеет принципиальное значение. До принятия акта в провинции позволялось исповедание католицизма «в той мере, которая была предусмотрена законами Великобритании» . Разница заключалась в том, что по законам Британской империи лишь протестанты могли занимать судебные и административные посты и участвовать в политической жизни. Такая формулировка исключала франкоканадцев от участия в борьбе за обладание постами, перечисленными выше. Таким образом, после введения новой формулировки о разрешении исповедать католичество в соответствии с королевской супрематией канадскому нобилитету открылся доступ к участию в политической и гражданской жизни провинции. Таким образом, католикам была сделана уступка, не имевшая аналогов в британской истории в ту эпоху.


Также церковь получала право пользоваться всеми привилегиями, которыми она обладала до британского завоевания. В частности, католической церкви было разрешено вновь собирать десятину. Кроме того, подтверждались ее землевладения. Помимо перечисленного, была законодательно оформлена практика выбора епископа, появившаяся еще при губернаторстве Мюррея. Разумеется, во владениях британской короны не мог находиться папский легат, поэтому епископ должен был избираться из франкоканадцев, живущих в провинции. Можно отметить, что после установления билля о Квебеке католики уравнивались в правах с протестантами.

Если переходить к обсуждению этой части билля в парламенте, то можно констатировать, что количество времени, проведённого депутатами в дискуссии касательно религиозного вопроса, было огромным.

Главным парадоксом является то, что подавляющее большинство ораторов считали справедливым и верным это установление. Лишь немногочисленные персоны высказывались об уступках католикам в негативном ключе, пытаясь вызвать всплеск религиозных предрассудков у коллег. Остальные ораторы поддерживали введение данного положения. Большую роль в этом сыграл Гай Карлтон и будущий министр юстиции Квебека Маззерс, которые убедительно рассказывали о религиозном вопросе в Канаде. В ходе слушаний Карлтон поведал парламентариям, что франкоканадское население провинции составляет 150 тысяч человек, что, конечно же, было сильным преувеличением, в то время как количество в протестантов, по его словам, не превышало 360 человек без учета женщин и детей. Также он говорил, что французское население не крестится в протестантизм, а продолжает настойчиво требовать возвращения своих прав.Френсис Мазерс (будущий министр юстиции Квебека) считал, что возвращение французского законодательство должно быть неразрывно связано с отменой притеснений католиков. Он выделял три разных уровня отношения к католицизму во владениях Великобритании: первый и наихудший - в Ирландии, где вера подавлялась, второй - в колонии Мериленд, где католицизму относились терпимо, а в Канаде он должен быть должен быть установлен официально.

Но и другие ораторы также горячо поддерживали введение этого положения.

Чарльз Корнуолл говорил, что властям, не стоит притеснять католиков, дабы заручиться поддержкой местных жителей. Однако и сама политика поддержки сразу двух религий - новаторство для британских доминионов. Главное при ее проведении избежать того, что католики стали бы подавлять протестантов, которых провинции насчитывается всего лишь 360 человек.


Чарльз Фокс (Charles Fox) говорил, что в католической Канаде есть польза, так как в эту колонию смогут приезжать преследуемые католики. Такой приток населения и вправду мог улучшить развитие Квебека.

Александр Ваддеберн, генеральный солиситор Англии, говорил, что неправильно перекрещивать канадцев насильно, и толерантность к религии - хорошая черта билля. Он считал целесообразными религиозные уступки в стране, где совсем нет протестантов. Духовенство провинции должно пользоваться привилегиями, считал он.

Но самые яркие речи о необходимости введения терпимости в Канаде произносил Эдмунд Берк, который часто апеллировал к естественным правам человека:

Я никогда не отдам свой голос против религий. Вы говорите о терпимости в колониях, но она нужна и в этой стране. Право завоевания не дает нам власть устанавливать свои порядки, человеческая природа превыше всего. Во многих наших землях исповедуют разную религию, но мы не вправе устанавливать там свою. Должно соблюдаться право свободного исповедования религии, которое не может отменить никакое правительство, это не в его власти.

В целом, наибольшие споры вызвало обсуждение взимания десятины, а не вопрос толерантности к католикам.

Александ Ваддеберн говорил, что он согласен с установлением католичества в провинции, но десятина должна взыматься в пользу протестантской церкви, и протестанты ее не должны платить вовсе. Также несколько парламентариев высказывались против такой меры, так как она губительна для сельского хозяйства.

Джордж Джоунстоун (George Johnstone) писал, что канадцев будет легче крестить в протестантизм, если десятины будут отменены. Также некоторые парламентарии отзывались о десятине как о дополнительном налоге, который не следует собирать без согласия населения.

Поборниками сохранения этой привилегии католической церкви были Лорд Норт и Эдмунд Берк. Премьер - министр говорил, что это часть традиционных прав клира, и раз решились на установление католичества, то нужно разрешить и сбор десятины. Берк же уповал, что каждый человек имеет право поддерживать свою религию. Он желал, чтобы каждый житель провинции платил десятину в церковь, к которой он принадлежит. В итоге право собирать десятину было одобрено.