Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы музыкального воспитания дошкольников Студент может выбрать по своему усмотрению любое задание из теоретического раздела дисциплины и также из методического раздела дисциплины..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существенным является положение И.П. Павлова об организме субъекта как о единой целостной системе. Это единство понимается и в смысле взаимосвязанности всех его функций, и в смысле взаимодействия с внешней средой (рефлекторная теория).
Это говорит о том, что внешние воздействия, связанные с музыкой. Вызывают реакцию не только слухового рецептора, но и всего организма в целом. По этому поводу есть отдельные высказывания И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Проведены исследования как зарубежных ученых (Патиун, Бино, Фере и др.), так и отечественных (Догель, Тарханов, Кравцов и др.) общеизвестно также, что еще в древней Греции отмечали различное влияние музыкальных ладов на переживания человека. Считали, например, что фригийский лад вызывает отвагу и храбрость, лидийский - грусть и тоску, эолийский - блаженство, дорийский - торжественность и т.д. А.С. Догель при помощи различных приборов устанавливал учащение и замедление кровообращения, изменение пульсовой волны, изменение в железах внутренней секреции, в поперечно-полосатых мышцах, которые происходили в зависимости от восприятия различных компонентов музыки - звуков разной высоты, мажорного и минорного лада, консонансов и диссонансов, нисходящего и нисходящего движения мелодии, темпа, ритма, динамики, простых и сложных гармоний и т.д. И.П. Павлов и В.М. Бехтерев показали, что это происходит в силу ответных реакций организма, его центральной нервной системы. В.М. Бехтерев подчеркивал, что установление причин и механизмов влияния музыки на организм дает знание того, как вызвать или ослабить возбужденное состояние. Ученик Бехтерева П.Н. Анохин еще в 20 - е годы прошлого столетия изучал влияние мажорного и минорного лада на состояние человека. Анохин делает вывод о том, что умелое использование мелодий, ритмов и т.д. может быть фактором, регулирующим состояние людей во время различного времяпрепровождения, в том числе и во время работы.
В работах наиболее известных педагогов-музыкантов конца 19 и начала 20 в. (А. Пузыревский, А. Маслов, А. Карасев и др.) нашли отражение идеалистические теории, с позиций которых дается объяснение процессам музыкального развития. Так, например, по мнению А. Пузыревского, народам, находящимся на низших ступенях культуры, свойственна музыка. В которой доминирует ритм как простейший элемент выразительности, громкое звучание, плясовое, маршевое начало. Подобный характер музыки примитивно влияет своей силой и подвижностью, а не своим содержанием. Такова же и реакция детей на их первых ступенях развития. «Самым маленьким детям, - пишет он, не нужно музыкального содержания: их одинаково удовлетворяет всякий музыкальный шум». Поэтому они предпочитают громкую, веселую музыку и проявляют чуткость к ритму.
Другой характерной чертой высказывания проф. Пузыревского по вопросам музыкального развития является его попытка объяснить характер влияния музыки на переживания ребенка. Он считает, что музыка способна воздействовать скорее физиологически, чем психологически: повышать или понижать деятельность сердца, кровообращения, усиливать жизнедеятельность организма так же, как это сделали бы наркотические средства, но без их вредных последствий. Смысл же эстетического влияния музыки на психику личности сводится к тому, чтобы отвлечь ее от тех трудностей, которыми полна жизнь ребенка из трудовых слоев общества. Толкование взаимодействия внешних влияний и внутреннего процесса развития решается автором с неверных методологических позиций.
В мае 1914 года В.М. Бехтерев выступает с докладом «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», ведущей идеей которого является установление определяющей роли внешних воздействий, влияние воспитания на музыкальное развитие ребенка. Эстетическое развитие «обуславливается не только прирожденными, но и приобретенными путем воспитания и жизненного опыта особенностями личности». Но правильно выдвинул вопрос об определяющей роли внешних действий, он строит их содержание в зависимости от биологических проявлений детей. По этому поводу Бехтерев пишет: «…малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие радостную эмоцию и успокоение.
Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка».
В.М. Бехтерев подошел к постановке проблемы не только с физиологических позиций. Музыкальное развитие понимается им как эстетическое, в его наиболее широком и разностороннем значении. В.М. Бехтерев рассматривает и то, что влияет на музыкальное развитие и те процессы, которые происходят при этом. Автор говорит об отборе музыки, о последовательности ее усложнения, о музыкальных инструментах, на которых лучше исполнять музыку для детей (цимбалы, органчики, аристон, граммофон, фортепиано), о музыкальных игрушках.
Наиболее актуальной остается характеристика процессов музыкального переживания ребенка. Прежде всего подчеркивается его многосоставность: развитие музыкального слуха, формирование эстетических чувств, вкуса - все это входит в понятие «музыкальность».
В.М. Бехтерев стремился к объективности изучения музыкального переживания ребенка, что выгодно отличало его характеристику от рассуждений умозрительных или основанных на эмпирическом опыте. Метода его исследования сводилась к двум типам: 1) наблюдения за непосредственными реакциями ребенка на музыку различного характера; 2) применение приборов для измерения дыхательных и сердечно-сосудистых реакций ребенка.
В целом работы В.М. Бехтерева играют значительную роль в решении проблемы музыкального развития.
Формирование музыкальных способностей – одна из главных целей художественно-эстетического, музыкального воспитания дошкольников. Существенным для педагогической науки является аспект о сущности музыкальных способностей : воспитываются ли они вследствие влияния окружающей обстановки или представляют собой врожденные свойства человека, передающиеся по наследству.
Вторым существенным теоретическим аспктом в проблеме, от которого главным образом зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания взглядов на музыкальные способности : музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что берут за основу содержание этих дефиниций, в большинстве своем и зависят пути педагогических действий [4, С. 125].
В данное время в изучении теоретических, в том числе, и практических вопросов к проблеме воспитания музыкальных качеств существуют разнообразные подходы.
Б. М. Теплов в своих трудах сделал полный, исчерпывающий анализ проблемы воспитания музыкальных способностей. Он сопоставлял точки зрения в психологии, и раскрыл свой взгляд по данному вопросу. Анализируя аспекты об установлении понятий «музыкальность» и о сущности музыкальных способностей, Б. М. Теплов противопоставляет несколько линий-направлений в психологии : гештальтпсихологию (Г. Ревеша) и психологию элементов (берущую основу в трудах С. Сишора).
Несмотря на схожесть различных позиций исследователей, Б. М. Теплов определяет общие элементы во многих основных тезисах, высказанных им.
Г. Ревеш не включает в понятие музыкальность некоторые музыкальные способности, а находит их как единое, целостное свойство, присущее человеку от природы. Для того, чтобы установить, музыкален ли ребенок, Г. Ревеш предложил использовать ряд проверок, проб-тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно подтверждают ее наличие. Психолого-педагогическим заключением, вытекающим из точки зрения Г. Ревеша, рассматривающего врожденность музыкальности, является его точка зрения о том, что развить музыкальность можно только у детей, у которых она имеется от природы, и, следовательно, лишь люди, располагающие ею, способны учить музыку. Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по мнению Ревашу, много) не могут воспитать ее в себе. С. Сишор по сравнению с Г. Ревешом анализирует музыкальность как общность ряда способностей. Присутствие их у людей определяется с помощью изучения – тестирования.
Пробы-тесты, разработанные С. Сишором для выявления музыкальных способностей, названы элементами, т. е. с его позиции, автономными от практики упражнениями, соответствующие возрасту и т. д. Изучаемые качества ребенка признаются, таким образом, врожденными, данными от природы, а не приобретенными.
С. Сишор предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных измерений. На основании изучения у человека способности определять небольшие отклонения в изменении высоты, интенсивности звуков и т. д. распознается и целесообразность упражнений детей в развитии музыкальных способностей.
Определяя врожденность музыкальности, С. Сишор сталкивается в своих конечных умозаключениях с Г. Ревешем.
Б. М. Теплов опровергает вывод С. Сишора, что способность слышать небольшие изменения единиц высоты, не может быть развита у человека. Он приводит факты, свидетельствующие о том, что в результате использования легких заданий звуковысотная чувствительность развивается стремительно. Кроме того, она заметно улучшается с возрастом, в результате музыкальные способности развиваются. Эти факты доказывают, что разработка специальных заданий, выстроенных на диагностической основе не развивают способности, не могут быть объективными.
Ярко высказал свою позицию Б. М. Теплов в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Базируясь на труды И. П. Павлова, выдающегося физиолога, он определил врожденными свойствами нервной системы человека, но рассматривал их только как приобретенные, а не как только наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Б. М. Теплов отделяет от психических свойств человека врожденные свойства нервной системы. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, как он подчеркивает [13, C.22].
Способности Б. М. Теплов определяет как индивидуально-психологические способности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какой-либо одной деятельности или многих видов деятельности. Они могут объяснить легкость и быстроту их приобретения, но не сводятся к наличию навыков, умений или знаний.
Музыкальные способности, которые важны для удачного развития музыкальной деятельности человека, объединяют в понятие музыкальность.
Музыкальность, как рассматривает Б. М. Теплов, это комплекс способностей, для которых важна организация музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, либо связанной с любыми видами музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах) [11, с. 23].
Кроме музыкальности, объединяющей в себя систему специальных способностей, Б. М. Теплов определяет у человека наличие общих способностей, просматривающихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Понятие «музыкальная одаренность» образует более широкое по сравнению с музыкальностью качественное сочетание общих и специальных способностей.
Б. М. Теплов определил, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств, другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности : «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей» – пишет Б. М. Теплов [13, C.23].
Проблема музыкальности, – подчеркивает Б. М. Теплов – это проблема, прежде всего качественная, а не количественная.
Отдельная музыкальность есть у всякого человека. Важнее всего, что должно заинтересовать педагога, это вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития, а не аспект о том, насколько музыкален тот или иной ученик.
Таким образом, Б. М. Теплов признает некоторые особенности природными, задатками. Результатом развития всегда являются сами же способности. Способность есть понятие динамичное, по своему существу. Она существует только в движении, только в развитии – отмечал в своих трудах Б. М. Теплов.
Способности развиваются в процессе воспитания и обучения, и не зависят от природных задатков.
Б. М. Теплов против идеи развития умения различать небольшие единицы высоты звуков, как показателя музыкальности человека. Экспериментальные данные Б. М. Теплова свидетельствуют, что у половины изученных им дошкольников с выдающимися музыкальными способностями, очень низкий порог определения незначительных элементов высоты звуков, что доказывает диагностику С. Сишора, по «нормам» которой эти дошкольники не должны обучаться музыке [11, C.22].
Важным выводом, сделанным Б. М. Тепловым, является признание развития воспитываемых способностей. «Не в том дело, - пишет ученый, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [4,C. 57].