Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы музыкального воспитания дошкольников Студент может выбрать по своему усмотрению любое задание из теоретического раздела дисциплины и также из методического раздела дисциплины..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности искусства, или художественной информации, определяют и феномен художественной деятельности, которая занимает особое место в системе видов человеческой деятельности. Нам чрезвычайно близка позиция М. С. Кагана, который рассматривает художественную деятельность как органическое слияние, целостность четырех основных форм человеческой активности (см. табл. 3):

1. преобразовательной, когда активность, человека направлена на объект с целью его изменения;

2. познавательной, когда активность направлена на объект с целью получения сведений о нем;

3. ценностно-ориентационной, когда активность направлена на объект с целью определения его ценностной значимости;

4. общения — в случае взаимодействия двух и более субъектов.

При этом в художественной деятельности происходит не просто их взаимодействие, а именно слияние и перерастание в новое качество — художественный образ. «В искусстве и познание, и оценка, и преобразование действительности, и коммуникативно-знаковый момент становятся одним и тем же — Гамлетом, Онегиным, Жаном Кристофом».

Как вы считаете, будет ли полноценной художественная деятельность в случае исчезновения одного из трех звеньев (сочинение, исполнение, восприятие)? Может ли жить произведение искусства без зрителя или слушателя?

Музыкально-художественная деятельность — это создание, исполнение, восприятие музыкальных произведений. Рассмотрим подробнее каждое звено музыкально-художественной деятельности.

Творчество композитора. Творческий акт создания нового произведения искусства является исходным проявлением художественной деятельности.

Как же сочиняется музыка? Можно ли исследовать всегда индивидуально протекающий творческий процесс?

Если вы проанализируете имеющийся у вас опыт, то обнаружите, что с феноменом творчества вы сталкивались уже неоднократно. Вы могли изучать педагогическое творчество, особенности развития креативных способностей ребенка. Как вы думаете, существуют ли общие закономерности творческого акта?

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Рассматривать творческие процессы в музыке или творчество композитора можно в двух аспектах — личностном и процессуальном.

Личностный аспект творчества композитора. Вы понимаете, что фиксация процесса творчества практически невозможна. О том, как создаются произведения искусства, мы можем судить в основном ретроспективно: по дневникам художников, композиторов, по воспоминаниям современников.


Очень условно и обобщенно можно определить следующие необходимые для сочинения музыки факторы:

· личность художника, который обладает необходимым потенциалом знаний о мире и самопознания, системой ценностных ориентации, жизненных целей и убеждений, определенным уровнем художественных потребностей, системой умений;

· способность человека к переработке всей получаемой информации о мире и о себе в художественную. Такую способность называют художественной одаренностью, талантом;

· мастерство художника, которое способствует реализации потребности таланта в художественном творчестве и заключается в умении художника практически решать собственные замыслы.

Прикоснуться к таинству возникновения музыки и искусства в целом.

Особое значение в творческом акте отводится замыслу. Как показывают наблюдения за трудом многих выдающихся художников, зарождение, вынашивание и формирование замысла, как правило, является результатом длительной и продуманной работы. Замысел — первая форма существования произведения. Последующие этапы творческого акта направлены на то, чтобы внутренний образ перевести в реальный план.

Конечно, в процессе создания произведения возможно изменение замысла, но даже и в этом случае идея оказывает существенное влияние на практическое воплощение. Замысел, в котором изначально присутствует образное единство содержания и формы произведения определяет особенности протекания 2-го и 3-го этапов, заключающихся в материализации замысла.

Несомненно, что представленная структура творческого акта весьма условна, в силу индивидуальности протекания каждого процесса создания нового. Помимо этого, сам процесс творчества теснейшим образом связан с личностью художника, его способностями, возможностями, деятельностью.

Конечно, никакой научный анализ не может отразить всю глубину таланта и труда, из которых рождается музыка.

Попробуйте, а у вас получится отражение жизненных впечатлений в образах, художественное кодирование собственных переживаний?

Исполнение музыки. В системе художественное творчество — художественное произведение — художественное восприятие произведение занимает центральное место и выполняет функцию передатчика замысла художника. В некоторых видах искусства (музыка, драма, танец) произведение может существовать только благодаря исполнителю, который стремится максимально раскрыть его содержание. Исполнительство, наряду с творчеством и восприятием, можно считать своеобразным видом художественно-творческой деятельности. Исполнительскому творчеству присущи те же компоненты, что и сочинительскому, так как существование произведения искусства возможно лишь при творческой индивидуальной интерпретации сочинения.


Музыкально-художественное восприятие. Процесс восприятия произведения искусства заключается в активном постижении образов, и без него невозможен сам акт искусства и собственно художественная деятельность. Характерная особенность художественного восприятия состоит в том, что восприятие искусства это не одномоментный процесс воздействия объекта на органы чувств, а деятельность, связанная с осознанием, формированием художественного образа. Л. С. Выготский определял художественное восприятие как комплексную деятельность сознания, сочетания чувства, воображения, мышления и представлений. Б. М. Теплов важнейшее значение придавал художественным эмоциям, поскольку, полагал он, «внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки. Восприятие музыки идет через эмоцию, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир».

Непосредственный акт восприятия произведения искусства будет зависеть от того, насколько человек подготовлен к нему, каков уровень его художественной эрудиции, насколько развита его эмоциональная сфера и, наконец, каким образом соотносятся его личностные качества и особенности воспринимаемого произведения. Это соотношение находит выражение в формировании у воспринимающего эстетической оценки, отношения к сочинению. Проявляющаяся личностная активность определяет творческий характер художественного восприятия, уровень которого будет зависеть от степени подготовленности воспринимающего и определяться его одаренностью.

Музыкально-художественная деятельность — это творчество. Наиболее яркой сущностной особенностью художественной деятельности является творчество как необходимое условие ее осуществления. Без творчества невозможно создавать, исполнять и воспринимать произведение искусства.

Устойчиво бытует мнение, что музыкально образованным можно назвать человека, получившего специальное музыкальное образование, иначе говоря, умеющего играть на каком-либо музыкальном инструменте. А если человек любит музыку, умеет ее слушать, с детства целенаправленно накапливает музыкальный опыт, можно ли его назвать музыкантом?

В музыкально-художественной деятельности человек особенно свободен в своих творческих проявлениях. Музыка — самое вариативное из искусств. Поэтому каждое исполнение или восприятие музыкального произведения — это всегда уникальный, единичный творческий акт.


В соответствии с критериями творческого процесса можно оценить любое звено музыкально-художественной деятельности. Назовем их:

· новизна результата, продукта деятельности;

· новизна процесса, с помощью которого получен продукт (новый метод, прием, способ действия);

· преодоление логического разрыва на пути от условий задачи к ее решению. Процесс можно назвать творческим только в том случае, если его нельзя получить в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. Преодоление логического разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции;

· способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

· ярко выраженное эмоциональное переживание, предшествующее моменту нахождения решения;

· устойчивая, длительная или кратковременная, но очень сильная мотивация.

Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на содержание основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные способности и одаренность.

Например, некоторые музыкальные способности принято обозначать в терминах, связанных с названиями сторон и элементов музыкального языка (звуковысотный, тембровый слух, ладовое чувство, гармонический и мелодический слух и т. п.). Иногда их также обозначают в терминах психических процессов и явлений (слуховые способности, мнемические, двигательные, аффективные и т. п.). В разных странах исследователи, педагоги-музыканты называют среди музыкальных способностей разные свойства слуха и различные психические функции. Например, Н. А. Римский-Корсаков относил к музыкальным способностям ритмический и гармонический слух, слух лада и слух строя, архитектонический слух, чувство темпа и чувство размера, чувство тональности и т. п. Б. М. Теплов отмечал ладовое чувство, способность к слуховому представлению, чувство ритма. Американский психолог К. Сишор полагал, что в основе любых музыкальных способностей лежит способность человека различать звуки по высоте, тембру, громкости и длительности: от чувствительности слуха к высоте и тембру зависит восприятие мелодии и гармонии, а также всех возможных вариаций музыкальной высоты. Не менее важным Сишор считал музыкальное воображение, которое может быть развито в процессе обучения, хорошую музыкальную память и "музыкальное чувство" (т. е. единство музыкальности и творческих способностей). Последнее включает в себя не только эстетический опыт, но и "творческое чувство", каким оно существует у композитора. Немецкий психолог Г. Ревеш включал в состав музыкальных способностей относительный слух, ощущение аккорда (воспроизведение
аккорда в основном положении и с обращениями, ощущение степени консонантности созвучия и ощущение тональности, способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий, творческую фантазию. И это только некоторые примеры расхождений во взглядах на музыкальные способности. К тому же в разных языках существуют свои термины для описания музыкальных способностей и свойств личности, которые невозможно перевести однозначно на другие языки (например, ладовое чувство, или tonal memory).

Можно даже сказать, что структур музыкальных способностей существует столько, сколько музыкально одаренных или просто любящих музыку людей.

Известный специалист в области фортепианной педагогики Л. А. Баренбойм утверждает, что основные способности - звуковысотный слух и ритм. Звуковысотный слух - широкое понятие, включающее мелодический, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух - это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Он проявляется у детей очень рано. Гармонический и полифонический слух развивается значительно позже. Помимо этого, существует абсолютный, а также относительный слух, который имеет особое значение и поддается развитию почти безгранично. В состав музыкальности входит и внутренний слух. Если в узком смысле слова он понимается как способность представить себе ритмическую или мелодическую сторону произведения, то в широком смысле - это способность внутренне слышать все произведение.

Б. М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности :

• Способность эмоционального переживания и различения ладовых функций - ладовое чувство.

• Способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения (основой и внутреннего слуха).

• Способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения - ритмическое чувство.
В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и развиваются его способности на основе природных задатков; формируются интересы, склонности к музыке; возникает эмоциональная отзывчивость, стремление к активной творческой деятельности, оценочное отношение к музыкальным произведениям.