Файл: Обусловлена масштабом функционирования государственных казенных учреждений в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.12 Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 12.08.2021).// СПС КонсультантПлюс. 2021.

1.13 Федеральный закон № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г.// Собрание законодательства РФ от 1996 г., №3, ст. 147.

2.2 Арустамян А.С. Правовые особенности сметно-бюджетного финансирования казенных учреждений: Обзорная статья. М.: Энигма, 2021. 53-56 с.

2.3 Беляков А.М. Санкционирование расходов федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации при казначейском исполнении бюджета// Экономика. 2021. №1. 89-90 с.

2.4 Болдырев В.А. О коммерческих и некоммерческих учреждениях// Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. №11. 95-99 с.

2.5 Васильева Т.В. Правовое регулирование военных вузов как субъектов образовательной деятельности: дис. канд. юрид. наук. М. 2012. 47-48 с.

2.6 Душкин А.В. Особенности имущественного статуса казенных учреждений// Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы. 2015. №10. 430-432 с.

2.9 Загребнев А.А. Правовая характеристика казенного учреждения как юридического лица// Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020. 2020. №7. 104-107 с.

2.10 Землина О. М. Учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации как участники бюджетных правоотношений : дис. канд. юрид. наук. М., 2016. 112-118 с.

2.11 Ковальчук И.С. Организационные основы финансирования оказания услуг муниципальными казенными учреждениями// Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №98. 177-180 с.

2.12 Кузнецова Т.А. Инструменты контроля за исполнением бюджета учреждения// Научный диалог. Экономика и менеджмент. 2018. №13. 19-22 с.

2.13 Маслова Е.А., Александрова О.Ю., Лебединец О.Н. Казенное учреждение как один из типов государственного или муниципального учреждения// Главврач. 2017. №4. 15-21 с.

2.14 Машкова Д.А. Роль и статус казенного учреждения как государственного (муниципального) предприятия// Молодежь в науке и творчестве. 2019. №4. 147-149 с.

2.15 Пепеляева Л.В. Бюджетные и казенные учреждения: особенности правового статуса и проблема его выбора// Вестник Российской нации. 2020. №14. 137-145 с.

2.16 Салчак А.А. Салчак Ч.Ш. Финансово-правовой статус казенных учреждений в Российской Федерации// Экономика и социум. 2022. №92. 203-206 с.

2.17 Слободенюк Д.В. Нормативно-правовой статус государственного казенного учреждения// Современная наука: проблемы и перспективы. 2019. №3. 132-136 с.

2.18 Субботкина Е.В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: дис. канд. юрид. наук. М., 2012. 132-137 с.

2.19 Терехова В.А. О статусе и налогообложении государственных казенных учреждений// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. №19. 15-17 с.



Введение
Актуальность темы исследования обусловлена масштабом функционирования государственных казенных учреждений в Российской Федерации.

Согласно статистическим данным, в России существует около 140 организаций казенного типа, 64% из них ведут свою деятельность на региональном уровне, а остальные – на федеральном. Все вместе они составляют около 10% от общего числа государственных учреждений страны[2, 10, 23].

К казенным учреждениям относятся организации в таких важных сферах как здравоохранение, военная промышленность, министерство внутренних дел, образование и наука. Именно поэтому, учитывая их значимость и влияние на население, важно изучать правовую основу деятельности казенных учреждений, законодательную базу, а также обеспечивать ее своевременную модернизацию, соответствие текущим реалиям.

Научной новизной работы является рассмотрение сущности и финансово-правового статуса казенных учреждений в разрезе нормативно-правовой и прикладной востребованности.

Объектом исследования дипломной работы выступают общественно-научные отношения в сфере функционирования казенных учреждений

Предмет исследования – практика функционирования, законодательство, регулирующее деятельность в казенных учреждениях.

Целью работы представляется определение правового статуса государственных казенных учреждений, регулирования финансового обеспечения деятельности и правового режим их имущества.

Для достижения цели в научной работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:

- рассмотрены теоретические основы правового статуса государственной казенной организации в Российской Федерации;

- определен порядок их создания и ликвидации;

- выявлен правовой статус федеральных казенных учреждений;

- исследовано государственное задание как основа их деятельности;

- изучен правовой режим источников финансирования казенных учреждений;

- проанализированы правовые особенности налогообложения казенных учреждений;

- дана характеристика правового режима их имущества;

- раскрыты особенности права оперативного управления имуществом, предоставленным государственным учреждениям;


- обозначен правовой режим средств, полученных казенными, бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности.

Методологическую и теоретическую основу дипломной работы составляют следующие методы: синтез,  логический и исторический; а теоретическую основу - Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы, иные нормативно-правовые акты, основные положения содержащиеся в публикациях отечественных ученых: Авагян Ю.А., Милета В.А., Арустамян А.С., Беляков А.М., Болдырев В.А., Васильева Т.В., Душкин А.В., Жигалов Д.В., Загребнев А.А., Землина О.М., Ковальчук И.С., Кузнецова Т.А., Маслова Е.А. и других. В процессе написания дипломной работы были рассмотрены различные информационные источники: учебники журнальные статьи, интернет-ресурсы.

Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Казенные учреждения созданы для осуществления полномочий государственной власти, их функций. Их главное отличие от вышеприведенных – финансирование в рамках сметы, утвержденной федеральным исполнительным органам власти.

2. Процедуры создания и ликвидации казенного учреждения Российской Федерации имеют свои особенности. Вначале создается проект утверждения, в котором указаны: тип и название организации; цель деятельности; наименование органа, которому она подчиняется; информация о закрепленном имуществе; максимально допустимое число сотрудников; этапы и сроки создания. Дополнительно прикладывается пояснительная записка. Как и при создании перед вынесением решения о ликвидации, учредителем составляется проект утверждения и пояснительная записка.

3. Государственная казенная организация в Российской Федерации имеет особый нормативно-правовой статус, который характеризуется: узконаправленной деятельностью; приближенностью к социальной сфере; высокой долей бюджетных средств в общем объеме финансирования; ограничением в извлечении прибыли, невозможность самостоятельно ей распоряжаться; владением имуществом на праве оперативного управления; низким уровнем правовой ответственности по возникшим обязательствам.

4. Деятельность казенных организаций напрямую связана с предоставленным им государственным заданием, поскольку на его основе создается прогноз бюджетной сметы, величина финансирования, количество заключенных контрактов, отчетная документация. Порядок создания государственного задания установлен Правительством, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или региональным, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.


5. Финансы государственных организация являются инструментом расчета в процессе ведения гражданских правоотношений, для оплаты заключенных контрактов и договоров на оказание услуг или выполнение работ, поставку товаров; служащих для поддержки функционирования учреждения. Федеральные государственные казенные учреждения вправе получать дополнительное финансирование в виде грантов от негосударственных фондов, физических и юридических лиц, в том числе и иностранных, при отсутствии условий их возврата или получения взаимовыгоды различных форм. Полученные средства должны использоваться в соответствии с основными целями деятельности организации.

6. Казенная организация имеет следующие налоговые обязательства: ведение налогового учета и своевременное предоставление налоговой отчетности; уплата следующих налогов: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога. Если налог не будет вовремя оплачен, государственный орган вправе взыскать его в судебном порядке. Однако применить внесудебный порядок взыскания задолженности к казенному учреждению налоговая организация не в праве из-за наличия у них лицевых счетов и права только оперативного управления имуществом.

7. Казенная организация представляет собой учреждение, созданное для исполнения государственных полномочий власти путем оказания услуг населению в различных сферах, оно находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Учредитель реализует следующие функции: определяет список особо ценного движимого имущества; согласовывает и утверждает распоряжение особо ценным движимым имуществом; дает разрешение на его передачу.

8. Государственные организации распоряжаются предоставленным им имуществом лишь на праве оперативного управления. Применительно ко всем типам учреждений это осуществляется посредством закрепления необходимого имущества, а также финансового обеспечения путем доведения необходимых лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сметными назначениями. В отношении иных типов учреждений предоставляются субсидии, рассчитанные исходя из показателей государственного задания.


9. Согласного правового статуса, казенная организация вправе получать некоторые доходы: средства, полученные от использования и ликвидации государственного имущества (только с разрешения его собственника); доходы от выполнения работ и услуг (если возможность их получения предусмотрена уставом учреждения и не противоречит основной цели его деятельности); денежные средства, внесенные добровольно, для реализации конкретных целей.

Структура работы состоит из следующих частей:

1) введения, в рамках которого представлены: актуальность работы, предмет и объект исследования, цель и задачи;

2) первой части, где находится определение правового статуса государственных казенных учреждений;

3) второй части, в которой рассмотрен процесс регулирования финансового обеспечения деятельности;

4) третьей части, где приведен правового режим имущества государственных казенных учреждений;

5) заключения, где подведены итоги научной работы;

6) списка использованной литературы.

Апробация результатов. Выводы и результаты работы нашли отражение в следующих публикациях автора: «Особенности правового статуса в государственной казенной организации в современной России», журнал «Актуальные проблемы права, государства и экономики»: 2021. – 159, [1] с.; «Особенности проведения государственных закупок на территориях новых субъектов России», журнал «Студенческий»: 2022. – 206, [36] с.

Глава 1 Правовой статус государственных казенных учреждений
1.1 Теоретические основы правового статуса государственной казенной организации в Российской Федерации
Начнем рассмотрение теоретических основ правового статуса с анализа деятельности государственной казенной организации в Российской Федерации, т.е. государственного управления.

Для данного термина существует несколько определений, в зависимости от масштаба, органа и его полномочий. Изучим наиболее распространенные.

Зачастую государственное управление рассматривают в масштабе его воздействия: на страну, регион, конкретное учреждение.

В самом широком смысле государственное управление рассматривается как деятельность правительства, реализация им своих полномочий.

Согласно мнению ученых: «Государственное управление – это деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства» [28].


Для интерпретации в узком смысле характерно исследование государственного управления лишь в органах исполнительной власти.

Опираясь на точку зрения Ольги Михайловны Землиной, кандидата юридических наук, доцента кафедры транспортного права в Российском университете транспорта: «Государственное управление – это деятельность специализированных органов государственной российской власти, направленной не только на обеспечение упорядоченного развития различных сфер общественной жизни. Государственное управление по данному подходом включает в себя только деятельность государственных органов исполнительной власти, у которых есть комплекс и правотворческих и организационно-распорядительных полномочий в узкой сфере по своей компетенции» [20].

Независимо от масштабов функционирования, главная цель государственного управления – это его эффективность.

Для того, чтобы добиться эффективного государственного управления, необходимы четко проработать задачи и способы их достижения, т.е. создать государственную стратегию и тактики управления учреждением, регионом или страной.

Стратегия государственного управления представляет собой план воздействия Правительства, федеральных и муниципальных органов власти, прочих государственных объединений на политическую, экономическую и социальную обстановку внутри страны в рамках своих полномочий. Главная цель стратегии – эффективное управление государством внутри страны, обеспечение стабильной и безопасной жизни граждан, установление общественного порядка, доступность качественного медицинского обслуживания, конкурентоспособного образования, высокого уровня благосостояния населения. Если вышеперечисленные признаки соблюдаются, то государственную стратегию управления можно считать эффективной.

Если рассматривать эффективность стратегии государственного управления более в мелком масштабе, на уровне конкретного учреждения, то под ней следует понимать успешную реализацию организацией своих полномочий, достижение главной цели функционирование. Эффективное государственное управление на региональном уровне представляет собой обеспечение стабильной и безопасной жизни граждан, проживающих на территории региона; соблюдение установленного общественного порядка на вверенной территории; доступность качественного медицинского обслуживания, конкурентоспособного образования, высокого уровня благосостояния местных жителей.