Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы музыкального воспитания дошкольников Студент может выбрать по своему усмотрению любое задание из теоретического раздела дисциплины и также из методического раздела дисциплины..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В нотной записи метр выражается в размере ( верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра

    • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно

    • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.

    • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.

    • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.

    • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.

    • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).

  • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38 ).

  • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.

  • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.

  • Марш — 44 , пунктирный ритм.

Гармония

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

По количеству звуков: Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное. Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д. По интервальному строению: аккорды секундового строения ( кластеры) аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд ) аккорды квартового строения (квартаккорды)
— аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.


Происхождение гармонии связано с многоголосным пением, известным уже в средние века ( 6 — 8 век).

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.
Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Одноголосная фактура: любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.

Многоголосная фактура: гомофония, полифония

Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.
Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

Основные виды полифонии 

  • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция

  • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.    Основные виды фактуры:
    Формы имитационной полифонии :

  • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.

  • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.

  • Фуга — многоголосное полифоническое произведение , в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.

  • Фугетта ( ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

Штрихи

Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.

  • Legato — (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.

  • Staccato — (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.

  • Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.




КАКИЕ БЫВАЮТ ЖАНРЫ МУЗЫКИ: КЛАССИФИКАЦИЯ.
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы: инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония) вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл). Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают: обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей; массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями; концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора; театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Художественная деятельность — одно из самых загадочных проявлений человеческой активности. На первый взгляд естественными выглядят явления слушания человеком музыки, рассматривания картины, чтение поэтом сочиненных стихов. Но, в сущности, как же протекают эти процессы, как рождается произведение искусства, как возникает эмоциональный отклик на музыку или почему так неистово приветствует зритель того или иного исполнителя — в этих процессах по сегодняшний день остается много непознанного.

Загадки художественной деятельности, или процесса взаимодействия человека с произведением искусства, объяснимы самой природой искусства, о которой мы вели разговор в предыдущем параграфе. По всей видимости, если искусство — это «чуть-чуть», то и процессы, совершаемые человеком, будь то создание произведения искусства или его восприятие, — это тоже сложные, индивидуально окрашенные и трудно познаваемые процессы.

Проблема художественной деятельности активно исследуется в науке.

Философский словарь определяет художественную деятельность как «деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства».

Проблема, интересовавшая ученых на протяжении практически всего XX в., заключалась в необходимости преодолеть фрагментарность при рассмотрении различных проявлений художественной деятельности — художественного творчества, восприятия искусства, собственно произведений искусства и особенностей их функционирования. Однако вопрос взаимосвязи и взаимодействия этих процессов оставался долгое время открытым.


Схема 3. Структура музыкально-художественной деятельности



Художественная деятельность представляет собой процесс выработки, хранения и передачи некой специфической информации и состоит из трех звеньев (схема 3):

1. творчество художника, в котором необходимая информация вырабатывается, закрепляется для хранения и кодируется для передачи другим людям;

2. собственно произведение искусства, или продукт творческой деятельности, который по сути становится знаковой системой, кодирующей информацию, передаваемую художником;

3. художественное восприятие, при котором информация извлекается или декодируется, что требует понимания этого особого языка кодирования зрителем, слушателем, читателем.

Схема объясняет сущность художественной деятельности. Приведем пример.

Л. Бетховен был потрясен женской красотой, и это потрясение закодировано в нотной записи «Лунной сонаты». Вы, слушатель, раскодируете эту информацию, и пусть ваши чувства не идентичны чувствам композитора, но вряд ли вам придет в голову смеяться или пуститься в пляс при звуках этой музыки. Композитор несет вам информацию о своих переживаниях и чувствах, а вы расшифровываете ее, испытывая похожие эмоциональные состояния.

Данное строение художественной деятельности определит впоследствии подходы к организации процесса музыкального развития ребенка.

Специфика искусства как особой художественной информации заключается в том, что она:

· сообщает о значениях, смыслах, ценностях, но не об объектах мира;

· вбирает в себя и общее и особенное;

· характеризует единство рационального и эмоционального уровня (мысли и чувства).

Таблица 3. Содержание музыкально-художественной деятельности


Музыкально-художественная деятельность

Примерное содержание деятельности







Сочинение

Исполнение

Восприятие

Преобразовательная

Творчество — создание произведения искусства;

Творчество — интерпретация произведения искусства;

Творчество — понимание и эмоциональное переживание замысла композитора;




преобразование впечатлений и переживаний жизни в художественный образ;

поиски способов раскодирования художественной информации;

проживание впечатлений и переживаний;




поиски способов кодирования художественной информации;

внутреннее преобразование, самовыражение

поиски способов раскодирования художественной информации;




внутреннее преобразование, самовыражение




внутреннее преобразование, самовыражение

Познавательная

Познание жизни, обогащение чувственного опыта;

Познание жизни, обогащение чувственного опыта;

Познание жизни, обогащение чувственного опыта;




овладение композиторским мастерством;

овладение исполнительским мастерством;

музыкальная эрудиция;










овладение мастерством слушателя;




самопознание

самопознание

самопознание

Ценностно-ориентационная

Создание духовной ценности — произведения искусства;

Личностное отношение к исполняемым произведениям

Формирование системы жизненных ценностей;




ценностное осмысление жизненного опыта




приобщение к ценностям культуры;










оценка музыкального произведения

Общение

Общение с другими людьми посредством сочинения музыки

Общение с другими людьми посредством исполнения музыки

Общение с другими людьми посредством восприятия музыки