Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы музыкального воспитания дошкольников Студент может выбрать по своему усмотрению любое задание из теоретического раздела дисциплины и также из методического раздела дисциплины..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтому при диагностике способностей, необходимы какие-либо тесты, независимые от практики.

И так, Б. М. Теплов рассматривает музыкальность как систему способностей, которые развиваются на основе природных задатков, предрасположенности к музыкальной деятельности, необходимых для благополучного ее осуществления.

Отсюда можно сделать заключение, что развиваются музыкальные способности в разных видах деятельности, которые требуют их проявить у ребенка, это утверждение существовало и существует в психологии и педагогике.


Задания по методической части дисциплины:
Задание 2. Охарактеризовать инновационные процессы в системе дошкольного музыкального воспитания. Принципы ФМРГ. Координационно-тренировочный этап.

План:

1. Содержание принципов фонопедического метода развития певческого голоса.

2. Комплекс развивающих упражнений ФМРГ.

1. Три уровня голосовой активности. Формирование сложного певческого двигательного навыка на операционном уровне. Соотношение управления и регуляции. Принцип однородных действий.

2. Артикуляционная гимнастика. Интонационно-фонетические упражнения. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Тренировочные программы для грудного регистра детского голоса. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса. Дозирование упражнений. Составление тренировочного алгоритма.

Литература:

1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки [Текст] / В.В. Емельянов. -Новосибирск: Наука,1991. - 40с.

2. . Емельянов В.В., Трифонова И.А. Методическая разработка с нотным приложением для самостоятельной работы студентов по VI уровню обучения программы «Фонопедический метод развития голоса» [Текст] / В.В. Емельянов, И.А. Трифонова. - Тюмень: Тюм ГУ, 2004.-76 с.

3. В.В. Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг[Текст] / В.В. Емельянов. – СПб, 2004. – 192с.

б) дополнительная:

1. Емельянов В.В. Фонопедические упражнения для выработки и развития показателей певческого голосообразования у лиц с непрофессиональными вокальными данными [Текст] В.В. Емельянов. – Новосибирск, 1988. – 73с.

2. Емельянов В.В. Голосовые развивающие игры [Текст] / В.В. Емельянов. – СПб: 2001.- 24с.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а так же психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем. Поэтому вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей. Пение доставляет детям удовольствие, упражняет и развивает слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно – сосудистой системой.

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. Но проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения (напряженное, крикливое пение, происходящее от чрезмерного напора воздуха на голосовые связки, от исполнения высоких звуков без "прикрытия", нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. В школу из детских садов значительная часть детей приходит практически не поющими. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены. Между тем, именно в детском саду на музыкальных занятиях, в которых пение занимает 50-70% всего времени, а само обучение длится 3-4 года, дети к 7 годам могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.


Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т. к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Актуальность

Проблема постановки певческого голоса ребенка– дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.

Исследователи природы детского голоса Е. И. Алмазов, Н. А. Бернштейн, Е. В. Гурьянов, Т. Г. Егоров, Н. А. Крестовников, К. Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве.

Цель: Формирование детского голосового аппарата, певческих способностей песенных и исполнительских умений и навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать у детей певческий голос по основным показателям: широта диапазона, чистота интонирования, сила голоса, напевность звука, певческое вибрато, певческая акустика ротоглоточных полостей, дикция, дыхание.

2. Формировать представление о строении голосового аппарата и его свойствах, об эталоне певческого голоса, познакомить с академической манерой исполнения, приобщить к шедеврам мировой вокальной культуры

2. Воспитывать самостоятельность, активность в достижении конечной цели – самореализации.

О фонопедическом методе развития голоса В. Емельянова.

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.


Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» (ФМРГ) разработана педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В. В. Емельяновым.

Критериями фонопедического метода являются :

акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);

энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);

биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).

В. В. Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе мною адаптированы некоторые из них в силу возрастных возможностей голосового аппарата дошкольника

Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий

Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.

Фонопедический метод развития голоса, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий, певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Отдельные упражнения (ФМРГ) я использовала на занятиях с дошкольниками и ранее. Даже отдельные упражнения давали определённый положительный результат, поэтому возникла идея подробного изучения и использования этого метода.

Фонопедические упражнения расширяют диапазон. Значительно увеличивают силы звучания голоса у каждого ребенка, усиливают насыщенность звука, его полётность. У детей заметно улучшается вибрато, певучесть звука, Появляется Раскрепощенность певческого звучания и певческого процесса в целом.


В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затруднялись петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный процесс ротоглоточный аппарат и мышцы лица. Излишняя трудность замечена была при умении детей правильно использовать бесшумный вдох и протяжный долгий выдох. Поэтому для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса мной была разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.

Были определены три уровня развития певческого голоса :

- Высокий: ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума.

- Средний: ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип, речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.

- Низкий: Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.

Данную работу я решила начинать с детьми трехлетнего возраста. Считаю, что в этом возрасте особое внимание стоит уделять звукообразованию: детей необходимо учить петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.

Более углубленную работу в этом направлении веду на индивидуальных занятиях, который позволяют решать проблему конкретного ребёнка.

Фонопедические упражнения ЕмельяноваВ. В.

Условно индивидуальные занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Артикуляционная гимнастика.

Она состоит из 21 упражнения, Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.