Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Тема работы 14 Роль социальногуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.
Философия наделяется, таким образом, статусом универсальной науки о первоначалах всего сущего, «матери» всех других наук.
Аристотель выразил это представление в «чистом» виде. Наибольшей ценностью, утверждает он в «Метафизике», обладает умозрительное знание, обретаемое не ради какой-либо выгоды (практической пользы), а исключительно ради себя самого. Такое знание – знание истины - достояние свободных людей, обладающих досугом. Поэтому, например, математические искусства было созданы в Египте жрецами, располагавшими досугом. «…Человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет [лишь] чувственные восприятия, а владеющий искусством – более мудрым, нежели имеющий опыт, наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном (theoretikai) – выше искусств творения (poietikai)».4
Исходя из этого принципа, Аристотель выстраивает «дисциплинарную пирамиду» познания (episteme):
ФИЛОСОФИЯ – «все науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной»5
ЭТИКА, ПОЛИТИКА – практические науки, добывающие знание, необходимое для целесообразной деятельности человека (гражданина – dzoon politikon)
ИСКУССТВА, РЕМЕСЛА – созидательные науки, воплощающие знание в произведениях искусства и различных полезных изделиях
Обучение различным дисциплинам в древнегреческих школах осуществлялось в соответствии с приоритетами, обозначенными Аристотелем: начинали с «мусического» цикла, объединявшего различные «искусства», а именно, - литературу, музыку, грамматику, арифметику рисование, затем приступали к освоению гимнастического цикла (пятиборья). Завершали обучение в гимнасиях, где преподавались этика, политика и философия. Сам Аристотель читал в Ликее лекции двух типов – утром по философии для посвященных (эзотериков), вечером по этике и политике – для всех желающих (экзотериков).
В XIII в. с небольшими поправками дисциплинарная структура античной episteme была воспроизведена в европейских университетах.
2.2 Средние века
Как известно, средневековые университеты состояли из четырех факультетов: богословcкого, юридического, медицинского и факультета искусств (XV в. – философского факультета). Факультеты представляли собой своего рода научные цехи, во главе с мастерами - магистрами и докторами, в подчинении которых находились подмастерья – бакалавры и ученики - школяры. Декан,
избиравшийся из числа профессоров, надзирал за правильностью преподавания, приема экзаменов, служил гарантом соблюдения прав и привилегий цеха. Дисциплинарная структура преподавания была единообразной во всех европейских университетах. На подготовительном «артистическом» факультете изучались «семь свободных искусств» (septem artes liberales). Освоив
тривий – грамматику, риторику и основы диалектики, студенты получали степень бакалавра и приступали к изучению квадривия - философии, арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. После присвоения степени магистра искусств, они могли продолжить обучение на одном из высших факультетов.
Как видно из приведенного перечня, дисциплины группировались по принципу богословие, медицина, право и все остальное (тривий и квадривий). Привычного нам противопоставления социально-гумнитарного и естественно-научного знания не существовало.
2.3 Новое время (XVII-XIX вв.)
На исходе средних веков в результате первой научной революции, связанной с именами Дж. Бруно, Г. Галилео, Н. Коперника, Ф. Бэкона, Р.Декарта, Ньютона и многих других, была переосмыслена миссия науки (scientia): на первый план была выдвинута ее социально-практическая функция. «…Я не считаю возможным, чтобы какой-либо человек усердно занимался наукой с целью обнаружить перед другими свои знания, если он не надеется достигнуть этим ничего другого, писал Т. Гоббс, оспаривая точку зрения самого Аристотеля. - Знание есть только путь к силе». Назначение науки, разъясняет он свою мысль, состоит в том, что «благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами следствия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ».6 Эта установка, активно пропагандировавшаяся пионерами европейской науки и деятелями эпохи Просвещения подготовила секуляризацию как университетского образования, так и социально-гуманитарного знания. В соответствие с «принципом Оккама» Ф. Бэкон и Т. Гоббс предложили разграничить религию и науку (естественную философию). Нет необходимости прибегать к объяснению сверхъестественным того, что может быть понято на основе естественных причин. Философия изучает естественные (производящие) причины явлений, зная которые, люди могут искусственно вызвать следствия, улучшающие их жизнь. Религия и толкующая ее схоластика (теология) учат чтить Бога, толкуют Священное писание, предметом их изучения является сверхъестественное. Стало быть, религия и философия представляют собой самостоятельные и независимые сферы познания.
В область философии Т. Гоббс включил следующие отрасли знания (таблица 3).
Таблица 3 – Отрасли знания в области философии Т.Гоббса
С конца XVIII в. в Европе начался процесс отделения образования от церкви. Так, например, 15 сентября 1793 года Национальное Собрание Франции приняло решение о независимом статусе школ и запрещении теологического, юридического, медицинского и артистического факультетов на всей территории Республики. В результате все факультеты перешли в ведение государственного Французского университета. В 1896 г. это решение об упразднении классических факультетов было признано ошибочным и прежняя система независимых факультетов была восстановлена, но без теологического факультета.
3 XIX век. Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания
3.1 Изменение учебных программ
В XIX в. в учебные планы европейских университетов были включены нетрадиционные дисциплины - помимо неклассических языков неклассическое литературоведение, социальные науки - политология, экономика, государственное управление (public administration), а также естественные и технические науки, такие как физика, химия, биология, машиностроение.
Привычного нам деления наук на естественные и социально-гуманитарные в то время еще не существовало. Перечисленные отрасли знания преподавались наряду с тривием и квадривием на «подготовительном» философском факультете. Причем, как свидетельствуют недавние исследования, в начале XIX в. сколько-нибудь устойчивого деления на дисциплины в рамках учебного плана философского факультета не существовало, ни в отношении профессорских кафедр, ни в отношении учета посещаемости студентами различных курсов7. Один и тот же профессор мог читать лекции по физике, метафизике и математике. Тем не менее, с середины XIX в. университеты – в первую очередь немецкие – начали превращаться в научно-исследовательские центры. Во многом это стало возможным благодаря свободе, царившей на факультетах философии. Дело в том, что «подготовительный» факультет объединял дисциплины, не предусматривавшие профессиональной подготовки, а, стало быть, и жестких «цеховых» канонов преподавания – стандартных учебных программ и т.п. «В своих деловых отношениях с коллегами, студентами и в том, что касалось научной литературы, каждый профессор, в принципе, вправе был создавать новые курсы и привязывать свои новые увлечения к своей профессорской кафедре. И каждый министр, в принципе, вправе был назначать «экстраординарных» профессоров в новых областях знания, тем самым систематически и действенно внедряя в университете новшества прежде, чем происходило их признание в качестве новой самостоятельной области научных исследований. В этом смысле неизменную гибкость философского факультета и его внутреннюю институциональную открытость можно считать основной причиной дальнейшей специализации и профессионализации научной работы»
8.
К тому времени «высшие» факультеты теологии, медицины и права утратили свое превосходство над факультетом философии. Более того, благодаря научно-исследовательской деятельности и специализации дисциплин философский факультет стал самым крупным и значимым9. В итоге в конце XIX в. в Германии и других европейских странах «подготовительный» факультет был преобразован: из него выделились естественнонаучный и гуманитарный и собственно философский факультеты. Это обособление стало возможным благодаря специализации и дисциплинарному размежеванию областей науки. В программах университетов появились новые дисциплины – физиология, психология, а в начале XX в. – также педагогика и социология. В Германии дисциплины, изучавшиеся на гуманитарных факультетах, получили название Geisteswissenschaften (науки о духе), а области знания, объединенные естественнонаучным факультетом, – Naturwissenschaften (науки о природе). Оппозиция «наук о духе» и «наук о природе» была первой попыткой фиксацией своеобразия социально-гуманитарного знания по отношению к знанию естественнонаучному.
3.2 Позитивизм: положительная наука и метафизика
Научный статус социально-гуманитарного знания в конце XIX в. был весьма неясным. Господствовавшие в то время представления о научности были сформированы позитивизмом – философским учением, возникшим в середине XIX в. Его духовным отцом был О. Конт (1798-1857), которому принадлежит первенство в употреблении самого слова «позитивная», или «положительная», применительно к науке и философии.
Продолжая традицию британского эмпиризма (Бэкона, Локка, Беркли) и французского материализма (Ламетри, Даламбера, Гельвеция, Гольбаха, и др.), Конт выдвинул «закон трех стадий». Согласно этому «закону» все области человеческого знания последовательно проходят в своем развитии три состояния – теологическое, или фиктивное, метафизическое, или отвлеченное, и научное, или позитивное.
На теологической стадии познание направлено главным образом на первоначала вещей, их «сущность», и стремится к абсолютному знанию, которое отождествляется с Богом. Явления природы рассматриваются как результат действия сверхъестественных сил.
На второй, метафизической, стадии цели познания остаются прежними с тем отличием, что сверхъестественные факторы заменяются абстрактными началами – логическими понятиями «сущности» и «(перво)причины».
Философия наделяется, таким образом, статусом универсальной науки о первоначалах всего сущего, «матери» всех других наук.
Аристотель выразил это представление в «чистом» виде. Наибольшей ценностью, утверждает он в «Метафизике», обладает умозрительное знание, обретаемое не ради какой-либо выгоды (практической пользы), а исключительно ради себя самого. Такое знание – знание истины - достояние свободных людей, обладающих досугом. Поэтому, например, математические искусства было созданы в Египте жрецами, располагавшими досугом. «…Человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет [лишь] чувственные восприятия, а владеющий искусством – более мудрым, нежели имеющий опыт, наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном (theoretikai) – выше искусств творения (poietikai)».4
Исходя из этого принципа, Аристотель выстраивает «дисциплинарную пирамиду» познания (episteme):
ФИЛОСОФИЯ – «все науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной»5
ЭТИКА, ПОЛИТИКА – практические науки, добывающие знание, необходимое для целесообразной деятельности человека (гражданина – dzoon politikon)
ИСКУССТВА, РЕМЕСЛА – созидательные науки, воплощающие знание в произведениях искусства и различных полезных изделиях
Обучение различным дисциплинам в древнегреческих школах осуществлялось в соответствии с приоритетами, обозначенными Аристотелем: начинали с «мусического» цикла, объединявшего различные «искусства», а именно, - литературу, музыку, грамматику, арифметику рисование, затем приступали к освоению гимнастического цикла (пятиборья). Завершали обучение в гимнасиях, где преподавались этика, политика и философия. Сам Аристотель читал в Ликее лекции двух типов – утром по философии для посвященных (эзотериков), вечером по этике и политике – для всех желающих (экзотериков).
В XIII в. с небольшими поправками дисциплинарная структура античной episteme была воспроизведена в европейских университетах.
2.2 Средние века
Как известно, средневековые университеты состояли из четырех факультетов: богословcкого, юридического, медицинского и факультета искусств (XV в. – философского факультета). Факультеты представляли собой своего рода научные цехи, во главе с мастерами - магистрами и докторами, в подчинении которых находились подмастерья – бакалавры и ученики - школяры. Декан,
избиравшийся из числа профессоров, надзирал за правильностью преподавания, приема экзаменов, служил гарантом соблюдения прав и привилегий цеха. Дисциплинарная структура преподавания была единообразной во всех европейских университетах. На подготовительном «артистическом» факультете изучались «семь свободных искусств» (septem artes liberales). Освоив
тривий – грамматику, риторику и основы диалектики, студенты получали степень бакалавра и приступали к изучению квадривия - философии, арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. После присвоения степени магистра искусств, они могли продолжить обучение на одном из высших факультетов.
Как видно из приведенного перечня, дисциплины группировались по принципу богословие, медицина, право и все остальное (тривий и квадривий). Привычного нам противопоставления социально-гумнитарного и естественно-научного знания не существовало.
2.3 Новое время (XVII-XIX вв.)
На исходе средних веков в результате первой научной революции, связанной с именами Дж. Бруно, Г. Галилео, Н. Коперника, Ф. Бэкона, Р.Декарта, Ньютона и многих других, была переосмыслена миссия науки (scientia): на первый план была выдвинута ее социально-практическая функция. «…Я не считаю возможным, чтобы какой-либо человек усердно занимался наукой с целью обнаружить перед другими свои знания, если он не надеется достигнуть этим ничего другого, писал Т. Гоббс, оспаривая точку зрения самого Аристотеля. - Знание есть только путь к силе». Назначение науки, разъясняет он свою мысль, состоит в том, что «благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами следствия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ».6 Эта установка, активно пропагандировавшаяся пионерами европейской науки и деятелями эпохи Просвещения подготовила секуляризацию как университетского образования, так и социально-гуманитарного знания. В соответствие с «принципом Оккама» Ф. Бэкон и Т. Гоббс предложили разграничить религию и науку (естественную философию). Нет необходимости прибегать к объяснению сверхъестественным того, что может быть понято на основе естественных причин. Философия изучает естественные (производящие) причины явлений, зная которые, люди могут искусственно вызвать следствия, улучшающие их жизнь. Религия и толкующая ее схоластика (теология) учат чтить Бога, толкуют Священное писание, предметом их изучения является сверхъестественное. Стало быть, религия и философия представляют собой самостоятельные и независимые сферы познания.
В область философии Т. Гоббс включил следующие отрасли знания (таблица 3).
Таблица 3 – Отрасли знания в области философии Т.Гоббса
ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ | ГРАЖДАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ |
Филология (наука об именах) | Естественное Право |
Логика | |
Физика | |
Оптика | |
Этика | |
Наука о человеке | |
С конца XVIII в. в Европе начался процесс отделения образования от церкви. Так, например, 15 сентября 1793 года Национальное Собрание Франции приняло решение о независимом статусе школ и запрещении теологического, юридического, медицинского и артистического факультетов на всей территории Республики. В результате все факультеты перешли в ведение государственного Французского университета. В 1896 г. это решение об упразднении классических факультетов было признано ошибочным и прежняя система независимых факультетов была восстановлена, но без теологического факультета.
3 XIX век. Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания
3.1 Изменение учебных программ
В XIX в. в учебные планы европейских университетов были включены нетрадиционные дисциплины - помимо неклассических языков неклассическое литературоведение, социальные науки - политология, экономика, государственное управление (public administration), а также естественные и технические науки, такие как физика, химия, биология, машиностроение.
Привычного нам деления наук на естественные и социально-гуманитарные в то время еще не существовало. Перечисленные отрасли знания преподавались наряду с тривием и квадривием на «подготовительном» философском факультете. Причем, как свидетельствуют недавние исследования, в начале XIX в. сколько-нибудь устойчивого деления на дисциплины в рамках учебного плана философского факультета не существовало, ни в отношении профессорских кафедр, ни в отношении учета посещаемости студентами различных курсов7. Один и тот же профессор мог читать лекции по физике, метафизике и математике. Тем не менее, с середины XIX в. университеты – в первую очередь немецкие – начали превращаться в научно-исследовательские центры. Во многом это стало возможным благодаря свободе, царившей на факультетах философии. Дело в том, что «подготовительный» факультет объединял дисциплины, не предусматривавшие профессиональной подготовки, а, стало быть, и жестких «цеховых» канонов преподавания – стандартных учебных программ и т.п. «В своих деловых отношениях с коллегами, студентами и в том, что касалось научной литературы, каждый профессор, в принципе, вправе был создавать новые курсы и привязывать свои новые увлечения к своей профессорской кафедре. И каждый министр, в принципе, вправе был назначать «экстраординарных» профессоров в новых областях знания, тем самым систематически и действенно внедряя в университете новшества прежде, чем происходило их признание в качестве новой самостоятельной области научных исследований. В этом смысле неизменную гибкость философского факультета и его внутреннюю институциональную открытость можно считать основной причиной дальнейшей специализации и профессионализации научной работы»
8.
К тому времени «высшие» факультеты теологии, медицины и права утратили свое превосходство над факультетом философии. Более того, благодаря научно-исследовательской деятельности и специализации дисциплин философский факультет стал самым крупным и значимым9. В итоге в конце XIX в. в Германии и других европейских странах «подготовительный» факультет был преобразован: из него выделились естественнонаучный и гуманитарный и собственно философский факультеты. Это обособление стало возможным благодаря специализации и дисциплинарному размежеванию областей науки. В программах университетов появились новые дисциплины – физиология, психология, а в начале XX в. – также педагогика и социология. В Германии дисциплины, изучавшиеся на гуманитарных факультетах, получили название Geisteswissenschaften (науки о духе), а области знания, объединенные естественнонаучным факультетом, – Naturwissenschaften (науки о природе). Оппозиция «наук о духе» и «наук о природе» была первой попыткой фиксацией своеобразия социально-гуманитарного знания по отношению к знанию естественнонаучному.
3.2 Позитивизм: положительная наука и метафизика
Научный статус социально-гуманитарного знания в конце XIX в. был весьма неясным. Господствовавшие в то время представления о научности были сформированы позитивизмом – философским учением, возникшим в середине XIX в. Его духовным отцом был О. Конт (1798-1857), которому принадлежит первенство в употреблении самого слова «позитивная», или «положительная», применительно к науке и философии.
Продолжая традицию британского эмпиризма (Бэкона, Локка, Беркли) и французского материализма (Ламетри, Даламбера, Гельвеция, Гольбаха, и др.), Конт выдвинул «закон трех стадий». Согласно этому «закону» все области человеческого знания последовательно проходят в своем развитии три состояния – теологическое, или фиктивное, метафизическое, или отвлеченное, и научное, или позитивное.
На теологической стадии познание направлено главным образом на первоначала вещей, их «сущность», и стремится к абсолютному знанию, которое отождествляется с Богом. Явления природы рассматриваются как результат действия сверхъестественных сил.
На второй, метафизической, стадии цели познания остаются прежними с тем отличием, что сверхъестественные факторы заменяются абстрактными началами – логическими понятиями «сущности» и «(перво)причины».