Файл: Экзамен алалия. Афазия 1 вопрос. Этиология и симптоматика алалии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8 вопрос. Организация и проведение логопедического обследования при алалии.

При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени.

Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.

Кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально.

Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности.

Крайне затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи может быть сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию со сходными состояниями.


Критерии

Моторная алалия

Сенсорная алалия

Восприятие речи 

Восприятие речи сохранно

Грубо нарушено

Понимание речи

Понимание речи соответствует возрасту, возможно без  опоры на зрительное восприятие артикуляции

Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего

Эхолалия

Отсутствует

Присутствует

Повторение услышанного

Затрудняются повторить слово, фразу

Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова

Коммуникация

Отмечается стремление к языковой коммуникации

Нежелание (и невозможность) вступать в общение

Мимико-жестикуляторная речь

Активное использование жестов, выразительная мимика

Отсутствие  жестов и  амимичность или невыразительность мимики

Динамика улучшения речи

Отмечается динамика в овладении  речью при ее направленном  формировании

Крайне низкий темп при направленном формировании речи




Критерии

Алалия

Детская афазия

Анамнез

Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет) 

Воздействие патологических факторов происходит  в возрасте после 3 лет

Механизм нарушения

Недоразвитие речи как системы

Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической)

Необходимость коррекционного воздействия

Необходимо целенаправленная речевая коррекция

Возможно спонтанное восстановление речи

Нарушения ЦНС

Симптомы поражения головного мозга  не ярко выражены

Симптомы локального поражения головного мозга




Критерии

Моторная алалия

Анартрия (дизартрия)

Речевая моторика

Моторный уровень речеобразования сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт

Нарушения артикуляционного компонента речи составляет суть данной патологии

Системность нарушения

Нарушается вся языковая система

Нарушается одна из подсистем - фонетическая

Механизм

Расстройства произношения звуков является следствием нарушения производства фонематических операций - выбора и комбинирования фонем.

Многие звуки, подверженные нарушениям имеют одновременно и правильное произношение.

Расстройства произношения вызваны  прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций.



Критерии сравнения

Моторная алалия

Задержка речевого развития

Темп овладения речью

Задержка темпа нормального овладения речью  сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи

Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность

Спонтанное усвоение языка

Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями

Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка

Импрессивная речь

Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова)

Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений  сходно звучащих слов

Экспрессивная речь

Нарушена программа высказывания, стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы, аграмматизм

Есть программа речевого высказывания, отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм

Анатомо-физиологические особенности

Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер

Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются

Особенности психической деятельности

Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма

Сформирована мотивация  деятельности, нет речевого негативизма





Критерии

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

Сущность нарушения

Нарушение речи в результате неусвоения структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов

Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности

Предречевое развитие

Соответствует возрасту

Задержка сроков гуления, лепета

Динамика развития речи

Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи

К 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом. По мере овладения двигательным речевым стереотипом  темп овладения речью ускоряется

Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей

Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи

Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено

Грамматический строй речи

Аграмматизм

Речь алогичная, но может быть правильной в грамматическом отношении

Невербальное мышление

Сохранно

Нарушено

Степень обучаемости

Высокая

Низкая

Критичность

Критичны, речевой негативизм

Некритичны



Критерии

Моторная алалия

Аутизм

Определение

Речевая патология

Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром

Раннее развитие речи

Речь развивается неполноценно

Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников.

При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне

Реакция на обращенную речь

Сохранная постоянная реакция на речь окружающих

Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен

Психическое развитие

Может наблюдаться ЗПР, дифицитарное развитие

Могут наблюдаться УО, искаженное развитие

Экспрессивная речь

Активно используют зачатки речи, состояние речи не зависит от окружающей обстановки

Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, стойкий аграмматизм в незнакомой обстановке

Мимико-жестовая речь

Активно используют в общении

Не использует  жесты и мимику

Эхолалия

Не отмечается

Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии

Просодика

Не нарушена

Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедлений темпа, скандированное и рифмованное  произношение, высокая тональность голоса

Общение

Стремление к  контактам (кроме случаев речевого негативизма)

Отказ от общения

Моторика

Относительно сохранная

Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки




 Критерий

Сенсорная алалия

Задержка речевого развития

Усвоение новых слов

Усваивает новые слова (то есть начинает их понимать, показывать их на картинках) очень медленно

Усваивает новые слова в 50 – 100 раз быстрее, чем ребенок с сенсорной алалией

Результат направлен-ного развития речи

Требуется планомерная и многолетняя работа с логопедом, всегда присутствует лексиго-грамматическое недоразвитие, ОНР

Достаточно просто «запуска речи» (10-20 логопедических занятий), чтобы в дальнейшем ребенок смог самостоятельно догнать своих сверстников

Эхолалия

Часто проявляется эхолалия

Отсутствует, все новые слова осмысленные



Критерий

Сенсорная алалия

Аутизм

Коммуникация

Имея потребность, не имеет возможности осуществлять вербальную коммуникацию.

Не имеет потребности в коммуникации. Отсутствует любая коммуникация

Глазной контакт

Смотрит в глаза маме, или не смотрит, потому что стесняется, понимая свою несостоятельность в общении.

Не смотрит в глаза не потому что боится или стесняется, а потому что не воспринимает человека человеком.

Эмоционально-волевая сфера

Большую часть информации получает от интонации и мимики, от эмоции с которой сказаны слова. Ребенок по лицу считывает – ругают его или хвалят. Точно так же выражает и свои эмоции: больно, обидно, не получилось – плачет. Приятно – улыбается.

Не понимают чужих эмоций, не умеют проявлять свои эмоции или проявляют их неадекватно.



Критерий

Сенсорная алалия

ИН

Понимание

Отсутствует

Интеллект

Первично сохранен,

Первично нарушен

Развитие интеллекта

При отсутствии логопедической коррекции у детей с сенсорной алалией интеллект снижается (причем достаточно сильно)

Стабильно нарушен, довести до нормы невозможно

Усвоение новых слов

Усваивает новые слова (то есть начинает их понимать, показывать их на картинках) очень медленно

Быстрее усваивают новые слова, но часто не понимают их значений, неправильно их используют

Выполнение заданий

Может правильно выполнить задание, если ему дать невербальную инструкцию

Не выполняет задание ни по словесной инструкции, ни по образцу (т. к. нарушен процесс мышления)


Глухота. Внешне выглядят очень похоже – сенсорному алалику что-то говорят, а он как будто не слышит, не реагирует на обращенную речь. Поэтому различие можно выявить только при обследовании слуха: при сенсорной алалии физический слух в норме.

Можно воспроизвести резкий звук за его ребенка, алалик даст нормальную ответную ориентировочную реакцию, глухой - нет.

если глухому ребенку надеть аппарат – он начнет реагировать на звуки, на обращение (если коррекционная работа уже начала проводиться).

Критерий

Сенсорная алалия

Тугоухость

Зависимость восприятия от увеличения громкости

Реакция на звук не зависит от его громкости. Увеличение громкости резко ухудшает понимание. Часто наблюдается гиперакузия.

Увеличение громкости улучшает восприятие звука и понимание речи.

Порог восприятия

Отсутствие четкого порога восприятия.

Стабильный устойчивый порог восприятия звуков.

Способность локализовать звук в пространстве

Отсутствует

Звуки, которые выше порога восприятия (слышимые) локализуются в пространстве.

Освоение новых слов

Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно.

Достаточно быстро осваивают новые слова

Голос

Голос нормальный, звуки и слова продуцируются с нормальными модуляциями и интонациями.

Весьма характерно своеобразие голоса и интонаций: приглушенность, хриплость, неестественные модуляции.

Дифференциация звуков

Многие дети слышат и узнают звуки, издающиеся неживыми предметами, животными, слушают музыку, но речь представляет для них бессмысленный шум.

Звуки выше порога восприятия дифференцируются.