Файл: Список литературы введение актуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Все причины речевых нарушений принято делить на две большие группы: органические и функциональные.

К органическим причинам относятся те причины, действие которых может привести к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферических или центральных отделах. В частности, нарушение нормальных условий внутриутробного развития плода, некоторые виды механической помощи при родах, состояние длительного удушья новорожденного и др. могут привести к органическому поражению речевых отделов головного мозга. строение периферического отдела речевого аппарата может быть обусловлено наследственностью или в результате течения беременности (лицевой скелет закладывается на втором-третьем месяце беременности), а также может быть приобретено после рождения ребенка. ребенок.

К функциональным причинам принято относить те, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальное функционирование (функцию). В роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и продолжительные болезни ребенка в раннем возрасте, оказывающие истощающее воздействие на его нервную систему и на его организм в целом, неправильные методы перевоспитания лево- вручил людям. (сама целесообразность такого перевоспитания в настоящее время отрицается большинством специалистов), неблагоприятных в речевом отношении по отношению к социальной среде и т. д. [3, С.288]

Однако разграничение причин патологии речи на органическую и функциональную чисто условно и более применимо лишь в случаях тяжелого органического поражения органов речи.

Особенно трудно такое разграничение, когда речь идет о центральном отделе речевого аппарата: чисто функциональные изменения в вполне нормальном строении мозга трудно себе представить. По-видимому, во многих случаях органические изменения могут быть настолько незначительными, что их просто невозможно обнаружить современными методами исследования. Поэтому не случайно в последние десятилетия так много говорится о минимальной дисфункции головного мозга с характерными для нее микроорганическими поражениями спинного мозга.

По мнению И. П. Павлова, о функциональных нарушениях мозговой клетки можно говорить только тогда, когда она не имеет глубокого повреждения и еще может выйти из тормозного состояния, т. е. когда ее изменение носит обратимый характер. При благоприятных условиях эта клетка все еще может снова нормально функционировать [15, C.4]. При органических поражениях повреждение клеток необратимо.


Особенно важно учитывать следующее: длительные функциональные расстройства могут стать необратимыми и как бы стать органическими.

Поэтому вопрос о причинах патологии речи достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии, что обязательно должны учитывать логопеды.

У нас 60% взрослого населения имеют дефекты речи [14, C.18]. Речь вообще была воспринята легкомысленно. Послушайте, какие чудовищные вещи говорят даже по радио и телевидению. Речь — сложный механизм, в котором участвуют четыре жизненно важных элемента: интеллект, эмоции, интуиция, энергия. А если речь нарушена, то это свидетельствует о том, что во внутреннем царстве человека непорядок, вместо гармонии - дисгармония.

Нарушение звукопроизношения — дислалия — идет с детства, заикание — тоже часто. К третьей категории речевых дефектов у взрослых относятся нарушения, возникающие в результате травмы, прежде всего головы, или заболевания, например инсульта.

Дефект произношения может быть легким, когда не получаются только отдельные звуки, и органическим, связанным с поражением ЦНС после родовой травмы или наследственным фактором. Типичным примером органического расстройства речи является «каша во рту». Сейчас очень часто встречается такое нарушение, как позднее развитие речи. И с каждым годом все больше и больше детей начинают поздно говорить. Причем это дети с нормальным интеллектом и абсолютно нормальной психикой, и то, просто сопровождающие человека во взрослую жизнь.

С годами неправильное «р» или другой звук становится дополнительной психологической нагрузкой, человек начинает комплексовать. Никакой психиатр тут не поможет, надо идти к логопеду и ставить звук. Произношение звука зависит от подвижности языка. Для активизации языка необходимо провести его массаж, привести в правильное положение, что делает логопед в несколько сеансов с помощью специальных инструментов.

Скажем, для извлечения из горла «р» язык удерживается зондом в определенном положении, которое человек должен ощутить. Также логопед автоматизирует произношение с помощью специального материала, делает его звучание родным; вот как человек овладевает им. Для взрослых это сложнее, чем для детей, процесс иногда затягивается на многие месяцы.

У некоторых людей подъязычная связка (уздечка) слишком короткая, из-за чего язык не достает до верхнего неба, и невозможно правильное произношение одного и того же «р» [2, С.23]. Единственный способ - разрезать этот пучок. Стоматологи выполняют простую операцию, заминку.


Что касается заикания, то в первую очередь нужно решить, что это не болезнь, потому что его нельзя лечить ни медикаментозно, ни хирургическим вмешательством. Это состояние зависит от особенностей нервной системы. Бывает еле заметным или функциональным, когда речь просто не развита, или когда нерешительность приводит к двуязычию и недостатку словарного запаса. У взрослых этот дефект связан с очень распространенным сегодня психиатрическим диагнозом: паническим синдромом. Кто-то начинает заикаться после травмы, когда поражен речевой центр. Заикание носит волновой характер: в определенном возрасте оно ослабевает, иногда усиливается, где-то может полностью исчезнуть, но так или иначе проявится снова. Среди заикающихся больше мальчиков и мужчин. Это связано с особенностями его наиболее уязвимой нервной системы.

Бороться с заиканием во взрослом возрасте сложно, потому что у человека сформировался характер и отношение к нарушению речи. Некоторым удается сделать это частью своего имиджа, хотя они до сих пор не могут полностью принять это. Общий нервный фон может убрать невропатолог, но реально поможет только логопед.

3. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ВЗРОСЛЫХ
Трудности заключаются еще и в том, что одно и то же нарушение может быть вызвано разными причинами, и, наоборот, одна и та же причина может вызывать различные нарушения речи. Так, например, косноязычие может возникать из-за неправильного функционирования периферического речевого аппарата, а может быть вызвано более серьезными органическими нарушениями центрального или периферического речевого аппарата.

Классификация речевых расстройств, как правило, основана на причинах, по которым эти расстройства возникают. Поэтому очень важно выяснить саму природу этих причин. Это позволяет лучше понять классификацию речевых нарушений.

Речевые расстройства включают тахилию и брадилалию. Эти дефекты могут быть выражены в различной степени. Легкие и средние степени не вызывают особого беспокойства. В тяжелой степени нарушается процесс общения, а нарушения ритма речи определяются как патологические. Развитие, проявления и методы коррекции этих дефектов различны. Исследования показывают, что тахилалия и брадилалия могут быть лишь внешним проявлением изменения мозговых процессов [11, С.88]. Поэтому для их преодоления необходимы неврологическое обследование и комплексное воздействие: медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое.


Тахилалия - патологически ускоренный темп речи (в этом случае вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30 звуков), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения. Речь характеризуется неконтролируемой скоростью. При поспешности могут появиться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, глотания, перестановки слогов, слов, двусмысленность в произношении фраз и др. Однако, когда к речи обращено внимание, нерешительность исчезает.

В зависимости от ситуации вербального общения меняется выраженность симптомов при тахилии. Наибольшие трудности испытывает в жизненных ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты волнения, спора.

Тахилалия нередко сопровождается нарушениями общей моторики, вегетативной нервной системы, лексических процессов, эмоционально-волевой сферы.

Поэтому преодоление тахилии следует начинать с нормализации общих движений:

замедлить темп;

координационная тренировка;

ритмообразование, мягкость [1, с.299].

Полезны регулярные занятия спортом, традиционные общеукрепляющие процедуры (физиотерапия, закаливание и др.) в сочетании с рекомендованными врачом препаратами, консультации психотерапевта. Важно обратить внимание на распорядок дня и спокойный сон.

Параллельно необходимо выполнять специальные упражнения для тренировки зрительного, слухового, речевого внимания, памяти и логики мышления.

Речевая работа по преодолению тахилалии предполагает формирование:

медленное, ровное и ритмичное дыхание;

правильное направление голоса;

ритмичное чтение в медленном темпе;

ровное, «чистое», «безошибочное» письмо;

спокойная, внятная, аккуратная речь с правильной интонацией, паузами и расстановкой логических акцентов;

новое общее поведение и речь в коллективе;

внимание к речи, преодоление затруднений в выборе слов и выражении мыслей [3, с.38].

Брадилалия: аномально низкая скорость речи, чтения и письма, вялость голоса, длинные паузы между словами, продолжительное произнесение звуков речи. При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание: более быстрых и четких речевых движений, ритма письма и чтения, правильного ритма, пауз и ударения.

Также рекомендуются лечебная, психологическая помощь, занятия спортом, упражнения на координацию, точность, изменение скорости и ритма движений, активизация психической деятельности (невербальное и вербальное мышление, быстрое словесное формулирование мыслей), внимание, память, восприятие, изменение .


Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [13, с. 193]. Чаще всего заикание возникает в детском возрасте на фоне раннего психического и речевого развития, эмоциональной неустойчивости, общей слабости, неврологических изменений.

Когда вы заикаетесь, ваше дыхание, голос и артикуляция нарушаются. Кроме того, заикающиеся имеют психологические особенности: боязнь речи, ригидность, зацикленность на своем дефекте, избегание вербального общения и другое.

Поэтому лечение заикания необходимо проводить комплексно, с участием психотерапевта, невропатолога, психолога, логопеда. Но решающим фактором является участие заикающегося в реабилитационном процессе, его состояние на лечение и самостоятельную работу над своей речью.

Логопедическая работа преследует следующие цели:

снять нагрузку с органов артикуляционного аппарата;

практиковать правильное речевое дыхание;

тренировка «трудных» звуков: гласных, согласных, «энергетических» звуков – И, Е, Ё, Ю, И;

развитие четкости произношения;

улучшение интонационной выразительности речи;

- работа над голосом [12, с.48].

Заикающийся должен овладеть навыками общей мышечной релаксации. Осваивать его лучше сначала на контрасте, через напряжение. В этом случае напряжение должно быть кратким, а расслабление продолжительным.

Важно помнить о приятном состоянии расслабленных мышц.

Применение методик аутогенной тренировки также способствует снятию общего и психологического напряжения, усталости, помогает контролировать себя, речь вне зависимости от эмоционального состояния.

Регулярные занятия спортом (плавание, лыжи, бег, коньки, гимнастика), проводимые в течение длительного времени под наблюдением тренера, снимают вегетативные расстройства (общее напряжение, возбудимость, утомление, склонность к потливости, приливы, тремор) и нормализуют работу головного мозга. процессы.

Поскольку при заикании органы артикуляционного аппарата находятся в состоянии напряжения, повышенного тонуса, особое внимание следует уделить упражнениям на релаксацию. Расслабление нижней челюсти и языка необходимо довести до полного автоматизма.

Еще одним важным видом работы являются интонационные упражнения.

Развитие различных интонаций речи осуществляется в определенной последовательности. Сначала нужно тренировать интонацию команды, требования, призыва. Постепенно можно переходить к интонациям убеждения, приглашения. В конце концов, вам предстоит разобраться с интонациями просьбы и приветствия.