Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Тема работы 14 Роль социальногуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Рыбинский государственный авиационный технический университет
имени П. А. Соловьева»

Факультет заочного обучения

Кафедра философии, социально-культурных технологий и туризма

Специальность 0000000 «ХХХХХХХХХХХ»

Контрольная работа

по дисциплине:

«Философия»

Тема работы №14:

«Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций»»

Выполнил: Лапин А.В.

Студент группы:

Номер зачетной книжки:

Подпись:

Дата: 10 января 2017

Преподаватель: Сидорова И.М.

Оценка:

Подпись преподавателя:

Дата:

Рыбинск 2017

План работы

1 Понятие дисциплины.

2 Предыстория социально-гуманитарных наук.

3 XIX век. Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания.

4 Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1 Понятие дисциплины 5

2 Предыстория социально-гуманитарных наук 9

2.1 Античность 9

2.2 Средние века 11

2.3 Новое время (XVII-XIX вв.) 12

3 XIX век. Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания 14

3.1 Изменение учебных программ 14

3.2 Позитивизм: положительная наука и метафизика 15

4 Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций 18

Заключение 33

Список использованных источников и литературы 35



Введение

Развитие естественных, социально-гуманитарных, технических наук и их взаимодействие с обществом, а также рост университетов, престижа образования дали старт процессу, который получил название «онаучивание общества». Оно состояло в том, что донаучные и вненаучные представления людей стали пополняться и вытесняться теми, которые пришли вместе с наукой и обрели обыденность в своем употреблении. Онаучивание вело к повышению уровня рациональности в достижении целей, в улучшении жизни людей, в увеличении населения и его благосостояния. Вместе с тем оно разрушало множество иллюзий и ставило вопрос о том, что может и чего не может наука.

Вопрос об ответственности ученых или науки в целом ставится практически в тех случаях, когда возникает опасность, что научные решения не гарантируют положительного социального результата. В большей степени это относится к таким наукам, как экономика, социология, юриспруденция, чьи концепции могут быть положены в
основу социально- технологических решений, т.е. решений, предлагающих социальные технологии для практического изменения общественных состояний, и в меньшей степени — к гуманитарному знанию, осуществляющему консультативно-регулятивную роль.

В данной контрольной работе будет подробно изложена роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. Приведено описание понятия «дисциплины» и социально-гуманитарных наук.

1 Понятие дисциплины

Слово «дисциплина» происходит от латинского глагола «disciple», что значит – учить. В большинстве отечественных и зарубежных словарей первым значением этого слова отмечается «подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива», и лишь вторым, а то и третьим – «отрасль научных знаний».1

В качестве академической дисциплина представляет собой область науки, являющуюся предметом изучения и преподавания в высших учебных заведениях. Поскольку институт образования закрепляет и транслирует социально признанные научные достижения, постольку список академических дисциплин отражает статус кво научного знания.

Приведенные ниже таблицы академических дисциплин (таблицы 1 и 2) дают представление о структуре современного социально-гуманитарного знания.
Таблица 1 - Академические дисциплины социально-гуманитарных наук, изучаемые в англо-американских университетах

Гуманитарные науки

Социальные науки

История

Антропология

Философия

Археология

Теология

Регионоведение

Филология и языкознание

Культурная антропология и этнография

Литературоведение

Экономика

Изобразительное искусство

Гендерные исследования

Архитектура, дизайн, ремесла

География

Театро- и киноведение

Политология




Психология




Социология



Список социально-гуманитарных наук, изучаемые в высших учебных заведениях России:

  1. Философия;

  2. Культурология;

  3. История;

  4. Археология;

  5. Антропология;

  6. Педагогика;

  7. Филология;

  8. Литературоведение;

  9. Журналистика;

  10. Лингвистика;

  11. Юриспруденция;

  12. Право;

  13. Криминалистика;

  14. Психология;

  15. Социология;

  16. Искусствоведение;

  17. Этика;

  18. Эстетика;

  19. Политология;

  20. Науковедение;

  21. Экономика;

  22. Этнография.

Каждая из указанных в таблице 1 и списке дисциплин в свою очередь подразделяется на несколько «дочерних» областей знания. В целом развитие структуры социально-гуманитарных наук характеризуется прогрессирующей дивергенцией, обусловленной, с одной стороны, спецификацией их предметов, а с другой, - междисциплинарными исследованиями. Например, современная психология включает в себя следующие дисциплины (таблица 2)

Таблица 2 – Подразделения социально-гуманитарных наук

Социальная психология

Юридическая психология

Поведенческая психология

История психологии

Клиническая психология

Когнитивная психология

Психология развития

Политическая психология

Экспериментальная психология

Общая психология

Организационная психология

Феноменологическая психология

Дифференциальная психология

Практическая психология

Психодиагностика

Психофизиология

Психология здоровья

Психофизика

Психология личности

Психология спорта




Нейропсихология

Психология рекламы




Патопсихология

Экономическая психология




Историческая психология

Эволюционная психология







Зоопсихология






В 1970 - 1980-х гг. появились новые дисциплины, сфокусированные на отдельных темах, таких как журналистика, африканистика (black studies), феминистика (women’s studies) и т.п. В то же время появились социально-гуманитарные дисциплины, нацеленные на подготовку к практической деятельности - социальная работа, психотерапия, мэнэджмент и др. Все большую роль в социально-гуманитарных науках стали играть меж- и интердисциплинарные исследования.

Междисциплинарные исследования представляют собой изучение некоторого явления несколькими дисциплинами притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию, подходы различных дисциплин сотрудничают, т.е. взаимодополняют друг друга. Примером междисциплинарных исследований может служить американистика, китаистика. В рамках этих дисциплин сотрудничают история, языкознание, культурология, искусствоведение, политология, социология, философия, экономика, правоведение.

В конце 1970-х годов в связи со стремительным развитием некоторых областей медицины и, в частности, – трансплантологии и генетики в центре общественной дискуссии оказались этико-правовые последствия применения достижений этих наук в практике здравоохранения. Проблема трансплантации органов человека, моральные аспекты клонирования, допустимость эвтаназии – решение этих проблем предполагает сотрудничество исследователей разных направлений. В. Поттер, Т. Бичамп, Дж.Чилдерс и др. основали новую междисциплинарную науку - биоэтику, объединяющую усилия биологов, врачей, философов, теологов, правоведов для решения указанных проблем.

Интердисциплинарные исследования предполагают не просто сотрудничество, но взаимодействие и взаимовлияние дисциплин, разрабатывающих одну и ту же тему. Результатом этого взаимодействия может стать новая исследовательская методология. Обычно в качестве примера интердисциплинарных исследований приводят педагогику. В начале XX в. в США появилась новая наука – педология, интегративная наука о ребенке, объединившая психологию, дефектологию, психиатрию, историю, этнографию. В 1920-е гг. только в нашей стране было создано несколько десятков педологических институтов, призванных решить проблему беспризорности, педагогической запущенности сотен тысяч детей и подростоков. Интердициплинарные исследования этой социально значимой проблемы объединили методологические походы психологии, психиатрии, этнографии, философии. И хотя позже педология канула в Лету, интердисциплинарный подход к изучению ребенка получил дальнейшее развитие в психологии и педагогике.


2 Предыстория социально-гуманитарных наук

2.1 Античность

В античной философии разграничительные линии между отдельными видами знания проводились не столько по предмету изучения, сколько по степени общности изучаемого. Наиболее ценным считалось знание общего – причин и начал. Поэтому философия, изучающая первопричины и первоначала всего сущего, рассматривалась как высшая, самая прекрасная, наиболее и само- ценная наука. В философии Платона это представление, коренящееся в социальной практике античного полиса, получило мифологическое обоснование.

Согласно Платону, познание представляет собой воспоминание о том, что видела душа до рождения человека. В диалоге «Федр» от лица Сократа он пересказывает на эллинский манер индуистский миф о переселении душ. Бессмертные души до вселения в тела - животных и людей – обитают на небесах среди богов и героев. Поскольку они обладают крыльями и находятся в беспрестанном движении, Платон сравнивает их с колесницами, запряженными парой коней. Неудержимая сила влечет их ввысь – в Занебесную область, туда, где сияют божественным светом идеи красоты, блага, справедливости, мужества, истины и т.д. Созерцание этих идей столь упоительно, что на подступах к «хребту неба» возникает нечто вроде толчеи, давки. Тем душам, чьи возницы крепко держит поводья и направляют колесницы вслед богам, удается пробиться наверх, и они наслаждаются блаженнейшим из зрелищ, другие видят лишь малую часть его, третьи же вовсе лишены такой возможности. В зависимости от виденного души воплощаются в телах:

  1. ФИЛОСОФОВ, видевших больше всего

  2. ЦАРЕЙ, соблюдающих законы и ВОИНОВ, способных управлять

  3. ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ, ХОЗЯЕВ, ДЕЛЬЦОВ

  4. ВРАЧЕЙ

  5. ПРОРИЦАТЕЛЕЙ

  6. ПОЭТОВ и ЛЮДЕЙ ИСКУССТВА

  7. РЕМЕСЛЕННИКОВ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ

  8. СОФИСТОВ или ДЕМАГОГОВ

  9. ТИРАНОВ2

Положение человека в этом иерархическом списке определяется степенью общности и «возвышенности» знания, которым владеет его душа от рождения. На последних позициях – обладающие самым приземленным, чувственным, практическим знанием ремесленники и крестьяне, отстаивающие частные мнения софисты и руководствующиеся личными интересами тираны.

Подлинным, т.е. наиболее общим, знанием, обладают только философы. Ведь постижение общих понятий и есть «припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись, заглядывала в подлинное бытие. Поэтому, по справедливости, окрыляется только разум философа, память которого по мере сил всегда обращена к тому, в чем и сам бог проявляет свою божественность»