Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наконец, наиболее сложным видом речевой работы при заикании является тренировка речи в различных ситуациях. Как правило, существует определенное количество ситуаций, сложных для заикающихся в речевом и психологическом плане. Предлагаем поразмышлять над их поведением и речью, отрепетировать и разыграть следующие сюжеты:
интервью: ответы на вопросы, которые часто вызывают заикание;
телефонный разговор: звонок-уведомление, сообщение, предупреждение, приглашение, угроза и т. д.;
разговоры в магазине, в институте, в кафе, на улице, в транспорте;
ситуации на работе – взять отпуск наедине с назойливым начальником летом; спор с непосвященным, с неспециалистом, который не хочет вас понимать;
попросить билет на самолет, когда билетов нет;
познакомиться с девушкой;
убедить собеседника;
остановить кричащего на вас человека, используя не громкость и силу голоса, а приобретенные навыки;
объяснить, как пройти куда-либо на шумной улице или при плохом слухе [3, с.98]
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата («иннервация» — снабжение нервной энергией) [13, с. 84].
Такое нарушение возникает вследствие пареза (неполного паралича) органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, дыхательных мышц. Дизартрия может проявляться после инсульта, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции.
Основным дефектом дизартрии является нарушение звукопроизношения. Для образования звуков необходимы тонкие и согласованные движения органов артикуляции. Когда это невозможно, речь становится невнятной, замедленной, а звуки искажаются.
Экспрессия тоже страдает. Это проявляется в монотонности интонации, монотонности, некоторой «сканированности» речи.
Из-за пареза голосовых связок голос теряет силу и гибкость.
Мягкое небо ослаблено или чрезмерно напряжено, речь приобретает гнусавый оттенок.
Вследствие пареза мышц диафрагмы, бронхов, легких речевое дыхание осуществляется неправильно. Много воздуха во время речи уходит «напрасно», его не хватает до конца фразы.
При дизартрии могут также появляться нарушения темпа и ритма речи (патологическое ускорение, «спотыкания», «рваная» речь с неожиданными криками и др.).
Перечисленные нарушения сферы произношения могут сопровождаться невербальными симптомами: повышенным слюноотделением, поперхиванием при приеме пищи, бурным смехом или плачем.
Эти расстройства проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы: от легкой «расплывчатости» до полной невозможности говорить. В каждом случае необходим осмотр невропатолога и логопеда для определения вида дизартрии и, соответственно, характера речевых нарушений.
Работу по преодолению этих нарушений необходимо проводить под наблюдением логопеда. Каждый сеанс обычно начинается с массажа. Как показывает практика, его использование сокращает время на речевую работу в несколько раз. Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы в тканях, нормализует тонус мышц, координирует движения, благотворно влияет на нервную систему.
Эти расстройства известны как «дислалия».
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата [13, с. 85]. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространены избирательные нарушения ее звукового оформления при нормальном функционировании всех других произносительных операций.
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: их искаженном (аномальном) произношении, замене одних звуков другими, в их пропусках.
Основной задачей логопедического воздействия на дислалию является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для их правильного воспроизведения надо уметь распознавать звуки речи, а не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим характеристикам); отличать нормализованное произношение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль над собственным произношением и оценивать качество звуков, воспроизводимых в собственной речи; принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормализованный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные модели звуков в соответствии с их сочетаемостью с другими звуками в речевом потоке; безошибочное использование звука во всех видах речи.
Как правило, дизартрия не является следствием патологических изменений корковых центров. Больные дизартрией способны понимать то, что слышат, читают и пишут, хотя не могут артикулировать ни одного слова.
Спастическая и ригидная дизартрия встречаются чаще, чем яаретичная дизартрия. Патологические процессы, вовлекающие кортико-бульбарный тракт, обычно обусловленные сосудистой патологией или повреждением мотонейрона, одновременно или постепенно приводят к псевдобульбарному параличу. У больного, ранее перенесшего малый инсульт с односторонним поражением хориобульбарных волокон, нарушения речи и глотания могут не развиться, так как все мышцы, иннервируемые ядрами продолговатого мозга, по-видимому, присутствуют в коре головного мозга с обеих сторон. Если инсульт происходит с вовлечением оставшихся кортико-бульбарных путей и, возможно, кортикоспинальных путей на уровне моста, среднего мозга или внутренней капсулы, у пациента развивается анартрия или дизартрия и дисфагия. Кроме того, часто развивается двусторонняя слабость мимических мышц. В отличие от бульбарного паралича периферических двигательных нейронов, это состояние не вызывает атрофии или фасцикуляций в парализованных мышцах; восстанавливаются челюстные и другие мимические рефлексы; рефлексы мягкого неба сохранены; отмечают плохой контроль над эмоциями (патологический смех и плач); периодически возникает периодическое дыхание (Чейна-Стокса) [6, C.98]. При поражении только лобной покрышки речевое расстройство может характеризоваться изолированной дизартрией, обычно без изменений в эмоциональной сфере. Вначале могут отмечаться
тотальная анартрия и осиплость голоса, но если состояние больного начинает улучшаться или поражения не столь обширны, речь становится замедленной, хриплой и неразборчивой, напоминая неполный бульбарный паралич.
Афазия — это состояние, при котором в первую очередь наблюдается потеря продуктивной речи и/или понимание перевернутой речи. Возникает в результате приобретенного поражения головного мозга. Чаще возникает менее серьезное расстройство, называемое дисфазией.
Большинство поражений, приводящих к афазии, поражают область, окружающую борозду Сильвио (лобную, височную и теменную) доминантного полушария, то есть левую сторону у правшей. Локализация поражения может быть установлена с помощью компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) методов исследования [4, с. 119]. Поражения поверхностного серого вещества головного мозга вызывают более выраженный неврологический дефицит, чем поражения белого вещества: опухоли, расположенные преимущественно в белом веществе, часто достигают значительных размеров до появления речевых нарушений. Инфаркты или травматические повреждения, при которых очаг поражения составляет 1 см и более в диаметре, приводят к временному неврологическому дефициту речи, который в течение от нескольких недель до месяцев спадает до функционально незначимого состояния.
Сочетание нарушений - способности говорить и понимать речь - в меньшей степени связано с поражением тех или иных образований. По морфологическим признакам речевые расстройства можно разделить на две большие группы. Обширные поражения передних отделов, включая большую часть лобной покрышки (область ниже островка) и собственно островок, приводят к аграмматизму, характеризующемуся редукцией структуры предложения, отсутствием большинства односложных слов и сохранностью слов выполняющие преимущественно предикативную, восклицательную и субстантивную функции [4, с. 116]. Больной может говорить только «привет», «нет», «привет» или использовать простые существительные, такие как мяч, топ, ключ. При обширном поражении образований, лежащих позади Сильвиевой борозды, возникает почти обратная симптоматика со спутанностью простых речевых элементов или их заменой, при которой выражаемое лишь приблизительно напоминает желаемое (парафазия). Эти ошибки могут включать неправильное произношение (буквальные парафазии) или неправильный выбор слов (глагольные парафазии). Вербальные парафазии могут проявляться заменой нужного слова сходными по звучанию или сходными по звучанию словами (формальные вербальные парафазии), например, «шток» (шток-ствол) вместо «стоп» (стоп), или сходством значения ( семантические словесные парафазии), например, «ленто» (медленно-медленно) вместо «стоп» (стоп-задержка). В обоих случаях наблюдается нарушение понимания устной и письменной речи.
Поражения, расположенные на значительном расстоянии от борозды Сильвио, не вызывают таких нарушений или приводят к вторичным нарушениям речи. Примером последнего является поражение передних лобных долей, особенно средней доли и глазничного отдела, при котором ухудшаются все виды двигательной активности и обычно наблюдается потеря внимания и рецептивности (аволиция), что напоминает состояние акинетического мутизма. Речь сжата, с длительными паузами между высказываниями, отсутствует возможность вести монолог и подробно рассказывать о чем-либо. При обширных поражениях в затылочной области нарушается процесс чтения и снижается использование всех зрительных лексических раздражителей. При поражении таламуса и глубоких отделов головного мозга изменяется уровень настороженности и периодически возникают состояния невнимательности и дезориентации, приводящие к фрагментарности слов (неологизмы) и предложений, а также к длительному и бесконтрольному разговору (логорея). ) [5, с. 7]. Мощная стимуляция вызывает мгновенное повышение уровня бодрствования и бодрствования, что свидетельствует о сохранности речевых механизмов.
Субдоминантное полушарие контролирует подражательные двигательные реакции, социальное ожидание (улыбка, рукопожатие) и уход за собой (умывание, прием пищи); изменение поведения в ответ на надпороговые раздражители; возможность визуально согласовывать текст и unks. Отсюда следует, что тексты, раскрывающие эти особенности поведения, не свидетельствуют о функциях доминантного полушария.
Некоторые речевые расстройства могут вызывать изменения голоса. Парез дыхательных мышц, как это бывает при полиомиелите и остром инфекционном полиневрите, а также нарушение координации в рамках экстрапирамидного поражения сказываются на силе голоса, так как не хватает воздуха для фонации и речеобразования. Как правило, при ограничении экскурсии дыхательной мускулатуры снижается сила голоса, больной может говорить только шепотом. Речь, близкая к шепоту, также является характерным признаком ступора, но в этом случае сильное раздражение выше порога может привести к повышению голоса.
Парез обеих голосовых связок приводит к полной охриплости. Голос исчезает, замолкает. Поскольку голосовые связки в норме расходятся при вдохе, невозможность этого при параличе может привести к инспираторному стридору. При параличе голосовых связок голос становится хриплым, низким, скрипучим. Одностороннее поражение блуждающего нерва, например опухолью, может привести к гнусавому тону голоса, так как задние ноздри не закрываются при фонации. Согласные «б», «р», «н» и «к» возникают при прохождении воздуха через ноздри. Патологические изменения голоса могут быть менее выражены у человека, находящегося в положении лежа, и усиливаться при наклоне головы вперед. Охриплость может проявляться также при
органических изменениях голосовых связок, вызванных курением, хроническими воспалительными процессами, полипами и др.
К малоизученным дистоноподобным неврологическим заболеваниям относят спастическую дисфонию у большинства пациентов среднего и старшего возраста (в остальном здоровых), постепенно нарушается способность говорить спокойно и бегло. Любая попытка заговорить вызывает сокращение мышц двигательного аппарата речи, что приводит к искажению голоса и затрудняет фонацию. Такие люди не страдают неврозами, поэтому занятия психотерапией и логопедом не приносят пользы. Это состояние отличается от стридора, возникающего из-за спазма мышц гортани при тетании. Спастическая дисфония не прогрессирует, но может быть связана с экстрапирамидными заболеваниями, ограничивающими подвижность мышц, такими как блефароспазм и спастическая кривошея. Было обнаружено, что хирургическое рассечение верхнего гортанного нерва с одной стороны, по крайней мере, частично снижает жесткость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее опасными нарушениями речи считаются нарушения у детей, так как наряду с утратой нормальной речи нарушается их адаптация к окружающему миру, так как им трудно воспринимать речь на слух, и, соответственно, в дальнейшем , Читать и писать. В этом смысле со взрослыми проще. У взрослых речевые расстройства не нарушают слуховое восприятие речи. Так же, как человек услышал и понял сказанное, после приобретения какого-либо органического расстройства речи он все понимает. И читать как прежде. И болезнь никак не отразилась на его писательских способностях. Речь изменилась.
Причины нарушения речи у взрослых могут быть обусловлены различными факторами.
Прежде всего, это инсульт (нарушение кровообращения в головном мозге). Это наиболее частая причина нарушения речи у взрослых. Другие причины включают сосудистые расстройства, воспаления и опухоли головного мозга, болезнь Альцгеймера (постепенное поражение центральной нервной системы), болезнь Паркинсона (хроническое прогрессирующее заболевание центральной нервной системы), болезнь Гентингтона (генетическое заболевание нервной системы). К этому списку можно добавить рассеянный склероз и астенический бульбарный паралич.
Гораздо реже нарушение речи возникает в результате черепно-мозговой травмы, отравления (свинцом или угарным газом), передозировки лекарств. Дополните этот список инфекций и токсинов, вызванных употреблением наркотиков и алкоголя. Как видите, в отличие от детей, дизартрия у взрослых может возникать и от «сознательных» действий.