Файл: Тема Конституционное право как отрасль права и как наука Тема Источники конституционного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов. Во-вторых, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. В-третьих, охрану памятников истории и культуры. Кроме того, это координация вопросов здравоохранения и защита семьи, материнства, отцовства и детства.
И наконец, социальная защита, включая социальное обеспечение.
Слайд 245
Третья группа – вопросы экологии и экологической безопасности. К ней можно причислить, во-первых, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Во-вторых, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории. И последнее, в данную группу можно включить осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий.
Четвертая группа – вопросы деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы. К ней принадлежат, во-первых, кадры судебных и правоохранительных органов. Во-вторых, адвокатура и нотариат.
В-третьих, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Пятая группа – координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров
Российской Федерации.
Если международный договор Российской Федерации затрагивает вопросы, отнесенные к ведению субъекта, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты вправе представлять Федерации рекомендации о заключении международных договоров.

Реализация сферы совместного ведения включает издание по указанным в ней предметам федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектами Федерации.
Слайд 246
Понятие
и
принципы
административно-территориального
устройства
Административно-территориальное устройство – это разделение территорий государства на определенные части: районы, города и другие, в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.
Это устройство обычно отражает естественно сложившиеся исторические, национальные, социально-экономические и культурные особенности государства и его частей.
Под административно-территориальными единицами понимаются структурные части административно-территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.
Принципами административно-территориального устройства являются следующие.
Во-первых, социально-экономический – это учет особенностей направления развития экономики данной местности, а также специфика традиционной занятости населения.
Во-вторых, географический принцип
– выделение границ административно-территориальных единиц с учетом рельефа местности.
В-третьих, демографический – естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению количества административно-территориальных единиц.


И четвертый принцип – исторически-национальный – учет особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения.
Административно-территориальными единицами в России сейчас являются район, город, район города и сельский населенный пункт.
Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами
Федерации самостоятельно.
Все преобразования административно-территориального устройства осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.
Слайд 247
Предметы ве́дения субъекта Российской Федерации – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией к компетенции органов государственной власти российских субъектов.
Основной закон России содержит ряд положений, которые определяют общие начала федеративного устройства. Кроме того, в нем содержатся конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, закреплены положения о статусе субъектов и порядке его изменения. Конституция не устанавливает закрытый перечень предметов ведения субъектов. Она предоставляет им возможность с учетом верховенства федерального законодательства самостоятельно закреплять предметы своего исключительного ведения.
Анализ конституций и уставов субъектов Российской Федерации показывает, что к их ведению, как правило, относится следующее.
Во-первых, принятие и изменение конституции или устава, законов и иных нормативных правовых актов субъекта, контроль за их соблюдением.
Во-вторых, установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование.
В-третьих, административно-территориальное устройство субъекта и его государственная собственность.

Наконец, принятие и исполнение бюджета субъекта.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Слайд 248
Кроме того, к ведению субъектов относятся регулирование социально- экономического развития субъекта и установление местных налогов и сборов.
Также в их ведении находится заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта.
К ведению субъектов относятся делегирование осуществления части полномочий федеральным органам государственной власти и обеспечение деятельности органов местного самоуправления.
В ведении субъектов и представительство в федеральных органах государственной власти, государственная служба в органах государственной власти субъекта, государственные награды и почетные звания субъекта.
К полномочиям субъектов относятся также научные и культурные связи с зарубежными странами, а также другие вопросы исходя из национальных, географических, экономических и других особенностей субъектов.
Слайд 249
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и актом субъекта Федерации, изданным по предметам его ведения, действует нормативный правовой акт субъекта. Следовательно, федеральные органы государственной власти не вправе осуществлять правовое регулирование вопросов, не относящихся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов. Субъект Федерации вправе передать конкретные предметы собственного ведения в совместное с Российской Федерацией
ведение. Это возможно на основании договора о разграничении предметов ведения и полномочий.
Конституция содержит и другие гарантии самостоятельного осуществления субъектами всей полноты государственной власти по предметам их ведения. Например, конституционно установлено, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют самостоятельно образуемые ими органы государственной власти. Субъекты
Российской Федерации в обязательном порядке представлены в Совете
Федерации.
Слайд 250
В обязательном порядке требуется согласие субъектов Российской
Федерации при взаимном делегировании полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Кроме того, такое согласие необходимо при изменении границ между субъектами и изменении статуса субъекта.
Субъекты Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы, включая внесение предложений о поправках и пересмотре
Конституции. Они вправе обращаться с запросами в Конституционный суд и участвовать в одобрении или неодобрении поправок с третьей по восьмую главу Конституции.
Основными нормами предусмотрены собственные полномочия, приоритет нормативного правового акта субъекта, изданного по вопросам его собственного правового регулирования. Кроме того, предусмотрено самостоятельное установление субъектом своей системы органов государственной власти. Однако указанные обстоятельства не могут рассматриваться субъектом в качестве его суверенных прав и суверенных полномочий со всеми вытекающими последствиями.
Нормативный правовой акт субъекта Федерации, изданный по вопросам его ведения, имеет приоритет перед федеральным законом в случае

противоречия между ними. Это обязывает правоприменителя, в том числе суд, применить закон субъекта Российской Федерации, а не федеральный закон.
Однако это обстоятельство не может свидетельствовать о суверенном характере прав субъекта Российской Федерации по изданию таких актов. Он является юридической формой осуществления полномочий, предусмотренных федеральной Конституцией. Соответственно, они не могут рассматриваться как суверенные.
Слайд 251
Так, устав Самарской области к ве́дению Самарской области относит следующее.
Во-первых, принятие и изменение устава Самарской области, ее законов, иных нормативных правовых актов Самарской области, контроль за их соблюдением.
Во-вторых, защиту прав и законных интересов Самарской области.
В-третьих, административно-территориальное устройство Самарской области.
Четвертое – определение политики Самарской области в сфере ее государственного, экономического и социального развития.
И наконец, бюджет Самарской области, налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Самарской области.
К ве́дению Самарской области относится управление и распоряжение собственностью Самарской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. Также к ведению Самарской области относится установление системы органов государственной власти Самарской области и их формирование в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме того, к ве́дению Самарской области относятся награды, почетные звания и государственные символы Самарской области.

К ее ведению относится осуществление связей с субъектами Российской
Федерации, участие в деятельности межрегиональных организаций в пределах, установленных федеральным законодательством.
Можно добавить еще и осуществление международных и внешнеэкономических связей, а также участие в деятельности международных организаций в пределах, установленных федеральным законодательством.
И последнее. К ведению Самарской области относятся иные вопросы, не отнесенные Конституцией России и федеральными законами к ведению
Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов.