Файл: Список литературы введение актуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ

2. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

3. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ВЗРОСЛЫХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Нарушения речи у взрослых – это уже установленные нарушения речи у взрослых, вызванные различными заболеваниями. Причинами речевых нарушений у взрослых могут быть: инсульт, динамические нарушения кровообращения, черепно-мозговая травма, опухоли, вяло протекающие нервно-психические заболевания, характеризующиеся слабоумием.

Однако дефекты речи могут формироваться и позднее в результате физического и умственного переутомления, длительных вокальных нагрузок, различных заболеваний и физических травм.

Как правило, у людей редко бывают идеальные голосовые данные, не требующие коррекции. Причины отклонений от нормы бывают органическими и функциональными. К органическим относят тяжелые анатомо-физиологические нарушения речевого аппарата. Это несовершенство строения языка (укороченная подъязычная связка, массивный язык и др.), недостатки зубочелюстной системы (открытый передний или боковой прикус, слишком выдвинутая вперед верхняя или нижняя челюсть, строение небной занавески и др.) . Функциональные причины характеризуются нормальной физиологической структурой речевых механизмов и могут проявляться в нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Тяжелые формы функциональных нарушений речи так же трудно поддаются коррекции, как и органические.

Нарушения произносительной стороны речи разнообразны. Вы можете разделить их на группы в зависимости от связи, от которой вы страдаете. Это дефекты: звукопроизношения (дислалия, дизартрия), голоса (дисфония), темпо-ритмической стороны речи (быстрый темп - тахилалия, медленный темп - брадилалия, заикание) [7,С. 18]. Эти расстройства могут встречаться изолированно и в различных сочетаниях.

По статистике количество речевых нарушений имеет тенденцию к увеличению. Например, в 1990-е годы число заикающихся в стране превысило 5 миллионов человек.

Речевые нарушения в нейрореабилитационной клинике могут быть связаны не только с афазией, но и с псевдоафазией, возникающей при поражении подкорковых отделов доминантного полушария без непосредственного поражения коры головного мозга. В отечественной литературе это называется «подкорковая афазия». Характерен смешанный характер речевых расстройств (сенсорно-моторные нарушения и быстрый темп восстановления).


Нарушение устной и письменной речи часто встречается у больных с инсультом. Эти два понятия не являются синонимами, так как чтение и письмо являются одинаково важными функциями речи.

С 40-х годов 20 века в связи с появлением новой науки - нейропсихологии возникла новая концепция афазии. Основоположник этого направления А.Р. Лурия впервые перешел от простого описания афазии, характерного для классической неврологии XIX века, к его анализу и квалификации дефекта.

У взрослых можно говорить о самокоррекции. Без самостоятельной работы, без проявления личной заинтересованности, активности и инициативы самих студентов невозможно добиться высоких результатов.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что все больше внимания следует уделять коррекции речи, что и определяет актуальность данной курсовой работы.

Цель работы. Изучить особенности речевых нарушений у взрослых.

Задачи работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие речевого нарушения;

выявить основные причины речевых нарушений;

дать краткий обзор основных речевых нарушений у взрослых и определить направления их коррекции;

изучить приемы диагностики периферических нарушений речи у взрослых.

Предметом исследования в данной курсовой работе выступает нарушения речи.

Объектом - причины возникновения речевых нарушений у взрослых.

Степень разработанности темы. Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушении у взрослых, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, и здесь много нерешенного. При написании этой работы использовались исследования Большаковой С.Е., Краузе Е.Н., Поляковой М.А. и др.

Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка используемой литературы.


1. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ
Функциональные системы, обеспечивающие речь, представляют собой сложный и многоступенчатый механизм, включающий деятельность многих структур и проводящих путей центральной нервной системы, слухового, зрительного и моторно-кинестетического анализаторов, мышц речевого аппарата. Для нормальной речи необходима согласованная работа всего головного мозга и особенно речевых корковых областей, расположенных в доминантном полушарии (у правшей в левом).



Выделяют два типа речи. Экспрессивная (моторная) устная речь может выражаться в форме диалога (чаще всего) и монолога. Устная речь, в отличие от точной и подробной письменной речи, характеризуется сокращениями, важная роль в ней принадлежит интонации, мимике и жестам. Импрессивная (сенсорная) речь имеет функцию понимания значения слов и предложений. В осуществлении выразительной речи важное значение имеет нормальное функционирование нижнелобных отделов доминантного полушария, где формируется двигательная программа речевого выражения. В норме процесс речи происходит при тесном взаимодействии височных и лобных отделов доминантного полушария, а также их взаимосвязи через мозолистое тело с корковыми структурами субдоминантного полушария (у правшей) и нижележащими мозговыми образованиями с помощью лимбико-ретикулярного комплекса. Последняя является важнейшей интегрирующей системой в организме. Эта система имеет важное значение в формировании мотивации вербального высказывания, без которой не может быть речевого общения.

Речевые расстройства — это коммуникативные расстройства, связанные со структурными (тяжелые нарушения) или функциональными (легкие нарушения) дефектами [8, C.48]. Такие нарушения могут формироваться при анатомическом недоразвитии органов уха, горла, носа и рта, ухудшении голоса и речи после какого-либо заболевания. В понятие «нарушения речи» входят также различные отклонения от принятой в данной языковой среде нормы, полностью или частично препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации человека.

Так уж сложилось, что проблемами голоса и речи занимаются как врачи (невролог, психиатр, ЛОР, нейрохирург, стоматолог), так и педагоги (логопеды, психологи, дефектологи, нейропсихологи, олигофренопедагоги). В связи с этим на практике используются две классификации.

Речь и спонтанное производство речи являются основными функциями, необходимыми как для социального общения, так и для интеллектуальной жизни. Потеря речи из-за повреждения головного мозга превышает тяжесть слепоты, глухоты и паралича.

Понятие произношения и речи — сложная и малоизученная деятельность головного мозга. Эти термины не являются синонимами.

Под речью в строгом смысле слова понимается использование в общении приобретенных голосовых, мануальных, слуховых и зрительных навыков. Эти навыки включают умение произносить слова, различать акцент, интонацию и мелодию; воспроизводить письменные знаки с определенной пространственной ориентацией, улавливать речь на слух и распределять ее относительно говорящего, зрительно распознавать рукописный или печатный текст, зрительно-поисковые признаки при просмотре текста, а также другие менее специфические признаки [4, с. 38]. Отсутствие таких способностей затрудняет общение независимо от других речевых нарушений; при сохранении этих навыков удовлетворяются только основные коммуникативные потребности, это напоминает разговор двух людей на разных языках.


Для осуществления моторной устной речи коркового управления движениями речевых мышц используют нисходящие корково-бульбарные пути, а также восприятие и анализ афферентных двигательных импульсов, возникающих при сокращении мышц речевого аппарата в процессе. речевой деятельности, необходимо. На основе этого анализа выполненное действие сравнивается с изначально заданным расписанием. В случае несоответствия данных программ ц.н.с. посылаются дополнительные нервные импульсы (коррекции), координирующие работу двигательного механизма речи. Так формируются речевые праксисы - целенаправленные автоматические речевые движения, составляющие основу моторной стороны речи.

При поражении центрального звена речедвигательного анализатора (речевых зон коры) в период формирования устной речи полностью или частично утрачивается способность пользоваться собственной речью. При недоразвитии или поражении тех же отделов коры головного мозга в раннем периоде развития возникает системное недоразвитие алалиевой речи [15, с. 21]. При поражении левой лобной доли (у правшей) развивается моторная алалия - нарушение формирования устной речи при понимании; при поражении левой височной доли (у правшей) сенсорная алалия представляет собой нарушение понимания речи при сохранении ее элементарного слухового восприятия.

При очаговом поражении коры доминантного полушария головного мозга могут развиваться аграфия, нарушение письменной речи, способность правильно писать по смыслу и форме при отсутствии нарушений двигательной функции руки и интеллекта. Аграфия часто сочетается с афазией. У детей с алалией отмечается специфическое затруднение в формировании письменной речи, дисграфия. Аграфия часто сочетается с алексией с нарушением чтения или трудностями чтения у детей с дислексией развития. У взрослых алексия часто сочетается с сенсорной афазией.

Наиболее тяжелые речевые расстройства наблюдаются при генерализованных поражениях головного мозга с вовлечением в патологический процесс коры и отделов подкоркового ствола. В генезе речевых нарушений при ДЦП, наряду с поражением отдельных структур головного мозга, вторичным недоразвитием или последующим формированием тех отделов ЦНС, которые наиболее интенсивно развиваются после рождения, лобная премоторная кора и теменно-височные отделы головного мозга , имеет большое значение. Известно, что решающую роль в функциональной организации этих отделов играют афферентные импульсы от речевых и скелетных мышц, зрительно-слуховые и слухо-зрительно-моторно-кинестетические связи. Комплексное восприятие сенсорных сигналов, их обработка, обобщение и формирование понятий возможны только при совместной деятельности левого и правого полушарий. Поэтому при очаговых поражениях головного мозга наблюдаются замедление темпов созревания, рассогласование в деятельности полушарий, различные нарушения речеобразования.


В значительной степени нарушения речи обусловлены малой занятостью больных детей практической деятельностью, относительно небольшим жизненным опытом и общением с весьма ограниченным кругом лиц. В наиболее важные для развития речи периоды жизни ребенок с ДЦП находится в различных лечебных учреждениях. Если не уделять должного внимания педагогической работе, речевое развитие ребенка отстает от нормы. Это отрицательно сказывается на развитии речи и реактивных состояниях, которые иногда возникают у больных детей в связи с изменением их привычного образа жизни.

Существенные ошибки, которые иногда допускают родители в процессе обучения, отрицательно сказываются на развитии речи. Если родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое для него сделать, препятствуют всем его желаниям или исполняют их в ответ на жест и взгляд, потребность в деятельности, в частности в речи, угасает. В таких случаях ребенок лишен важного для него речевого общения, что является необходимым условием развития речи. Все эти факторы в сочетании с двигательной патологией, ограничивающей способность к движению, определяют особенности нарушений развития речи и предречевого развития у детей с детским церебральным параличом. Жизненный опыт ребенка с ДЦП крайне беден, а предметы и явления окружающей действительности настолько разнообразны, что без помощи взрослого и специальной подготовки он не может понять, что воспринимают его органы чувств. Словесное обозначение окружающих предметов фиксируется с трудом из-за слабости ощущения «двигательного образа слова» органами артикуляции. Из-за глазодвигательных нарушений, слабости ощупывающих движений рук, а также АПП-рефлекса затруднена одновременная работа зрения и осязания, не формируются ассоциативные связи между зрительным и моторно-кинестетическим анализаторами [15, С.66]. В связи с этим, а также с нарушением манипулятивной деятельности и слабостью кинестетических ощущений уже с первых лет жизни наблюдается аномальное развитие процесса сенсорного познания окружающей действительности. Фонетические и фонематические нарушения, замедляющие общий темп речевого развития ребенка, усиливают специфические трудности в выработке у него целостного представления о предмете, что способствует недоразвитию лексико-семантической системы языка.

Речь в широком смысле слова (язык) имеет более широкое значение, она предполагает выбор и расположение отдельных слов по правилам, позволяющим человеку с помощью речевых модальностей переходить от одного способа говорения к другому и выражать то мало- известный вид мозговой деятельности, называемый мышлением. Нарушение речи при поражении головного мозга, которое обычно сочетается со снижением способности к вербальному общению, называют афазией или, точнее, дисфазией [9].