Файл: Курсовая работа Освобождение от наказания в связи с болезнью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отличие от невменяемости заключается в том, что признание гражданина недееспособность устанавливается в судебном порядке на основе оценки устойчивости его психики.

Признание лица недееспособным может осуществляться только при наличии хронического психического расстройства. Например при диагнозе F.20.0» Параноидная шизофрения с непрерывным нарастающим дефектом», характеризующаяся наличием галлюцинаторных голосов, бредовым воздействием, спутанностью сознания, абулией.20

Признание лица недееспособным аналогично признанию лица невменяемым в уголовном праве, имеет юридический и медицинский критерии.

Медицинский критерий понимается как « психическое расстройство лица».

Способность правоприменителя точно отличать понятие недееспособности от понятия невменяемости позволяет законно, эффективно и обоснованно разрешать дела из разных отраслей права и судопроизводства.

Невменяемость и вопросы, связанные с данной юридической категорией в уголовном праве, является достаточно веской проблемой в судебной психиатрии и законодательной сфере.

Согласно положениям статьи 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом.

УК РФ не содержит в себе понятие вменяемости, в отличии от понятия невменяемости, через призму которой можно дать определение понятию «вменяемость».

Невменяемость представляет собой неспособность лица осознавать общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими в результате хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, а также неспособность осознавать фактический характер своих действий( бездействия).21

В медицинский критерий невменяемости входит широкий спектр психических расстройств, которые достаточно сильно влияют на сознание и волю человека.

К данным лицам применены меры принудительного медицинского характера.

Психическое расстройство-это медико- психиатрическое понятие, соответствующее категориям международных стандартов, выражающееся в расстройстве познавательных психических процессов.

Медицинский критерий в уголовном судопроизводстве не является решающим.

2.2. Юридический критерий невменяемости.


Ссылаясь на Уголовный кодекс РФ , в частности на статью 19:можно выделить два признака, определяющие юридический критерий невменяемости:

волевой и интеллектуальный.

Статья 19 УК РФ содержит данные признаки: интеллектуальный ( когда лицо не может осознавать свои действия), волевой( когда лицо не способно руководить своими действиями)22

Идиома «действия или бездействия» раскрывает суть общественно опасного деяния.

При интеллектуальном признаке лицо не может осознавать настоящее содержание своих действий и не может понять общественной опасности последствий своих деяний.

Волевая область сознания лица разрушается, когда лицо не способно управлять своими действиями.

Вменяемость является одним из важных субъектов преступления.

Лицо, признанное невменяемым, не может нести юридическую ответственность за совершенное преступлении, поскольку отсутствует волевой сегмент осознания и фактически отсутствует субъективная сторона преступления.

Состояние невменяемости может быть установлено в судебном порядке только на основании результатов судебно-психиатрической экспертизы.

В соответствии с статьей 21 УК РФ, ссылаясь на Федеральный Закон от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ в редакции от 29.12.2022 ,лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит уголовной ответственности.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ(в ред.от 29.12.2022)( с изм.и доп.,вступ.в силу с 11.01.2023),ссылаясь на статью 433,можно сделать вывод, что когда психическое расстройство лица связано для него и для других лиц назначаются принудительные меры медицинского характера.

Данные меры преследуют одну важную задачу-не допустить рецидива общественно опасного деяния.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ( в ред.от 29.12.2022) в качестве основания освобождения от уголовной ответственности вводит понятие «невменяемость».

Юридический критерий проводит четкое разграничение между дееспособностью и недееспособностью психического лица.

Глубина качественных изменений психической деятельности измеряется непосредственно юридическим критерием.

Исходя из вышеперечисленного невменяемость является крайне узким понятием, употребляемом в уголовном или административном деле, определяемое в момент совершения общественного деяния. А также административного правонарушения.

III глава. Уголовно-правовые коллизии формирования института освобождения в связи с психическим расстройством для лиц в РФ.



ВОЗ определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал и вносить определенный вклад в сообщество.23

ВОЗ определяет следующие критерии, определяющее ментальное здоровье:

-чувство идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

-критичность к себе и собственной психической деятельности;

-способность к контролю локуса поведения и контролю в критических ситуациях;

-осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

Вменяемость- это способность лица регулировать свое поведение в момент совершения преступления.

Гражданин РФ, совершивший преступление согласно ст.21 УК РФ может быть признан невменяемым только в судебном порядке на основании результатов медико-психиатрической экспертизы.

К правовой коллизии можно отнести тот факт, что решение о признании лица, совершившего преступное деяние, возложено на мнение сторонних психиатров экспертов.

Наличие психического расстройства не исключает вменяемости согласно положениям ст.22 УК РФ.

Исследуя пояснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 N 6» О практике применения судами принудительных мер медицинского характера», можно сделать вывод, что экспертное заключение о невменяемости не является правоустанавливающем документом. А есть вполне обычное доказательство, которое суд должен исследовать и сопоставить с другими документами на общих основаниях по обычным правилам Уголовно-процессуального кодекса.

То есть, если применять эту позицию, «невменяемый» непосредственно во время совершения преступления должен вести себя неадекватно, выказывать бредовые идеи, демонстрировать иррациональное нелепое поведение, а главное – это должно быть подкреплено свидетельскими показаниями, либо показаниями потерпевших.

Неадекватность поведения лица во время совершения преступления должна быть исследована на основании проведенной экспертизы и должна быть дана психиатрическая оценка, т.е сопоставление с психическими расстройствами.

Если отсутствует такой анализ поведения невменяемого в ходе совершения преступления, то это серьезный довод для проведения повторной экспертизы.

Сложность логического построения ст.21 и 22 УК РФ, отсутствие определения всех терминов, используемых в этих статьях внутри УК РФ, неоднозначность проведения процедур психолого-психиатрических экспертиз и многовариантность действий прокуратуры по результатам таких экспертиз, судебная практика очень редкого применения ст.22 УК РФ создает значительные возможности для признания невменяемыми и освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших общественно- опасные деяния.


Проблемы определения невменяемости относятся к числу актуальных и нерешенных. Актуальность данной проблемы связана с целым рядом неоднозначного положения положений российского законодательства о невменяемости.

Статья 21 РФ определяет положения о невменяемости вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства. Слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Применение российскими законодателями данного термина противоречит обязательному применению Международной классификации болезней 10-ого пересмотра( МБК-10) при формулировки названия психического расстройства, предусмотренному законом РФ от 02.07.1992 N 3185-1»»О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Федеральному Закону от 31.05.2001 N -73 ФЗ « О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации».

Психическое расстройство -это нарушение мышления. Настроения или поведения, которые влекут за собой отторжение головным мозгом реального мира. Подобные нарушения связаны с с угнетенным состоянием человека и препятствуют выполнению им своих функций.

Раздел F00-F99 МБК-10 «Психические расстройства и расстройства поведения» не содержит терминов, используемых в статье 21 УК РФ.

Такое положение приводит к неправильному подходу к определению состояния невменяемости субъекта.

В УК РФ отсутствует определение термина осознавать.

При проведение психолого-психиатрических экспертиз согласно статье 20 УК РФ от уголовной ответственности освобождаются лица, чье фактическое психическое развитие ниже 14 лет.

В УК РФ нет определения термина «фактический характер». Это приводит к тому, что психиатры получают возможность утверждать, что лицо не осознавало фактический характер своих действий ( было невменяемым) даже при совершении таких преступлений, как серийные изнасилования и сексуальное насилие над детьми.

В статье 21 УК РФ в качестве интеллектуального признака невменяемости указывается неспособность осознавать « фактический характер и общественную опасность своих действий(бездействий).

Данный подход российского законодательства привел к тому, что решающая роль отводится медицинскому критерию невменяемости.

Как итог на основании заключений (экспертов) суды предопределяют вменение или невменение вины в деяние.

Несмотря на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 г N.28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» касательно того,24
что эксперт не имеет права давать заключения о вменяемости или невменяемости лица, а обязан предоставить заключение о психическом состоянии лица с точки зрения наличия или отсутствия у него болезненного расстройства, в судебной практике исход дела предопределяется именно результатами полученной медицинской экспертизы.

Несомненно, данный подход не достаточно правомерен, поскольку медицинской симптоматики недостаточно, чтобы прийти к выводу о состоянии невменяемости лица. Эксперты фактически изучают психическое состояние субъекта на период проведения экспертизы. Однако состояние психической деятельности не всегда соответствует ее состоянию в момент совершения преступления. Для признания лица невменяемым необходимо установить, могло ли лицо осознавать именно те общественно опасные деяния, которые он совершил, будучи психически больным, так как при течении психических заболеваний допускается возможность ремиссии.

В качестве основного аргумента следует указать, что понятие невменяемости — юридическое понятие, а значит, правом использования такого понятия в рамках уголовного дела обладает ограниченный круг лиц (следователь, суд, прокурор). Эксперты-психиатры дают заключение относительно обстоятельств, касающихся психического состояния лица, с точки зрения наличия или отсутствия у него способности к осознано-волевому регулированию поведения. Очевидно, что установление таких фактов, как совершение уголовно наказуемого деяния конкретным лицом не входит в компетенцию эксперта. Следовательно, и вывод о вменяемости или невменяемости находится за пределами его специальных знаний. Именно поэтому вопрос о невменяемости всегда должен решаться в отношении совершения лицом конкретного деяния, что говорит о необходимости установления связи между психическим состоянием субъекта и наличием такого заболевания во время совершения преступления.

В Российской Федерации продолжают существовать ошибочные взгляды на установление невменяемости, что говорит о неразрешенности данной проблемы. Кроме того, обращаясь к УПК РФ, можно сделать вывод о том, что законодательство способствует такому положению вещей. В соответствии со статьей 196 УПК РФ, если психическое состояние подозреваемого или обвиняемого дает повод сомневаться в его вменяемости