Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Тема работы 14 Роль социальногуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наконец, на третьей, позитивной, стадии, признав невозможность абсолютного знания, человеческий разум отказывается от поиска сущностей и причин и всецело сосредоточивается на изучении чувственно данных явлений. Основные задачи позитивной науки и философии видятся Конту в следующем:

1) открытии устойчивых отношений последовательности и связи между явлениями;

2) выражении их в строгой (непротиворечивой) логической форме;

3) сведении таких отношений к минимуму в системах классификации.

Фактически Конт сформулировал символ веры позитивизма, оставшийся неизменным на всем протяжении более чем полутора столетнего существования этого течения. Из него видно, что позитивизм представляет собой разновидность эмпиризма – учения, согласно которому источником всякого знания является опыт, понимаемый как чувственно данное, т.е. ощущение. Подлинно научный подход, согласно позитивизму, заключается в том, чтобы, отказавшись от «метафизических» вопросов о причинах и началах, открывать и обобщать устойчивые связи между явлениями, т.е. ощущениями. Любое знание, не сводимое к чувственно данному, рассматривается как метафизическое, или ненаучное.

В свете этой установки социально-гуманитарные дисциплины, преподававшиеся в университетах того времени, могли быть определены лишь как метафизическое знание. И, действительно, в классификации наук О. Конта присутствует только одна общественная дисциплина – «социальная физика» (социология), да и то в качестве исследовательской перспективы.

Перечень позитивных наук О. Конта:

  • астрономия;

  • физика;

  • химия;

  • физиология;

  • социальная физика.

Четыре первые науки, разъясняет Конт, достигли позитивной стадии в той последовательности, в какой они представлены в приведенном выше перечне, а социальная физика, изучающая наиболее частные явления, все еще формируется в качестве науки.

Таким образом, позитивизм, изменил приоритеты в научной сфере, точнее зафиксировал их реальное изменение в эпоху промышленной революции. Высшая наука средневековья теология была объявлена «фиктивной», высшая наука античности философия – «отвлеченной», позитивным, или подлинно научным, оказывалось только эмпирическое естествознание.

4 Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Чтобы понять, как и почему в XIX веке сформировались определенные дисциплины социально-гуманитарного цикла наук, рассмотрим процесс перехода от традиционного общества к капиталистическому, который предстает как смена ценностно-рациональной деятельности целерациональной. Определяющую роль в становлении капитализма, согласно М.Веберу, сыграла рационализация социального действия. «Дух капитализма» как определенный строй мышления нашел в целерациональном действии оптимальный способ социального позиционирования: предельные формы рентабельности предприятия достигаются в результате рационального стремления к законной прибыли. Этот способ поведения ориентирован на новую шкалу ценностей: человек существует для дела, а не дело для человека. Религиозные ценности, поддерживающие единство смыслового социального пространства, отодвигаются в рамки частной жизни, а определяющей общественной ценностью становятся материальные ценности.


Максимизация личной выгоды в качестве определяющей ценности обусловливает вектор институциональных изменений, социальную стратификацию, формирует принципиально иную, в сравнении с традиционным обществом, социальную среду. Традиционные общества были ориентированы на социальные блага, находящиеся в органической связи с религиозными ценностями, которые удерживали «в поле религиозного напряжения» повседневную жизнь индивида. Религиозно-моральные нормы не всегда согласуются с целесообразностью, более того, в ряде случаев они предписывают требования отказа от личных выгод и интересов. Таким образом, мораль в традиционном обществе определяет границы социальной приемлемости естественной склонности индивида быть нацеленным наличную выгоду

Капитализм придает ценность индивидуальным целям, освобождает их от отягощенности моральными обязательствами. Главной целью деятельности становится личная выгода. Целерациональность становится универсальным стандартом общественной жизни, и в ее терминах индивид осуществляет смысловую самооценку своего социального бытия. Самоидентификация индивида в качестве морального существа утрачивает, свою социальную значимость.

Наряду с максимизацией личной выгоды, индивидуальная свобода становится второй основополагающей ценностью капиталистического общества. Взаимоотношения между индивидами наполняются новым ценностным содержанием. Индивидуальное действие ограничено мотивами частного характера, а коллективная воля, в конечном счете, сводится к формированию условий, позволяющих удовлетворить частный интерес.

На смену этике долга приходит этика склонности, ограниченная рамками гражданского повиновения. Религия после «расколдования» мира окончательно утратила прежнюю доминантную роль в обществе. Эволюция ценностных оснований общественной жизни изменила статус существовавших прежде дисциплин. Теология окончательно уступила место философии. Научные знания, показавшие практическую приложимость, получили широкое социальное признание. Происшедшая секуляризация знания заложила основы его демократичности: непререкаемых авторитетов в знании больше не могло быть. Не только теология, но и философия не могла теперь быть привилегированной наукой.

Возвышение роли естествознания, в силу того, что изобретения, опирающиеся на научные знания, становятся решающим фактором повышения эффективности производства сопровождалось падением значимости философии в жизни общества. Однако если философия, как и религия, выполняла функции хранительницы не только истины, но и блага, то естествознание, ориентированное только на постижение истинного знания о природе разорвало, идущую еще от античности внутреннюю связь между истиной и благом. Данное обстоятельство способствовало разделению наук по своему предмету. Философия и гуманитарные науки обращаются к исследованию блага, а истина становится монополией естественных наук. «Дух капитализма» отвергает претензии философии на истину. В социальном пространстве образуется вакуум ценностных долгосрочных ориентаций.


Капиталистическая идея прогресса сводилась к повышению производительности труда и техническому совершенствованию, что усиливало роль естественных наук. Французская революция наполнила идею безграничного технологического прогресса политическим содержанием. Социальные перемены объявляются нормой, а субъектом перемен объявляется народ. Благо трансформируется в политическую ценность. Гражданские права и легитимность политической власти становятся основными векторами общественных процессов.

Политические лозунги Французской революции восходят к идеям Ж. Ж. Руссо, главный тезис которого - неравенство между людьми нелегитимно и не имеет оправдания - открывает новые горизонты социального действия, имеющие политическое содержание. Несправедливое общество должно быть заменено справедливым, в котором преодолевается неравенство между людьми, а естественная свобода воли индивида заменяется общей волей. Индивид не утрачивает свободу, он обретает ее в общей воле. Преодоление политического неравенства находит свое обоснование в идеологии (общей воле), что и зафиксировала «Декларация прав человека и гражданина» (1789): «Люди рождаются свободными и равноправными. Социальное различия могут основываться только на всеобщей пользе». Формируется тенденция к заполнению вакуума ценностных ориентаций социального действия, возникшего в результате отказа от универсальных моральных и религиозных ценностей, политическим содержанием.

Идея социального равенства находит свое отражение в трех идеологиях: консерватизме, либерализме и социализме. Они существенно отличаются друг от друга в видении источников социального напряжения, способов их преодоления и исторической перспективы капитализма в целом. Но их объединяла, во-первых, общая оптимистическая вера в возможность улучшить условия существования в будущем, а, во-вторых, эгалитаристское (от фр. egalitarisme - равенство) мировоззрение. Общественный прогресс прерывает смысловую связь с моралью и ориентируется теперь на область политики и экономики. Всеобщее избирательное право и благосостояние становятся основными критериями социального «здоровья» общественной жизни.

Либерализм наиболее последовательно и полно выразил идеологический оптимизм в отношении капитализма. Политическая доктрина либерализма руководствовалась идеей научного управления переменами, Путь к вершинам политической власти открыт для всех и каждого, единственным условием является профессиональное владение научными методами управления социальными процессами. Умение управлять не является теперь родословной привилегией, как это считалось в монархической традиции престолонаследия. Это умение приобретается в результате усвоения научно обоснованных знаний о технологиях управления. Либерализм считал, что общественные цели при капитализме могут быть достигнуты только посредством научного знания, а поэтому нужно открыть универсальные законы развития общества и общественного производства. Но задача открытия универсальных законов могла быть решена только в рамках естественнонаучной модели теоретизирования: стандарты причинной, обусловленности явлений легли в основу изучения общественных процессов. Социальные науки с самого начала позиционируют себя в качестве номотетических.


Можно ли на основе рациональности сформулировать универсальную общественную цель, придающую одновременно смысл и индивидуальному бытию и обществу в целом? Эта проблема является фундаментальной для общественных наук. Либерализм эту проблему решает с позиции методологического индивидуализма. Общественное благо редуцируется к индивидуальным потребностям, которые рассматриваются в контексте полного раскрытия человеческого потенциала. Идеология либерализма, выражая беспрецедентное доверие к личности как рациональному существу, выстраивает познавательную стратегию в двух направлениях: научного обоснования экономического прогресса и условий роста индивидуальной свободы. Либерализм стремится представить доводы, оправдывающие оптимистические надежды капитализма, рассматривая общественные процессы в прогрессистской перспективе, интерпретируя благо в терминах справедливого распределения материальных благ равных гражданских прав и отсутствия социальных привилегий.

Общественная жизнь при капитализме протекает в трех относительно независимых сферах: политической, экономической и гражданской. Поэтому для управления общественными процессами стали необходимы специализированные знания раскрывающие законы функционирования этих сторон социального организма. Именно социальная востребованность специализированного знания обусловила в XIX веке следующую дисциплинарную организацию, социальных наук: экономика, политология, социология. Экономика изучает законы функционирования рынка, политология - государственные институты, социология - гражданское общество. Эти науки должны были обеспечить научное управление социальными переменами. Либерализм, таким образом, свою убежденность в возможности научного управления общественными процессами положил в основу концептуализации общественных наук. Указанные общественные науки явились, таким образом, востребованными идеологией оптимизма, т.е. идеологией либерализма.

Институционализация социальных наук прошла долгий путь, охватывая, согласно современному американскому социологу И. Валлерстайну, период с 1850 по 1945 г. Во второй половине XX века капиталистическая система претерпевает структурную трансформацию. Вместо экономики реального обмена приходит денежная экономика. Промышленники уступают место локомотива экономики финансистам. В новой экономике львиная доля ВНП приходится на сферу услуг. Информационные услуги и информационные технологии оказывают значительное влияние на принятие решений в выборе направлений социальных перемен. Информация и коммуникаций становятся основными переменными, организующими общественную жизнь. «Информатизация» жизни вызывает диффузию экономической, политической и социальной сторон жизни общества. Это состояние, называемое постмодерном, многие представители социально-гуманитарных наук считают концом эры социальности. Так, современный французский социолог и философ Ж, Бодрийяр отвергает любые теоретические интерпретации настоящего в терминах классической социологии.


Современная иерархия социально-гуманитарных наук в значительной мере отражает специфику социально-экономического бытия общества. Лидирующие позиции таких дисциплин как право и экономика обусловлены преобладанием идеологии либерализма в государственной политике многих европейских государств. В связи с расширением влияния процессов глобализации не только на характер межгосударственных отношений, но и на социальные процессы в целом, в ближайшем будущем следует ожидать, как считают некоторые исследователи, возрастания социального статуса таких социально-гуманитарных дисциплин, как социология, социальная психология, международные отношения. Что касается философии, филологии, культурологии и педагогики, то они пока предстают в роли дисциплин-аутсайдеров. Эта тенденция, конечно же, не является единственно возможной перспективой эволюции места и роли социально-гуманитарных наук в обществе. Существуют и иные прогнозы по поводу судьбы социально-гуманитарных наук. Так, бывший президент Международной социологической ассоциации Валлерстайн, подвергая сомнению традиционную дисциплинарную организацию общественных наук, считает, что уже к 1970-м гг. началось размывание границ предметно-дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук. Это размывание «оказалось настолько сильным, - пишет он, - что многие (и я в том числе) сочли невозможным защищать как теоретическую значимость, так и саму полезность устаревших названий и разграничений». Не только понятие «социальность» утрачивает традиционную эмпирическую корреляцию, но и политика все больше становится составной частью экономики.

Отсутствие проективных теоретических ресурсов у социологии и политологии ставит под сомнение институциональную востребованность этих наук в их традиционной форме, что наглядно проявилось в контексте глобализации. Глобализация предлагает новую историческую перспективу: национальные государства становятся достоянием истории, общественная жизнь сводится к рынку. И поэтому неолиберализм - идеологический рупор глобализации - утверждает: рынок - хорошо, государство - плохо. Минимизация роли государства в общественной жизни объявляется благом, а идентичность, представленная институтами демократии, окончательно утрачивает смысловую связь с социальным (коллективным). Социальная среда оказывается в сетях стихии рынка. Индивид договаривается с участниками экономического обмена, чтобы придать некую общественную форму своим потребностям. Государство больше не является центром принятия решений, свои права диктует рынок.