Файл: Экзамен алалия. Афазия 1 вопрос. Этиология и симптоматика алалии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экзамен АЛАЛИя. АФАЗИЯ
1 вопрос. Этиология и симптоматика алалии.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (до 3х лет) периоде развития ребенка. Недоразвитие речи носит системный характер (нарушаются все компоненты).
В логопедии алалия соответствует ОНР.
Причины органического поражения мозга:
В пренатальном периоде | В первые годы жизни |
- гипоксия плода - внутриутробное инфицирование (TORCH-инфекции) - физические факторы (электромагнит, ультразвук, повышение / понижение температуры) - вредные привычки мамы - резус-конфликт | - энцефалиты - менингиты - ЧМТ - соматически заболевания, приводящие к истощению (гипотрофии) ЦНС - частые и продолжительные заболевания (ОРВИ, пневмонии, рахит, эндокринопатии и другие) - операции под общим наркозом - неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, синдром дефицита речевых контактов) - семейная (наследственная) предрасположенность алалии |
Во время родов | |
- асфиксия - родовые травмы |
Органические повреждения ГМ вызывают:
- замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых, незрелых нейробластов
- это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга.
Поражение КГМ при алалии носит не резко выраженной, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.
Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются.
При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
Симптомы подробнее: см 3, 4 вопросы.
2 вопрос. Классификации алалий.
Автор | Критерии??? | Классификация |
А. Либманн (1925) | | - моторная слухонемота - сенсорная слухонемота - сенсомоторная слухонемота - переходная форма между слухонемотой и тяжелым косноязычием |
Р. Е. Левина (1951) | Психологическая классификация | - дети с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием - дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия - дети с нарушением психической активности |
В. К. Орфинская (1963) | Лингвистическая классификация (по ведущему типу нарушения языковых систем) | - 4 формы моторной недостаточночти - 4 формы сенсорной недостаточности - 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи |
М. Зееман (1962) | | - экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, с сохранным пониманием - рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией. |
В. А. Ковшиков (1985) | | - импрессивная (сенсорная) алалия - экспрессивная (моторная) алалия - сенсомоторная алалия |
Б. Ф. Соботович (1985) | Опора на психолингвистическую структуру и механизмы речевой деятельности | - алалии с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической системы языка - алалии с преимущественными нарушениями усвоения синтагматической системы языка |
А. Н. Корнеева (1994) | | - экспрессивная алалия - рецептивная алалия |
Р.А. Белова-Давид, Н.Н. Трауготт (1981) | Клиническая классификация (учет локализации и характера поражения головного мозга) | -сенсорная алалия (патология речеслухового анализатора), -моторная алалия (патология речедвигательного анализатора), -оптическая алалия (патология зрительно пространственного анализатора) |
3 вопрос. Характеристика моторной алалии.
В основе возникновения лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка собственная речь не развивается, а понимание чужой речи остается сохранным.
Характерны неречевые и речевые проявления:
Неврологическая симптоматика | Психологическая симптоматика | Речевая симптоматика |
- двигательные расстройства (неловкость, слабое развитие мелкой моторики) - трудности с овладением навыками самообслуживания, выполнением мелкомоторных операций | - нарушения памяти (особенно словесно-речевой) - нарушение внимания - восприятия - ЭВС, поведения (гиперактивные / малоактивные) - сужение объема памяти, быстрое угасание возникших следов; при зрительном подкреплении дети запоминают материл лучше - сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, раздражительность, речевой негативизм - интеллект страдает вторично (по мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются) | - выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речью - все этапы становления речевых навыков происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы - словарный запас значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины - малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству - абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм - фразовая речь представлена простыми короткими предложениями (1 - 2 составными) - грубое нарушение формирования связной речи: дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий - при грубых формах имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией. |
В зависимости от поврежденной зоны выделяют афферентную и эфферентную моторную алалию.
Афферентная | Эфферентная |
Поражение нижних теменных отделов левого полушария, которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией (нарушен 1 звук) | Поражение центра Брока задней третьей нижней лобной извилины и выражается в кинетической артикуляторной апраксией (нарушена серия звуков) |
Ребенку потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова | Ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии |
4 вопрос. Характеристика сенсорной алалии.
При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи.
Физически слух у детей сохранен, часто страдают гиперакузиями ( повышенная восприимчивость к различным звукам).
На фоне слуховой агнозии собственно речевая активность у детей повышена, речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, она бессвязна, содержит большое количество персевераций, эхолалий слогов, звуковых замен, контаминаций (словесный салат).
К собственной речи дети не критичны. Для общения широко используют мимику и жесты. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности этих детей.
При грубых формах понимание речи отсутствует совсем, в более легких случаях носит ситуативных характер. Но даже если ребенку доступен смысл фразы в определённом контексте, то при изменении словоформы, перестановке слов в предложении, изменении темпа речи понимание теряется. Часто чтение с губ говорящего.
Недостаточности фонематического слуха приводит к неразлучённою слов-паронимов, невоспитанность соотнесённость слухового и произносимого слова с предметом / явлением.
Вторичные нарушения:
- нарушения личности
- поведения
- задержка интеллектуального развития
Психические особенности детей:
- трудность включения и удержания внимания
- подавленная отвлекаемость и истощаемость
- неустойчивость слухового восприятия и памяти
- импульсивности, хаотичность в поведении / инертность, замкнутость.
- неустойчивость значений слов, нечеткость произношения приводит к тому, что дети действуют по словесной инструкции неуверенно, ищут помощи и поддержки при затруднении в понимании
- при выполнении заданий и при обиходном общении ориентируются на лексическое значение и игнорируют грамматическое
- ограниченные возможности при организации ролевой игры проявляются в том, что часто игра сопровождается бессвязным проговариванием недифференцированных звуковых комплексов и неадекватно используемых слов и словосочетаний