Файл: Занятие 4 Обучающийся Лисичкина Дарья Юрьевна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие № 4
Выполнил:
Обучающийся Лисичкина Дарья Юрьевна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.
Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.
Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания.
№ п/п | Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин | Описание направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний |
1. | Преддошкольная педагогика | Занимается исследованием закономерностей, условий воспитания ребёнка. Центральным направлением деятельности является развитие интеллектуально-познавательной сферы. Воздействие на сформирование интеллекта, эмоциональной, чувственной сфер личности ребёнка, его здоровья. | Преддошкольниками считаются дети 1-3 лет, развитие обусловлено воспитательными отношениями. |
2. | Дошкольная педагогика | Изучает закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. | Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет |
3. | Специальная педагогика | Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни. | Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека. |
4. | Социальная педагогика | Теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения. | Взаимодействие личности и социума и соответствующие ему явления или процессы. |
5. | Коррекционная педагогика | Это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни. | Это личность ребенка, который обладает какими-то отклонениями в психическом и физическом развитии |
6. | Дефектология: 6.1 Сурдопедагогика | Это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Включает теорию и практику образования двух основных групп лиц с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих. | Объектом сурдопедагогики являются лица со стойким нарушением слуха и охватывает весь жизненный цикл человека. |
| 6.2 Тифлопедагогика | Это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения лиц, страдающих нарушениями зрения. Помочь ему раскрыть все стороны его личности, дать общеобразовательные знания и умения, помочь влиться в социальную среду и развить умения строить социальные взаимоотношения. | Объектом дошкольной тифлопедагогики является специальное дошкольное образование детей с нарушением зрения. |
| 6.3 Олигофренопедагогика | Называется часть дефектологии, которая изучает ребенка с различными отклонениями интеллектуального развития. К области олигофренопедагогики относятся вопросы воспитания, образования, обучения и последующей реабилитации ребенка. | Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта. |
| 6.4 Логопедия | Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. | Человек, страдающий нарушением речи. |
Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.
Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.
Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:
1. управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков;
2. восприятие новых знаний и получение умений;
3. ознакомление обучаемых с новыми заданиями;
4. организация эвристической и исследовательской деятельности;
5. познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;
6. проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;
7. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем;
8. управление процессом перехода от теории к практике;
9. приобретение умений и навыков, а также их систематизация;
10. разъяснение целей и задач обучения;
11. собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;
12. анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;
13. управление процессом познания научных закономерностей и законов;
14. самоконтроль, самодиагностика достижений.
Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса.
№ п/п | Направление и виды образовательной деятельности педагога | № п/п | Направление и виды деятельности обучаемых |
1 | ознакомление обучаемых с новыми заданиями | 1 | управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков |
2 | организация эвристической и исследовательской деятельности | 2 | восприятие новых знаний и получение умений |
3 | проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения | 3 | познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
4 | управление процессом перехода от теории к практике | 4 | практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
5 | разъяснение целей и задач обучения | 5 | приобретение умений и навыков, а также их систематизация |
6 | собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения | 6 | анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация |
7 | управление процессом познания научных закономерностей и законов | 7 | самоконтроль, самодиагностика достижений |
Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.
На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.
Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике.
№ п/п | Наименования концепций воспитания | Авторы, Ф.И.О. | Положительные черты концепций | Недостатки концепций | Практическое применение концепции воспитания |
1 | Системное построение процесса воспитания | Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванов Н.Л. | Ориентация педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью | Слабое применение на большую группу людей | Индивидуальные занятия, занятия в небольших группах |
2 | Самовоспитание школьника | Селевко Г.К. | Высокий уровень самостоятельности | Возможность осмысления основных принципов бытия иначе | Вводить концепцию, как дополнительные занятия для саморазвития |
3 | Воспитание на основе потребности человека | Созонов В.П. | Стремится познать и реализовать себя и найти своё место в мире | Возрастной эгоцентризм | Научить детей делать из себя уникальных и неповторимых личностей |
В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:
А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной
и перспективной? Что является основанием для этого?
Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное
предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и
примеров.
А) Я считаю, что концепция «Самовоспитание школьника» является наиболее востребованным и перспективной, потому что благодаря такой концепции можно воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Но главной целью в такой воспитательной деятельности является формирование человека, самосовершенствующегося для дальнейшей жизни.
Б) Но личное предпочтение я бы отдала концепции «Системное построение процесса воспитания», так как такой метод предполагает всестороннее развитие личности, приобщение учащих к системе ценностей. Больше всего мне симпатизирует в этой концепции то, что в ней присутствует личностный подход, признание личности высшей социальной ценностью. А также из-за малого количества детей на занятиях получается найти подход к каждому ученику, что даёт возможность улучшить отношения с детьми.
Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;
2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;
3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;
4) воспитание патриотизма и любви к Родине;
5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
6) развитие ценностного отношения к природе;
7) формирование чувства прекрасного;
8) освоение правил этикета;
9) формирование навыков здорового образа жизни;
10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
11) формирование умений и навыков мыслительных операций;
12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;
13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
14) воспитание законопослушного гражданина общества;
15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;