Файл: Экзамен алалия. Афазия 1 вопрос. Этиология и симптоматика алалии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экзамен АЛАЛИя. АФАЗИЯ

1 вопрос. Этиология и симптоматика алалии.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (до 3х лет) периоде развития ребенка. Недоразвитие речи носит системный характер (нарушаются все компоненты).

В логопедии алалия соответствует ОНР.

Причины органического поражения мозга:

В пренатальном периоде

В первые годы жизни

- гипоксия плода

- внутриутробное инфицирование (TORCH-инфекции)

- физические факторы (электромагнит, ультразвук, повышение / понижение температуры)

- вредные привычки мамы

- резус-конфликт

- энцефалиты

- менингиты

- ЧМТ

- соматически заболевания, приводящие к истощению (гипотрофии) ЦНС

- частые и продолжительные заболевания (ОРВИ, пневмонии, рахит, эндокринопатии и другие)

- операции под общим наркозом

- неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, синдром дефицита речевых контактов)

- семейная (наследственная) предрасположенность алалии

Во время родов

- асфиксия

- родовые травмы

Органические повреждения ГМ вызывают:

- замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых, незрелых нейробластов

- это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга.

Поражение КГМ при алалии носит не резко выраженной, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.


Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Симптомы подробнее: см 3, 4 вопросы.
2 вопрос. Классификации алалий.

Автор

Критерии???

Классификация

А. Либманн (1925)




- моторная слухонемота

- сенсорная слухонемота

- сенсомоторная слухонемота

- переходная форма между слухонемотой и тяжелым косноязычием

Р. Е. Левина (1951)


Психологическая классификация

- дети с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием

- дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия

- дети с нарушением психической активности

В. К. Орфинская (1963)


Лингвистическая классификация (по ведущему типу нарушения языковых систем)

- 4 формы моторной недостаточночти

- 4 формы сенсорной недостаточности

- 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи

М. Зееман (1962)





- экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, с сохранным пониманием

- рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией.

В. А. Ковшиков (1985)





- импрессивная (сенсорная) алалия

- экспрессивная (моторная) алалия

- сенсомоторная алалия

Б. Ф. Соботович (1985)


Опора на психолингвистическую структуру и механизмы речевой деятельности

- алалии с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической системы языка

- алалии с преимущественными нарушениями усвоения синтагматической системы языка

А. Н. Корнеева (1994)




- экспрессивная алалия

- рецептивная алалия

Р.А. Белова-Давид, Н.Н. Трауготт (1981)

Клиническая классификация (учет локализации и характера поражения головного мозга)

-сенсорная алалия (патология речеслухового анализатора),

-моторная алалия (патология речедвигательного анализатора),

-оптическая алалия (патология зрительно пространственного анализатора)



3 вопрос. Характеристика моторной алалии.

В основе возникновения лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка собственная речь не развивается, а понимание чужой речи остается сохранным.

Характерны неречевые и речевые проявления:

Неврологическая симптоматика

Психологическая симптоматика

Речевая симптоматика

- двигательные расстройства (неловкость, слабое развитие мелкой моторики)

- трудности с овладением навыками самообслуживания, выполнением мелкомоторных операций

- нарушения памяти (особенно словесно-речевой)

- нарушение внимания

- восприятия

- ЭВС, поведения (гиперактивные / малоактивные)

- сужение объема памяти, быстрое угасание возникших следов; при зрительном подкреплении дети запоминают материл лучше

- сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, раздражительность, речевой негативизм

- интеллект страдает вторично (по мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются)


- выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речью

- все этапы становления речевых навыков происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы

- словарный запас значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины

- малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству

- абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм

- фразовая речь представлена простыми короткими предложениями (1 - 2 составными)

- грубое нарушение формирования связной речи: дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий

- при грубых формах имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.


В зависимости от поврежденной зоны выделяют афферентную и эфферентную моторную алалию.

Афферентная

Эфферентная

Поражение нижних теменных отделов левого полушария, которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией (нарушен 1 звук)

Поражение центра Брока задней третьей нижней лобной извилины и выражается в кинетической артикуляторной апраксией (нарушена серия звуков)

Ребенку потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова

Ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии



4 вопрос. Характеристика сенсорной алалии.

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи.

Физически слух у детей сохранен, часто страдают гиперакузиями ( повышенная восприимчивость к различным звукам).

На фоне слуховой агнозии собственно речевая активность у детей повышена, речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, она бессвязна, содержит большое количество персевераций, эхолалий слогов, звуковых замен, контаминаций (словесный салат).

К собственной речи дети не критичны. Для общения широко используют мимику и жесты. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности этих детей.

При грубых формах понимание речи отсутствует совсем, в более легких случаях носит ситуативных характер. Но даже если ребенку доступен смысл фразы в определённом контексте, то при изменении словоформы, перестановке слов в предложении, изменении темпа речи понимание теряется. Часто чтение с губ говорящего.

Недостаточности фонематического слуха приводит к неразлучённою слов-паронимов, невоспитанность соотнесённость слухового и произносимого слова с предметом / явлением.

Вторичные нарушения:

- нарушения личности

- поведения

- задержка интеллектуального развития

Психические особенности детей:

- трудность включения и удержания внимания

- подавленная отвлекаемость и истощаемость

- неустойчивость слухового восприятия и памяти

- импульсивности, хаотичность в поведении / инертность, замкнутость.

- неустойчивость значений слов, нечеткость произношения приводит к тому, что дети действуют по словесной инструкции неуверенно, ищут помощи и поддержки при затруднении в понимании

- при выполнении заданий и при обиходном общении ориентируются на лексическое значение и игнорируют грамматическое

- ограниченные возможности при организации ролевой игры проявляются в том, что часто игра сопровождается бессвязным проговариванием недифференцированных звуковых комплексов и неадекватно используемых слов и словосочетаний