Файл: Занятие 4 Обучающийся Лисичкина Дарья Юрьевна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"



Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Лисичкина Дарья Юрьевна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

 Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания.



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описание направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика

Занимается исследованием закономерностей, условий воспитания ребёнка. Центральным направлением деятельности является развитие интеллектуально-познавательной сферы. Воздействие на сформирование интеллекта, эмоциональной, чувственной сфер личности ребёнка, его здоровья.

 Преддошкольниками считаются дети 1-3 лет, развитие обусловлено воспитательными отношениями.

2.

Дошкольная педагогика

Изучает закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет

3.

Специальная педагогика

Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни.

Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.

4.

Социальная педагогика

Теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения.

Взаимодействие личности и социума и соответствующие ему явления или процессы.

5.

Коррекционная педагогика

Это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Это личность ребенка, который обладает какими-то отклонениями в психическом и физическом развитии

6.

Дефектология:

6.1 Сурдопедагогика

Это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Включает теорию и практику образования двух основных групп лиц с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих.

Объектом сурдопедагогики являются лица со стойким нарушением слуха и охватывает весь жизненный цикл

человека.




6.2 Тифлопедагогика

Это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения лиц, страдающих нарушениями зрения.
Помочь ему раскрыть все стороны его личности, дать общеобразовательные знания и умения, помочь влиться в социальную среду и развить умения строить социальные взаимоотношения.


Объектом дошкольной тифлопедагогики является специальное дошкольное образование детей с нарушением зрения.



6.3 Олигофренопедагогика

Называется часть дефектологии, которая изучает ребенка с различными отклонениями интеллектуального

развития. К области  олигофренопедагогики  относятся вопросы воспитания, образования, обучения и последующей реабилитации ребенка.

Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.




6.4 Логопедия


 Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Человек, страдающий нарушением речи.



Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.

Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.

Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. 

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

 

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1.     управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков;

2.     восприятие новых знаний и получение умений;

3.     ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4.     организация эвристической и исследовательской деятельности;

5.     познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;

6.     проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;

7.     практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем;

8.     управление процессом перехода от теории к практике;

9.     приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10.  разъяснение целей и задач обучения;

11.  собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12.  анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13.  управление процессом познания научных закономерностей и законов;

14.  самоконтроль, самодиагностика достижений.

 

Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса.



№ п/п

Направление и виды образовательной деятельности педагога

№ п/п

Направление и виды деятельности обучаемых

1

ознакомление обучаемых с новыми заданиями

1

управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков

2

организация эвристической и исследовательской деятельности

2

восприятие новых знаний и получение умений

3

проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения

3

познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей

4

управление процессом перехода от теории к практике

4

практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

5

разъяснение целей и задач обучения

5

приобретение умений и навыков, а также их систематизация

6

собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

6

анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация

7

управление процессом познания научных закономерностей и законов

7

самоконтроль, самодиагностика достижений



Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.

На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.


 

Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике.

№ п/п

Наименования концепций воспитания

Авторы, Ф.И.О.

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

Практическое применение концепции воспитания

1

Системное построение процесса воспитания

Караковский В.А.,

Новикова Л.И., Селиванов Н.Л.

Ориентация педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью

Слабое применение на большую группу людей

Индивидуальные занятия, занятия в небольших группах

2

Самовоспитание школьника

Селевко Г.К.

Высокий уровень самостоятельности

Возможность осмысления основных принципов бытия иначе

Вводить концепцию, как дополнительные занятия для саморазвития

3

Воспитание на основе потребности человека

Созонов В.П.

Стремится познать и реализовать себя и найти своё место в мире

Возрастной эгоцентризм

Научить детей делать из себя уникальных и неповторимых личностей

В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной

     и перспективной? Что является основанием для этого?          

Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное

     предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и

     примеров.

А) Я считаю, что концепция «Самовоспитание школьника» является наиболее востребованным и перспективной, потому что благодаря такой концепции можно воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Но главной целью в такой воспитательной деятельности является формирование человека, самосовершенствующегося для дальнейшей жизни.


Б) Но личное предпочтение я бы отдала концепции «Системное построение процесса воспитания», так как такой метод предполагает всестороннее развитие личности, приобщение учащих к системе ценностей. Больше всего мне симпатизирует в этой концепции то, что в ней присутствует личностный подход, признание личности высшей социальной ценностью. А также из-за малого количества детей на занятиях получается найти подход к каждому ученику, что даёт возможность улучшить отношения с детьми.
Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1)   формирование социальной активности и ответственности;

2)   привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;

3)   формирование психологической и мыслительной культуры личности;

4)   воспитание патриотизма и любви к Родине;

5)   освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6)   развитие ценностного отношения к природе;

7)   формирование чувства прекрасного;

8)   освоение правил этикета;

9)   формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;