Файл: Тема Конституционное право как отрасль права и как наука Тема Источники конституционного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взаимоотношений личности и государства, народного представительства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина.
И еще один раздел – анализ формы правления и национально- государственного устройства Российской Федерации.
Наука конституционного права исследует проблемы организации государственной власти и местного самоуправления.
Слайд 14
Наука конституционного права России основывается на данных ряда общественных наук, в частности, политической экономии, философии и других наук, которые носят методологический характер. Она также тесно связана с наукой «История государства и права России», которая изучает процесс исторического становления и развития институтов конституционного права. Кроме того, она связана с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права включены в российскую правовую систему. Международные договоры России имеют приоритет перед противоречащими им законами Российской Федерации.
Современный этап развития науки конституционного права России характеризуется следующими чертами:
– во-первых, анализом и комментированием Конституции;
– во-вторых, признанием ценностей демократии, прав человека, верховенства права и закона;
– в-третьих, расширением предмета научных исследований.
Кроме этого, обновлением методологической базы науки конституционного права, отказом от догматических и демагогических постулатов прошлого.
Следующая черта, характеризующая современный этап развития науки конституционного права России, это плюрализм в методологии исследования.
И, наконец, это возможность широкого использования передовых достижений зарубежной политической и правовой мысли.
И еще один раздел – анализ формы правления и национально- государственного устройства Российской Федерации.
Наука конституционного права исследует проблемы организации государственной власти и местного самоуправления.
Слайд 14
Наука конституционного права России основывается на данных ряда общественных наук, в частности, политической экономии, философии и других наук, которые носят методологический характер. Она также тесно связана с наукой «История государства и права России», которая изучает процесс исторического становления и развития институтов конституционного права. Кроме того, она связана с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права включены в российскую правовую систему. Международные договоры России имеют приоритет перед противоречащими им законами Российской Федерации.
Современный этап развития науки конституционного права России характеризуется следующими чертами:
– во-первых, анализом и комментированием Конституции;
– во-вторых, признанием ценностей демократии, прав человека, верховенства права и закона;
– в-третьих, расширением предмета научных исследований.
Кроме этого, обновлением методологической базы науки конституционного права, отказом от догматических и демагогических постулатов прошлого.
Следующая черта, характеризующая современный этап развития науки конституционного права России, это плюрализм в методологии исследования.
И, наконец, это возможность широкого использования передовых достижений зарубежной политической и правовой мысли.
Слайд 15
Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Уникальность места конституционного права определяется следующими факторами:
– во-первых, эта отрасль дает ориентиры правового регулирования для всех сфер общественных отношений;
– во-вторых, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина. В том числе и конституционно-правовой принцип «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»;
– в-третьих, для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами федерации и ее субъектов;
– кроме того, все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти. А также на компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.
Помимо этого, именно нормами конституционного права определяется и регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.
И, наконец, нормы
Конституции, основного источника конституционного права, являются исходными для всех отраслей права.
Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.
Определяя систему органов исполнительной власти, порядок их формирования, правовой статус, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, право на занятие предпринимательской
деятельностью, гарантии для собственника, конституционное право служит базой для гражданского права. Устанавливая систему органов судебной власти, базовые принципы правосудия, основные права граждан в сфере следствия, дознания и судопроизводства, конституционное право определяет начала для уголовного права и процесса и других отраслей.
Слайд 16
Слайд 16
Тема «Источники конституционного права»
Следующая тема называется «Источники конституционного права».
Тема источников является краеугольной для любой отрасли права, поскольку через них находят свое выражение нормы отрасли.
Конституционное право характеризуется разнообразием видов источников. Мировая конституционно-правовая практика выработала множество источников конституционного права. Среди них нормативный правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, священные писания и предания, партийно-государственные акты, правовая доктрина, юридическая практика. А также общепризнанные принципы и нормы международного права, джентльменское соглашение. Однако не все перечисленные принципы и нормы являются характерными для отечественного конституционного права.
В рамках этой темы нам необходимо, прежде всего, дать определение источника конституционного права. Затем необходимо рассмотреть виды источников конституционного права, а также вопрос о конституционно- правовой ответственности.
Слайд 17
Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙт материальные условия жизни общества, его экономические отношения.
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством кᴏᴛᴏᴩых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами в ϶ᴛᴏм случае выступают правовые акты. Это преимущественно Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры
– международные и внутрифедеральные. Все подобные источники прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.
Система источников конституционного права характеризуется множественностью форм выражения правовых норм, иерархической соподчиненностью.
А также изменением соотношения внутригосударственного и международного права и приоритетом закона.
Слайд 18
Тема. Виды источников конституционного права
У конституционного права есть несколько источников.
Это, во-первых, Конституция Российской Федерации.Ее особенности:
– принимается в особом порядке;
– обладает высшей юридической силой на территории Российской
Федерации;
– является основой для всего законодательства;
– изменения, пересмотр и поправки производятся особым порядком.
Подробнее о Конституции будет говорится в последующих главах.
Следующий источник конституционного права – это законы
Российской Федерации о поправках к Конституции Российской
Федерации.
Их особенности таковы: данными законами могут вноситься поправки только в главы с третьей по восьмую Конституции Российской Федерации.
Предложения о поправке могут вносить:
– Президент Российской Федерации;
– Совет Федерации;
– Государственная Дума;
– Правительство Российской Федерации.
Кроме них предложения о поправке могут вносить также законодательные представительные органы субъектов Российской Федерации; группа, численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Эти законы принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона. Для их принятия необходимо не менее двух третей голосов депутатов Государственной Думы РФ и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации. Они вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов
Российской Федерации. После вступления в силу они автоматически становятся частью Конституции Российской Федерации.
Слайд 19
Еще один источник конституционного права – это федеральные
конституционные законы.
Их особенности: они принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации, по специальной усложненной процедуре. Для их принятия необходимо не менее двух третей голосов депутатов Государственной Думы и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации.
Президент России относительно федеральных конституционных законов не обладает правом вето.
В настоящее время приняты и действуют порядка двадцати таких законов. Например, федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации» и другие.
Источником
конституционного
права
также
являются
федеральные законы.
Это нормативные правовые акты, принимаемые Государственной
Думой или референдумом Российской Федерации по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни. В настоящее время приняты и действуют более пяти тысяч таких законов. Например, федеральные законы «Об общественных объединениях», «О воинской обязанности и военной службе» и другие.
Слайд 20
К источникам конституционного права относятся также и подзаконные
нормативные акты. В частности, это нормативные правовые акты Совета
Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации; нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
А также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Они принимаются или издаются на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.
В период правления Бориса Николаевича Ельцина зачастую принимались указы, противоречащие Конституции и федеральным законам.
Отчасти это можно оправдать политической необходимостью. Но в современном правовом государстве принцип приоритета Конституции и закона должен соблюдаться безусловно.
К источникам конституционного права, действующим на
территории субъектов, относятся:
– конституции республик;
– уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;
– законы субъектов Федерации.
А также иные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц, содержащие в себе нормы конституционного права.
Слайд 21
Среди источников конституционного права России можно выделить такой вид источников, как договоры. Различают внутригосударственные и международные договоры.
В самом общем виде договор – это соглашение двух и более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей.
Публично-правовые договоры весьма активно используются российским конституционным правом.
К источникам конституционного права относится подписанный 31 марта 1992 года Федеративный договор, который охватывает собой три документа.
К этому виду источников конституционного права относятся договоры, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Кроме того, следует указать на договоры, заключаемые между субъектами Российской Федерации.
Часть 4 статьи 15 Конституции устанавливает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К источникам конституционного права относят декларации. Например, это Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года.
Источником конституционного права являются акты органов местного самоуправления. В частности, уставы муниципальных образований,
нормативные акты органов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников конституционного права относятся решения
Конституционного суда Российской Федерации.
Слайд 22
За последние годы в Российской Федерации развернулась активная деятельность по подготовке и принятию новых законов и иных нормативных правовых актов. На сегодняшний день только на федеральном уровне уже принято порядка шести тысяч законов, причем большинство из них – это законы о внесении изменений и дополнений.
Проблема согласованности, приведения нормативных правовых актов в систему более чем назрела. Как известно, проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» был принят
Государственной Думой в первом чтении 11 ноября 1996 года, однако 12 мая
2004 года отклонен.
Заметим, что в ряде российских субъектов: Кабардино-Балкарской
Республике, Самарской области, городе федерального значения Москве и других подобные законы уже давно приняты и успешно действуют.
В конце 2014 года Министерство юстиции разработало и разместило для всеобщего обсуждения новый проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Как следует из статьи 1 [первой] проекта закона, он определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой. А также общий порядок их подготовки и оформления, экспертизы и принятия, издания и опубликования, обнародования, вступления в силу и толкования, учета и систематизации. Он устанавливает также основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, и,
Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников конституционного права относятся решения
Конституционного суда Российской Федерации.
Слайд 22
За последние годы в Российской Федерации развернулась активная деятельность по подготовке и принятию новых законов и иных нормативных правовых актов. На сегодняшний день только на федеральном уровне уже принято порядка шести тысяч законов, причем большинство из них – это законы о внесении изменений и дополнений.
Проблема согласованности, приведения нормативных правовых актов в систему более чем назрела. Как известно, проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» был принят
Государственной Думой в первом чтении 11 ноября 1996 года, однако 12 мая
2004 года отклонен.
Заметим, что в ряде российских субъектов: Кабардино-Балкарской
Республике, Самарской области, городе федерального значения Москве и других подобные законы уже давно приняты и успешно действуют.
В конце 2014 года Министерство юстиции разработало и разместило для всеобщего обсуждения новый проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Как следует из статьи 1 [первой] проекта закона, он определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой. А также общий порядок их подготовки и оформления, экспертизы и принятия, издания и опубликования, обнародования, вступления в силу и толкования, учета и систематизации. Он устанавливает также основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, и,