Файл: Вопросы к экзамену по курсу Тифлотехника и обучение грамоте по системе Брайля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бытовая тифлотехника

Отдельным направлением разработок в области тифлотехники являются приборы, позволяющие получать невизуальную информацию, касающуюся различных бытовых проблем, прежде всего на кухне и в магазинах.

В задачи бытовой тифлотехники входит разработка и создание специальных средств, облегчающих ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющих возможности восприятия ими окружающих предметов и явлений, выполнения культурно-бытовых обязанностей в семье, участия в общественной жизни.



Средства бытовой тифлотехники:

(14шт как пример, на самом деле их очень много)

Данные устройства помогают определить разнообразные характеристики предметов (цвет, размер, время, вес, и тд). Помогают качественно совершать бытовые действия.




1

Таймер для слабовидящих

60-минутный механический таймер с большими и тактильными цифрами. Используется при приготовлении пищи.







2

Индикатор штрихового кода говорящий

Голосовое устройство для чтения штрих-кодов. Позволяет считывать штрих-коды, обозначающие содержимое консервов, пакетов и других упаковок. Оптический датчик в наконечнике прибора читает штриховой код. Устройство очень удобно для совершения покупок в магазинах. С его помощью можно узнать название и предназначение товара, его стоимость.

Технические характеристики: вес 100 гр (размер большой ручки). Питание батарея, автоотключение.






3

Голосовая система маркировки

Этот прибор позволяет записывать информацию о содержимом на пластиковую карточку (на любом языке), которая крепится к нужной вещи. Чтобы незрячий или слабовидящий прочитал карту, ее необходимо вставить в устройство, информация с карты воспроизводиться в голосовом режиме. Устройство может использоваться для идентифицикации медикаментов, одежды, продуктов, консервов, или любого другого контейнера, в том числе и надписи на этикетках и т.д. Можно использовать карты в сырых/влажных помещениях ванная, кухня, морозильная камера. С его помощью незрячий и слабовидящий человек может организовать свой быт






4

Ручная этикеровочная машинка и диски замены к ней.

Устройство позволяет производить полоски с надписями брайлевским шрифтом. Человек может написать на них нужное название и прикрепить этикетку к вещи, которую следует пометить. Диски Замены для этикетировочной машины, содержит маркирующую ленту.






5

Жидкий пластик

Его выпускают в тюбиках, разных цветов. Они напоминают по текстуре густую пасту (мазь), которую выдавливают из тюбика перед использованием. После выдавливания пластик приклеивается и застывает на месте нанесения. Жидкий пластик можно использовать в качестве тактильного пупырышка или линий, помечающих важные места на таких приспособлениях, как духовка, конфорки, стиральная машина и т.д. Им можно пометить температурные датчики, кнопки «пуск» и «стоп» и любые другие важные клавиши управления. Очень важно осуществлять разметку совместно со слепым или слабовидящим человеком, чтобы выбранные вами символы и знаки были ему знакомы и понятны.






6

Магниты.

Это маленькие пластиковые или керамические фигурки овощей и фруктов на магнитах, которые можно прикреплять на консервы или другие продукты для обозначения их содержимого. Удобно использовать магниты, когда взрослый хочет, чтобы ребенок, не умеющий еще читать, знал, что находится в консервной банке или коробке.







7

Идентификатор цвета

Распознает 150 цветных оттенков например, не только красный, но и бледно красный, светло-красный, темно-красный. Обнаруживает цвет, сигнализирует о его близости и интенсивность.

Карманный, легкий идентификатор для слепого или страдающего дальтонизмом.







8

Насадка на ручки

Используется для увеличения размера ручек на предметах.






9

Кухонный нож со специальным упором для слепых

Назначение. Для повышения безопасности слепых и слабовидящих людей при нарезании продуктов питания (хлеба, колбасы, сыра и т.п.).

Конструкция кухонного ножа со специальным упором позволяет на ощупь выставлять необходимый зазор, который будет соответствовать толщине нарезаемого продукта. При этом нет необходимости пользователю левой рукой предельно близко подносить продукт в зону резания ножа, опасаясь при этом получить травму. Достаточно упереть данный продукт в упор и произвести его нарезание сначала ближайшей к рукоятке частью лезвия ножа, а затем дорезать продукт дальней частью лезвия, не вынимая нож из прорези.






10

Трафарет для подписи конвертов.

Тифлопедагог предлагает детям алгоритм оформления конверта, а слепые и слабовидящие, используя данный трафарет могут успешно его заполнить.






11

Идентификатор денег

Был разработан, для того чтобы поддержать активный и независимый образ жизни слепого и слабовидящего. Портативный, надежный и удобный в работе прибор помогает им быстро идентифицировать бумажные деньги.







12

Брелок-часы говорящие. Будильник.

Для слепых звуковое сообщение времени выдает женский голос. Почасовое объявление времени.







13

Говорящая рулетка.

Применятся слепыми и слабовидящими, которым трудно или невозможно считывать показания с измерительных шкал. Используется для строительных, плотницких работ. Необходимо нажать кнопку и устройство сообщает о длине. У рулетки есть скрепка для пояса.







14

Звуковой индикатор уровня жидкости.

Устройство предназначено для невизуального контроля уровня жидкости и может быть использовано слепыми и слабовидящими людьми в быту. Помимо этого прибор выполняет функцию акустического маяка. Устройство может использоваться для контроля уровня воды и водных растворов, в том числе содержащих органические агрессивные вещества (соли, кислоты, щелочи). Пользователь имеет возможность определить на слух моменты достижения жидкостью двух различных уровней.







Средства для передвижения:

Специальные трости (лазерные, длинные, опорные, складные);

Системы для ориентации – световые и лазерные локаторы, которые отражают волны, посылаемые прибором от препятствия;



Электронные приборы с тактильной и звуковой сигнализацией.




19.Медицинская тифлотехника.

Тифлотехника – это специализированная отрасль приборостроения, занимающаяся разработкой общих, и специальных принципов конструирования и производства различных тифлотехнических средств, предназначенных для лиц с нарушением зрения.

Медицинская тифлотехника

Как правило, это аппаратура медицинского назначения, выполняющая важную роль в повышении эффективности работы врачей и педагогов. Тифлотехнические средства для коррекционно-развивающих занятий. В зависимости от функций устройства, они подразделяются на:

  1. Средства диагностики нарушений зрения

  2. Средства коррекции

  3. Компьютерные программы

  1. Средства диагностики нарушений зрения:

  • Таблица исследования остроты зрения с буквами, цифрами либо иными знаками.

  • Таблица Рабкина для исследования цветового зрения и выявления всех видов дальтонизма.

  • Четырехточечный цветотест, синоптофор для исследования бинокулярного зрения.

  • Проба с призмой, применяемая для исследования бинокулярного зрения у детей младшего возраста.

  • Средства коррекции нарушений зрения, позволяющие восстанавливать неполное зрение, сохранять остаточное.

  • Оптическая аппаратура для развития цветоразличения, остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взгляда (линзы, лупы, телескопические очки);

  • Прибор коррекционный «СВЕТЛЯЧОК» (настольный и портативный), предназначен для копирования рисунков, графиков, схем и пр. Он способствует развитию прослеживающей функции глаз и формированию бинокулярного зрения, положительно влияет на развитие памяти, логического мышления, внимания, речи. Совершенствует графические навыки;

  • Устройства «Ориентир» и «Графика» - учебные пособия для коррекции пространственной ориентировки слепых или слабовидящих детей. Применение их способствует развитию сенсорики, моторики, речи и пр.

  • Оптический прибор-лупа «Топаз». Это дисплей, способный изменять размер, яркость и контраст изображений, а также их цвет. Пособие многофункционально, способствуя обогащению сенсорного и чувственного восприятия ребенка, развитию зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия, ориентированию на горизонтальной и вертикальной поверхностях. Лупу «Топаз» эффективно используют у детей с косоглазием, астигматизмом, миопией и гиперметропией.

  • Прибор «Амблиокор». Он применяется для восстановления ослабленного зрения. В качестве метода реализации воздействия применяют «видео-компьютерный аутотренинг». С его помощью развиваются естественные способности мозга восстанавливать изображение, искаженное на сетчатке глаза.

  1. Средства коррекции

Средства коррекции позволяют восстанавливать неполноценное зрение, а также сохранять остаточное.

  • разнообразная оптическая аппаратура для развития остроты зрения, цветоразличения, бинокулярного зрения, фиксации взора (различного рода линзы, лупы (складная, с подсветкой, лупа – строка), телескопические очки).

  • Предприятие “Луч” (МАН) “Воля” (Россия) разработало и освоило серийный выпуск прибора “Светлячок” двух модификаций: настольный и портативный. Он предназначен для копирования различных рисунков, схем, графиков и т.д. Прибор представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Его рабочее поле выполнено из органического матового стекла, по длинным краям которого закреплены металлические пластинки. Эти пластинки вместе с магнитными вставками образуют систему крепления для листов бумаги.
    Для приведения прибора в рабочее состояние необходимо взять два листа, один с рисунком, а второй - чистый; совместить и положить их на рабочее поле. Затем включить прибор. Прибор готов к работе.

  • Коррекционный прибор “Светлячок” активно развивает прослеживающую функцию глаз, способствует формированию бинокулярного зрения, упражняет ребёнка в зрительно-двигательной координации, хорошо влияет на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи.

  • Прибор “Светлячок” совершенствует графические навыки.

  • Приборы «Ориентир» и «Графика» - это учебные пособия предназначены для коррекционной работы по пространственной ориентировке слепых и слабовидящих детей. Применение этих приборов на коррекционных занятиях способствует развитию моторики, сенсорики, речи и т.д. Преподаватель может легко отобразить каждый рисунок, чертеж из дидактического материала с помощью элементов прибора, а ребёнок с ограничением зрения сможет его прощупать и воспроизвести.

  • Большие возможности для развития зрения заложены в оптическом приборе лупе “Топаз”. Он представляет собой дисплей, который изменяет размер, яркость, контраст изображений, цвет (от черно-белого до цветного). Пособие многофункционально, позволяет решать ряд задач. Оно может быть использовано для обогащения сенсорного и чувственного опыта ребенка, развития зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, ориентировки на вертикальной и горизонтальной поверхности, внимания, речи. Для развития зрительного восприятия используются разные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различные признаки. Пособие удобно для обучения детей элементам изобразительной деятельности, формирования навыка следования инструкции. Лупу “Топаз” эффективно использовать в работе с детьми со сходящимся и расходящимся косоглазием, миопией, астигматизмом, гиперметропией, так как могут быть созданы условия (увеличивают или уменьшают величину изображения) благоприятные для зрительного восприятия при каждом из названных диагнозов.

  • «Амблиокор». Прибор, применяемый в офтальмологии для восстановления остроты зрения. Метод, реализуемый прибором, носит название «видео-компьютерный аутотренинг» (сокращенно - ВКА). В основу его положена технология условных рефлексов, позволяющая восстанавливать контроль нервной системы над процессами, происходящими в зрительном анализаторе. Метод преследует цель развития естественной способности головного мозга восстанавливать изображение, которое искажается на сетчатке глаза. Это позволяет восстанавливать зрение при многих заболеваниях, при которых традиционные методы (медикаментозное лечение или хирургическое вмешательство) не всегда эффективны.




  1. Компьютерные игровые программы:

  • Программа «Чибис», осуществляющая тренировочные и тестовые процедуры для оценки бинокулярного зрения и эффективности лечения бинокулярных расстройств.

  • Программа КЛИНОК-2. Это интерактивная программа диагностики и лечения косоглазия, включающая все процедуры аппаратного лечения, которое проводится на синоптофоре.

  • Программа игровая тренировочная «ЦВЕТОК» с сериями однотипных, усложняющихся зрительных.

  • Программа «Ай» основанная на методах плеоптики, ортоптики, диплоптики, для диагностики и лечения амблиопии, косоглазия и развития бинокулярного зрения. В основе упражнений лежат методы разделения полей. Занятия осуществляется с применением красно-синих очков.

  • Программа "Крестики" - игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, с использованием инвертирующегося шахматного поля. Для воздействия на цветооппонентные и яркостный каналы зрения используют черно-белые, желто-синие и красно-зеленые шахматные поля.

  • Программа для восстановления бинокулярного зрения и лечения амблиопии «Контур». Это бинокулярные упражнения по дорисовыванию фрагментов рисунков, видимых одним глазом, применяемые для устранения подавления функций плохо видящего глаза и тренировки фузии.

  • Программа «Паучок» - игровая форма лечения амблиопии. Стимуляция здесь проводится структурированными динамическими изображениями. В результате, и макула, и периферия получают одновременное возбуждение, активизируя вазомоторную деятельность, конвергенцию и аккомодацию.



20.Тифлотехника в быту и досуговой деятельности.

Тифлотехника – это специализированная отрасль приборостроения, занимающаяся разработкой общих, и специальных принципов конструирования и производства различных тифлотехнических средств, предназначенных для лиц с нарушением зрения.

Тифлотехника в быту и досуговой деятельности.

Тифлотехнические средства культурно-бытового и хозяйственного назначения ускоряют и облегчают процесс формирования умений и навыков самообслуживания незрячих учащихся, повышают их качество, способствуют развитию их самостоятельности.

Имеются такие бытовые тифлотехнические средства, которые расширяют познавательную деятельность слепых и слабовидящих людей в быту. Они представляют собой базу для их физического развития и повышения культурного уровня. К ним относится проекционная аппаратура для чтения, которая дает разное увеличение:

  • Прибор-подставка «Сигма» используется для чтения лицами с ослабленным зрением плоского текста. Он улучшает условия чтения книг, газет, журналов и рукописных текстов. Прибор «Сигма» имеет три степени свободы. Он позволяет установить в удобное для глаз положение лицевую панель с текстом. Это уменьшает утомляемость органа зрения. Первая степень изменения положения панели прибора предназначена для горизонтального перемещения (на себя – от себя). Вторая степень используется для вертикального перемещения. Она учитывает рост пользователя. Третьей степенью пользуются для того чтобы наклонить панель. В приборе «Сигма» имеется индивидуальный люминесцентный светильник с выключателем. Его используют в качестве дополнительного источника света.

  • Увеличивающее устройство VideoLight-VGA является многофункциональным помощником зрения. Оно внешним видом напоминает настольную лампу и используется при чтении текстов, а также просмотре изображений. Благодаря простой и удобной конструкции прибором удобно пользоваться.

  • SenseView – это карманная электронная лупа. Она небольшого размера, имеет плоский экран, размер которого по диагонали равен 10,9 см. Устройство может работать без подключения к электросети до 4,5 часов и весит 221 г. С помощью SenseView можно комфортно заполнять бланки и читать тексты, которые напечатаны мелким шрифтом


Для того чтобы незрячие люди могли самостоятельно и безопасно перемещаться в пространстве, разработаны такие средства передвижения:

  • специальные трости (лазерные, длинные, опорные, складные);

  • системы для ориентации – световые и лазерные локаторы, которые отражают волны, посылаемые прибором от препятствия;

  • электронные приборы с тактильной и звуковой сигнализацией.

Средства культурно-бытового и хозяйственного назначения ускоряют и облегчают процесс формирования умений и навыков самообслуживания незрячих учащихся, повышают их качество, способствуют развитию самостоятельности названной категории учащихся.

Для самообслуживания используются такие тифлотехнические средства культурно-бытового и хозяйственного назначения как: (подробно Вопрос 18)

Пример:

- автоматический нитковдеватель;

- часы (брайлевские наручные «Ракета», электронные говорящие; часы-будильник говорящие с термометром, часы наручные кварцевые, механические);

- весы электронные бытовые говорящие;

Кроме того, средства информационного обеспечения способствуют независимому и быстрому доступу учащихся с нарушениями зрения к информации. Современные компьютерные технологии предоставляют лицам с глубокими нарушениями зрения принципиально новые возможности самостоятельно получать, создавать и получать в общепринятой форме информацию, что в конечном итоге означает приобщение к современной информационной культуре.

Это:

  • Специальные компьютерные устройства

  • Читающие машины, преобразующие обычные буквы в слуховые, тактильные, тактильно-вибрационные сигналы, дающие на выходе звуковые мелодии букв

  • Специальное программное обеспечение (системы для использования телефона и компьютера)

  • Брайлевский дисплей и программное обеспечение экранного доступа. Брайлевскоий дисплей — устройство, которое выводит текст с экрана на специальную клавиатуру на шрифте Брайля. А программное обеспечение, установленное на компьютер, озвучивает все, что выводится на мониторе. Именно эти устройства помогают ученикам эффективно учиться в дистанционном режиме.

  • Тифло-флеш-плеер. Тифло-флеш-плееры отличаются в зависимости от марки, но функционал у всех похож и довольно разнообразен. Благодаря этому гаджету незрячий человек может послушать аудиокнигу, радио, воспользоваться диктофоном или поставить будильник. Многие тифло-флеш-плееры могут подключаться к Wi-Fi, что позволяет пользователю выходить в Интернет.